Владимир Шухов - человек, чье творение принесло ему мировую славу и чудом не лишило жизни / Фото: Wikipedia / Общественное достояние

Владимир Шухов. Рожденный дважды

Общество
Девятнадцатого марта башня имени Коминтерна, более известная как Шуховская, передала свои первые сигналы. Мало кто знает, что ажурный гиперболоид на Шаболовке, который принес архитектору мировую славу, мог стать последним путевым столбом на его жизненной дороге.

30 июля 1919 года Совет рабоче-крестьянской обороны издал постановление "установить… в чрезвычайно срочном порядке в Москве радиостанцию" для обеспечения надежной и постоянной связи центра республики с западными государствами и окраинами. Проектная высота предложенной Шуховым башни составляла 330 метров. Однако, в стране не хватало металла, и башню было решено "приземлить".

По заданию Государственных объединенных радиотелеграфных заводов Владимир Григорьевич провел тестовый расчет для шестиярусной башни беспроволочного телеграфа, и осенью 1919 года был дан старт работам по изготовлению гиперболоидных элементов и сборке первого нижнего блока строения.

Несмотря на то что на "укороченный" 150-метровый проект требовалось всего 240 тонн металла, найти в Москве его было невозможно. Вопрос о строительстве радиобашни был поставлен на заседании Совета народных комиссаров и, по личному предложению Ленина, на строительство выдали 240 тонн железа из запасов военного ведомства.

Всю сборку проводили на земле. Не было не только крана, но и элементарных дров для обогрева работающих на площадке строителей. Внутри нижней секции собирали последовательно верхние, а затем, при помощи лебедок, устанавливали одну на другу. Всего их должно было быть шесть. Однако, случилось непредвиденное. При подъеме произошло обрушение четвертой секции. Она рухнула на уже возведенные три, превратив их в груду металла. Двое рабочих погибли. Было незамедлительно начато следствие, которое показало, что ошибок в расчетах и нарушений при монтаже не было. До сих пор существует две версии причины катастрофы: обрушение троса и дефект металла, повлекший за собой усталостные явления. Однако, за оплошность Всероссийская чрезвычайная комиссия приговорила Шухова к «условному расстрелу». Исполнение приговора, по практическим соображениям, было отложено до завершения строительных работ - нужно было успеть к Генуэзской конференции.

Девятнадцатого марта 1922 года башня была сдана в эксплуатацию, и обвинительный приговор с архитектора сняли. По свидетельствам сына, от наград Шухов отказался.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

В каком состоянии сейчас находится богадельня имени Геера

Архитектура с итальянским изыском

amp-next-page separator