Общее дело для хороших людей

Общество
Состоялась ежегодная итоговая встреча участников проекта «Общее дело. Возрождение деревянных храмов Севера».

Завершился седьмой сезон замечательного волонтерского проекта «Общее дело. Возрождение деревянных храмов Севера», вдохновителем которого считается 75-летний помор Александр Порфирьевич Слепинин, человек добрый и неравнодушный. Однажды он понял: еще совсем немного — и уникальный по красоте Никольский храм в его селе будет безвозвратно утерян.

«Дядя Саша» решительно взялся за дело — стал в одиночку спасать и консервировать то, что еще оставалось от храма... В это время и случилась их встреча со священником Алексеем (Яковлевым) и его женой — художницей Татьяной. За прошедшие годы героический почин помора-одиночки превратился в целое движение. Судите сами: 130 экспедиций на Русский Север, в ходе которых обследовано около 270 церквей, в 108 храмах проведены противоаварийные и консервационные работы.

В 11 впервые с момента закрытия отслужены литургии. Но это — всего лишь цифры, в которых, как говорится, души нет. А без нее — ничего не имеет смысла, считает священник Алексей Яковлев, руководитель проекта.

— Статистика не скажет о главном — об изменениях в душах тех людей, которые ездили с нами в экспедиции, — утверждает он. — Бывает, что и одна-единственная поездка может полностью изменить жизнь.

Происходит это по многим причинам. Во-первых, строгая красота Русского Севера действуют на горожан, пресыщенных потребительским изобилием, отрезвляюще. Во-вторых, участие, даже самое минимальное, вроде расчистки мусора или покоса буйной поросли сорняков около заброшенного храма, заставляет по-новому ощутить смысл собственного существования.

А в-третьих, экспедиция на север — это все-таки не турпоездка в отель с системой «все включено» — здесь приходится и в палатке пожить, и физически поработать.

— Город вынуждает маскироваться, для того чтобы соответствовать статусу, — рассуждает отец Алексей. — Поэтому часто бывает нелегко понять, что за человек находится рядом, даже если знаешь его много лет… А когда едешь за сотни километров куда-то на Север, где нет водопровода с канализацией и магазин один на несколько поселков, где размер зарплаты ничего не значит по сравнению с умением разжечь костер и сварить обед на множество людей, починить двери или очистить стену от похабных надписей, то человек там раскрывается гораздо быстрее и, по словам священника, чаще — с положительной стороны.

— С нами плохие люди не ездят, — смеется батюшка. — Только хорошие! А благодаря проекту хороших людей становится больше.

— У нас есть отдельная статистика по свадьбам среди участников, большинство из которых уже стали родителями, — рассказывает батюшка. — Только зачем она вам нужна? Главного-то в ней все равно не увидеть.

Вот в прошлом году на Север поехал один аспирант.

— Невоцерковленный, — уточняет отец Алексей. — Очень заинтересовался уникальной северной архитектурой. В дороге познакомился с девушкой из группы, а по окончании поездки пришел ко мне за благословением на свадьбу! Благословение отец Алексей, конечно, дал, и зимой молодые отправились в медовый месяц на обмеры к тому храму, где познакомились. Правда, по мнению батюшки, они рисковали.

— Зимой на севере не так приятно, как летом, — улыбается он. — Намерзлись они там, конечно, в минус пятьдесят! Хорошо, что не простудились! Впрочем, минус пятьдесят или плюс пятнадцать — это тоже цифры, а значит, совсем не главное…

За семь лет проект сплотил вокруг себя сотни молодых людей — и они сотворили чудо... 

Программа реализуется полностью на благотворительные пожертвования / Фото: «Вечерняя Москва», Антон Гердо

Дмитрий Харитонов, доброволец проекта «ОД»:

- Экспедиция — это всегда хлопоты. Но даже самые рутинные дела могут приносить радость. Главное — это осмысленно действовать и понимать, ради чего все это! Действовать, чтобы окончательно не превратиться в биоробота, невольника огромного мегаполиса, как многие из нас... А если цель выбрана верно, то и в остальном будет порядок!

Андрей Барабанов, архитектор-реставратор:

- Новички часто спрашивают, с чего начинается возрождение храма: с молитвы или с работы? Ответ очень простой: и с того, и с другого! Нужно одновременно молиться и работать. Тогда все получится! Молитва иногда может сделать больше, чем все инстанции, больше, чем физические усилия людей.

Даниил Холмогорский, митрополит:

- Радует, что этот проект по-настоящему «народный». Вдохновленный трудом 75-летнего помора — «дяди Саши», восстановившего храм в своей деревне (именно он считается основателем проекта «Общее дело»), финансируемый простыми русскими людьми, «Общее дело» приносит свои плоды как в плане сохранения культурного наследия, так и в плане приобщения к духовной культуре участников проекта. Возрождение древних поруганных святынь является свидетельством постепенного возрождения душ людей, живущих в нашем Отечестве.

amp-next-page separator