В черном тюльпане. В Афганистане. Последняя война советской сверхдержавы
Опасная командировка застала молодого начальника воздушно-десантной службы, тогда еще 25-летнего офицера-десантника, в расположении части под Витебском.
— 10 декабря 1979 года я сдал дежурство и пришел домой. Только собрался ужинать, как вдруг — звонок. Сразу понял: случилось что-то серьезное. Нас перебросили на аэродром в Болбасове, где две недели мы жили в палатках в лесу. Никто не знал, что случилось. Единственное, что дали нам понять — дело серьезное.
25 декабря поступила команда разбиться на равные группы для посадки в самолеты.
— Вечером мы вышли на погрузку, после чего пришли 32 самолета Ил-76. И тут нам сказали: «Хлопцы, летим в Афганистан». Всем стало понятно, что снаряды в сложившейся ситуации важнее продпайка.
Консервы отдавали ребятам из авиации или попросту выбрасывали, освобождая место для патронов и гранат.
— Наши самолеты садились быстро. Разгрузка каждого борта занимала не больше пяти минут. Самолеты шли по кругу, потом разворачивались и тут же взлетали. Операция была грандиозная — задействовали буквально всю военно-транспортную авиацию. Это была уникальная переброска — за такой промежуток времени под носом у душманов вывалили целую дивизию! Боеприпасов выгружено — уйма! Столица мятежного Афганистана встретила советских солдат тишиной. Афганцы рано ложатся спать, поселки казались опустевшими.
— 29 декабря мы уже были в Кабуле. В нескольких километрах от места нашей дислокации слышалась стрельба. Это спецназ КГБ — «Альфа» и «Вымпел» — штурмовал дворец президента Амина. Мы были в резерве.
Обстановка была напряженной. В город проникали боевики, завозилось оружие.
— Новый год встречали трезвыми. «Подарком» стал один из первых обстрелов со стороны противника. Но первая крупная передряга, в которой мне довелось участвовать, случилась в начале февраля. Толпа окружила наше посольство. Мы смели баррикады, приготовленные «духами» на дороге. Вдруг из толпы по нам открыли огонь. Я дал команду дать очередь над головами. Крестьяне разбежались в стороны, спрятались по арыкам, раскрыв вооруженных «духов». Потом мы их ликвидировали. Но впереди еще были долгие 10 лет войны...
Александр Иванович за Афган получил «Красную звезду» и главную солдатскую награду — медаль «За отвагу». Офицер побывал в разных передрягах, но вернулся к жене невредимым. Карьеру завершил в звании полковника. Сейчас служит в гражданской должности в штабе десантных войск.
— Главное, что я помню о том непростом времени, — мы все чувствовали за своей спиной Родину. Нам все везли самолетами: продукты, мебель, боеприпасы, с концертами приезжали Лев Лещенко и другие наши звезды. За нами была мощнейшая страна.