Наши пальчики устали...
В принципе, эта острая тема дискуссии педагогов, психологов, медиков и других самых разных экспертов не нова. Во многих странах, уровень образования в которых находится на вершине мировых рейтингов, не то что от прописей, от шариковых ручек отказались еще несколько лет назад. А, например, в Финляндии детей учат писать только печатными буквами. И то исключительно ради того, чтобы им легче было освоить раскладку букв на компьютерной клавиатуре. Отказались от ручек в некоторых американских и немецких школах.
Так что постепенную отмену уроков чистописания в школах вполне можно считать явлением если не завтрашнего дня, то самого ближайшего будущего уж точно.
Прогрессивный век информатизации всему миру диктует свои законы. А система образования российской столицы, как известно, признана абсолютным лидером среди других регионов страны, в том числе и по техническому оснащению учебных заведений. И те, кто совсем скоро пойдет в первый класс, свои одиннадцать лет будут учиться с прицелом на перспективу, то есть с учетом дальнейшей компьютеризации всей страны.
И если в последние годы кардинальные перемены затронули преимущественно учащихся средних и старших классов, логично предположить, что реформы рано или поздно доберутся и до младших школьников. По мнению экспертов, с большей вероятностью из учебной подготовки за ненадобностью прежде всего отсечется обязанность учиться красивому и четкому письму. Насколько такой расклад реален, мы поинтересовались у экспертов, мнения которых разделились на прогрессивное «за» и консервативное «против».
ЗА: ГЛУПО ТОРМОЗИТЬ ПРОГРЕСС
С практической точки зрения ну действительно зачем сегодня заставлять малышей, высунув язык от усердия, учиться выписывать крючки и кружочки? Они же с детского сада уже самозабвенно тычут пальчиком во всевозможные гаджеты.
— Вопрос отказа от прописей в начальной школе — очень непростой, — комментирует заместитель руководителя Департамента образования Москвы Гайяр Алимов. — Одни психологи пишут, что чистописание способствует развитию мелкой моторики у детей. Другие говорят, что десятипальцевый метод печати на компьютере не менее продуктивен в этом плане.
Мне кажется, что в младших классах можно придумать множество операций, которые дети могут выполнять руками, развивая мелкую моторику: например, рисовать, лепить из пластилина, собирать конструкторы. Сохранить чистописание можно, но без умения быстро набирать текст на компьютере трудно оперативно получать информацию в интернете, выполнять задания, записывать лекции.
По мнению сторонников отмены чистописания, старшее поколение выступает против этой идеи лишь потому, что отстают от молодежи в мастерстве набора текста. Вот и противятся, защищая устаревший метод рукописного письма.
Дети по своей сущности тянутся к новому и осваивают его быстрее взрослых. И если предыдущее поколение было поколением книг, то современное получает информацию в большей степени через видеоряд.
— Это уже вряд ли можно изменить, — полагает детский психолог Ольга Зуева. — Персональный компьютер давно не диковинка, напротив, он стал чем-то обычным в нашей повседневной жизни. Многие родители опасаются, что их дети «отстанут» или столкнутся с серьезными затруднениями, если не будут к определенному возрасту обладать «компьютерной грамотностью». И опасения взрослых небеспочвенны.
Информационная эпоха, в которую мы живем, действительно требует от детей новых навыков — таких как способность получать, оценивать и интерпретировать большое количество данных. И с этой точки зрения можно понять тех, кто считает эти навыки важнее, чем умение писать каллиграфическим почерком.
Компьютерных программ для малышей с каждым годом становится все больше и больше. И это тоже не случайно.
— Многие родители дошкольников жалуются на неуклюжесть своих детей, на то, что они с трудом повторяют сложные физкультурные упражнения, — продолжает психолог. — Некоторые дети даже к шести годам плохо воспринимают такие понятия, как право и лево. Как ни странно, именно компьютер легко и быстро может помочь в преодолении такого сложного дефекта, для которого даже опытным психологам иногда нужно несколько месяцев.
Объясняется сей феномен легко: в компьютерных играх, от самых простых до сложных, детям необходимо учиться нажимать пальцами на клавиши, что развивает мелкую моторику.
Действия рук нужно сочетать с видимым действием на экране. Так развивается зрительно-моторная координация.
— Я считаю, что в современном мире нужно уделять большое внимание развитию современных технологий, потому что наши дети привыкают работать на компьютерах и планшетах с ранних лет, — говорит заместитель председателя Московской городской организации профсоюзов работников народного образования и науки РФ Сергей Горбун. — И с возрастом эти навыки улучшаются. А умение грамотно печатать десятью пальцами поможет быстрее адаптироваться в океане знаний.
Почти все родители знают, как трудно бывает усадить ребенка за уроки. А на компьютере школьник занимается с удовольствием. Это, по утверждению экспертов, способствует формированию мотивации, произвольной памяти и внимания, а развитие этих качеств особенно важно для шестилетних детей при подготовке к школе.
Но так ли уж безопасно и разумно «натаскивание» детей на интеллект с помощью умной машины?
ПРОТИВ: УГРОЗА ДЕГРАДАЦИИ
Всякое лекарство может стать ядом, если принимать его в неразумных дозах, уверяют врачи. Конечно, компьютер — не волшебная палочка, которая сделает ребенка умным и развитым.
А еще — аккуратным, старательным и дисциплинированным. Ведь именно эти качества в том числе воспитывают в детях на уроках чистописания. Может, лет через десять нынешние первоклашки и будут жить в мире, где любое заявление, подпись на документах, заполнение всевозможных анкет обретут исключительно электронную форму. А шариковые ручки вслед за промокашками и чернильницами станут раритетом. Однако защитники чистописания отстаивают свою позицию совершенно иными, более серьезными аргументами: отказ от обучения детей навыкам прописного начертания букв приведет к интеллектуальной деградации страны.
— Когда ребенок пишет, у него налажена связь головного мозга и пальцев, улучшаются умственные способности, — говорит учитель-логопед, дефектолог Анастасия Медведева. — Печать на клавиатуре — одна из составляющих развития мелкой моторики, однако такая работа более автоматизирована. Человек перестает думать, работает «на автомате».
А при рукописном письме, напротив, развивается речевой аппарат, не только зрительная, но и механическая память. Что сказывается на общем развитии ребенка, в частности формирует его грамотность.
Вслед за логопедами на защиту чистописания сегодня встают физиологи, неврологи, биологи, психологи, придерживающиеся консервативных взглядов. Категорически против таких нововведений также выступают социологи и философы.
— Письмо от руки, на мой взгляд, один из самых доступных и универсальных методов развития человеческого мозга, — говорит психоневролог Тамара Алешина. — Исключение чистописания из школьной программы существенно ограничит права детей на интеллектуальное развитие.
Компьютер — да, многое может. Но работая за компьютером, ребенок становится его нахлебником. Тот за него и умножит, и сложит, и ошибки поправит. И есть опасность, что будущее поколение окажется в зависимости от машины. Нельзя развивать искусственный интеллект, забывая совершенствовать навыки его создателя — человека. Все это напрямую связано с чистописанием. Отменим его, потом решим, что и правописание нам ни к чему.
Действительно, зачем читать, если можно слушать, да и писать ни к чему — легче компьютеру свои мысли надиктовывать.
Если они, конечно, в таких условиях вообще в голове появятся, мрачно комментируют эксперты, стоящие на защите интересов урока чистописания.
— Наш мозг работает по-другому при письме от руки, нежели при нажатии на клавиши, — говорит психолог Людмила Федотова. — Письмо способствует качественной работе речи, мышления, памяти, а значит, и повышению интеллекта. Доказано: словарный запас детей начинает отставать, если они пользуются только клавиатурой.
Не говоря уже о том, что письмо — прекрасное средство от синдрома детской гиперактивности и расстройства внимания.
Кстати, исследования профессора педагогической психологии Вашингтонского университета Вирджинии Бернингер доказывают, что школьники составляют более развернутые предложения, если пишут от руки.
— Мозговую активность можно тренировать по-разному, — комментирует кандидат философских наук Олег Гордеев. — Но не будем забывать, что рукопись — это еще и личный, авторский почерк. Ключевое слово здесь — личность. Чистописание всегда уникально.
А компьютерный набор любого текста обезличен. Для взрослых, умеющих излагать свои мысли и на бумаге и в электронном виде, это не важно. Но ребенку для развития личности важно ощущение собственного «я» при выражении мысли, рассуждений, идей, даже фантазий.
Против компьютерного обучения выступают и офтальмологи. Согласно рекомендациям знаменитого доктора Биттерлиха, один из самых главных негативных факторов влияния компьютера на здоровье — это нагрузка на зрение. Из-за него у детей и подростков чаще всего возникают головная боль и головокружение.
Кто победит в этом противостоянии, вероятно, покажет время. Хочется верить, что между прогрессом и консерватизмом все-таки удастся найти золотую середину.
Подписывайтесь на канал "Вечерней Москвы" в Telegram!