Учащиеся гимназии №402 (слева направо): Мария Закарян, Иван Банин, Анастасия Данкова и Илья Дубров рассматривают альбомы с рассказами про родственников-фронтовиков / Фото: Павел Волков, «Вечерняя Москва»

Патриотизму научат опека над ветеранами и спектакли

Общество
Во вторник, 2 мая, корреспондент «ВМ» посетила гимназию, где успешно работают два музея, посвященные Героям Великой Отечественной войны, и узнала, что знают московские школьники о ветеранах и войне, а также — как общеобразовательные учреждения города участвуют в патриотическом воспитании молодежи.

Как отметили в пресс-службе Департамента образования, в Москве сформирована эффективная нормативная и правовая основа для развития системы патриотического и гражданского воспитания.

— В городской системе образования насчитывается более 1700 сертифицированных музеев, из них военно-исторических — 747, — рассказала руководитель пресс-службы Департамента Мария Ермакова.

Гимназия №402 носит имя Героя Советского Союза Алии Молдагуловой, которая в 1943 году закончила Центральную женскую школу снайперской подготовки в районе Вешняки, где и располагается школа. В общеобразовательном комплексе, который состоит из двух школьных корпусов и трех дошкольных, есть два музея — один посвящен 4-му Гвардейскому Сталинградскому Краснознаменному орденов Суворова и Кутузова механизированному корпусу, второй — герою Советского Союза Алие Молдагуловой.

 В гимназии работает клуб «СВЕНТОВИТ», благодаря которому ребята и стали принимать участие в проектах военно-патриотической направленности / Фото: Павел Волков, «Вечерняя Москва»

Первый музей оборудован как учебный класс, где есть стулья и парты, за которыми ребята изучают историю страны. По периметру музея — застекленные витрины с орденами, фотографиями, личными вещами военных. Здесь хранятся проекты истории семей учеников, плакаты на которых портреты и истории их родственников-фронтовиков. Таких работ за много лет скопилось несколько сотен.

— У нас в гимназии есть клуб «СВЕНТОВИТ», благодаря которому ребята и стали принимать участие в проектах военно-патриотической направленности, — рассказала директор гимназии №402 имени Алии Молдагуловой Юлия Литвинова.

— Недавно к нам приезжали члены военно-патриотического клуба с исторической реконструкцией, они провели для ребят открытый «Урок мужества», собравший ребят в актовом зале, где их вниманию была представлена переносная выставка, на которой можно было увидеть и потрогать руками оружие того периода, снаряжение и предметы быта. Нашими друзьями является Военно-патриотический клуб района Вешняки «Патриот», а в рамках международного сотрудничества мы ежегодно принимаем наших социальных партнеров - военно-патриотический клуб «Астана».

Школьная программа в этом общеобразовательном учреждении тесно связана с музеями. Педагоги и ученики в рамках городского проекта «Музеи, парки, усадьбы» регулярно организуют поездки, которые помогают усвоить пройденный материал, а так же с радостью принимают московских школьников в музее Героя Советского Союза Алии Молдагуловой, который 2-й год входит в данный городской проект.

 Школьная программа в гимназии №402 тесно связана с музеями / Фото: Павел Волков, «Вечерняя Москва»

— То, что ребята проходят на уроках истории, они потом закрепляют в музеях, — отметила Литвинова.

Об одной из таких поездок рассказала ученица 7-го класса Виктория Гавриленко.

— Недавно мы ездили на Поклонную гору, где проходил слет школ, носящих имена Героев Советского Союза. Там было много конкурсов, мы работали в команде, и это помогло мне узнать больше о подвигах других фронтовиков, — поделилась впечатлениями школьница.

Во втором музее, посвященном Алие Молдагуловой, экскурсии проводят сами дети. У каждого из учеников своя витрина, про которую он рассказывает гостям.

- Это музыкальный инструмент «Кыбыз», его звучание пробуждает лучшие струны человеческой души, - начала путешествие по музею четвероклассница Варвара Васильева.

В след за Варей историей Казахского народа поделились еще десять учеников. Они рассказали о национальных костюмах и быте, военном транспорте и, конечно, о подвиге Алии Молдагуловой.

Помимо занятий в музеях, школа принимает участие в акции «Бессмертный полк», а также взяла шефство над ветеранами района Вешняки.

- Когда мы встречаемся с этими людьми, для нас это всегда очень радостное событие. Они несут святость, от них исходит тепло, - со слезами на глазах рассказывает учитель начальных классов Гимназии и руководитель музея Наталья Степанова.

- Безусловно, без трепетного отношения к подвигу служения Отечеству, к истории своей страны, сохранению ее традиций  невозможно сформировать настоящего патриота Родины, знающего и чтящего историю и подвиги своего народа.  Руководители наших школьных музеев Галина Морозова, Наталья Степанова, Людмила Дежурова своим ежедневным трудом формируют крепкую гражданскую позицию наших ребят – отметила директор Гимназии Юлия Литвинова.

Еще одним направлением военно-патриотического воспитания являются детские спектакли. На протяжении нескольких лет Музыкальный детский театр международного фонда развития кино и телевидения для детей и юношества при фонде Ролана Быкова объехал со спектаклем «Военное детство» сотни школ, детских домов и больниц, и в каждом месте эту постановку встречали с большим интересом.

- Наша задача – это не только духовное, но и патриотическое воспитание, поэтому в нашем репертуаре есть военная тема, - отметила режиссер театра Наталья Делициева.

Сюжет постановки, который рассказывает о двух сестрах, чьи родители ушли на фронт и погибли, трогает до глубины души не только взрослых, но и детей.

- В конце спектакля, когда приходит письмо о том, что родители погибли, и у сестер остаются только фотографии мамы и папы, мы видим слезы на глазах наших зрителей, - поделилась Наталья Делициева.

СПРАВКА

С 2013 года на ГБОУ ДПО «Центр патриотического воспитания и школьного спорта» возложены функции Регионального центра подготовки граждан России к военной службе и военно-патриотического воспитания Москвы. Основные направления деятельности Регионального центра: патриотическое воспитание, обучение начальным знаниям в области обороны, повышение уровня физической подготовленности молодежи и другие.

amp-next-page separator