24 марта 2008 года. Один из самых сладостных моментов для российских любителей «Евровидения»: выступление Димы Билана (слева) на главном песенном конкурсе Европы принесло ему первое место. «Визуализировать» номер ему помогал знаменитый фигурист Евгений Плющенко (справа) / Фото: EPA

Нужно ли нам «Евровидение» и в чем феномен его восприятия

Общество
В минувшее воскресенье, 14 мая, в Киеве состоялся финал «Евровидения-2017». Перипетии вокруг конкурса всем известны. Известно и то, что впервые с 1994 года нас там «не случилось».

Между тем, трудно вспомнить, когда вокруг главного песенного конкурса Европы бушевали такие страсти. На нашем сайте, например, любые заметки, так или иначе связанные с этой темой, не говоря о колонках, вызывали взлет просмотров, споров и откликов. И общество (в который уже раз за этот, юбилейно-революционный год) опять раскололось: одни полагают, что, дескать, нам конкурс и задаром не нужен, другие – оплакивают наше в нем неучастие, третьи – прогнозируют, что будет дальше. Обсудить ситуацию и понять, чем же на самом деле ценен конкурс и стоит ли делать на него ставки, а также феномен предельно неравнодушного отношения к нему россиян мы решили с помощью экспертов в студии сетевого вещания «ВМ».

Круглый стол 15_05_17

Болезненно и нервно

Отмахнуться от конкурса рукой и сказать, что он – пустое место, не выходит. Ведь именно ему мы должны быть благодарны за открытие таких звезд, как Хулио Иглесиас и «Абба», Тото Кутуньо и… Ну и еще многие-многие другие. Впрочем, когда это было? Поскольку последние годы «Евровидения» никакого «звездопада» не принесли, отчего мы так реагируем на него и почему столь болезненно переживаем свое «неприсутствие»?

То, что первым получил слово врач-психиатр Андрей Жиляев, он воспринял с улыбкой, пошутив – ну, мол, обращение к доктору в такой ситуации кажется символичным:

- Это явление сегодня и правда относится в большей степени к области общественного здоровья, нежели к области культуры как таковой… Накал страстей велик, потому что на самом деле на конкурсе переживаются не музыкальные акценты, а политические, касающиеся нашей страны.

Увы, все происходящее свидетельство не лучшего состояния общества, это правда. И в этом смысле Жиляев строг:

- Думаю, что вся эта история со всеми ее фазами хорошо укладывается в концеппцию стрессогенного стимула, который в разных этапах касался разных слоев населения и таким образом получил подобный резонанс.

Жестко? Не без того. Но вы подумайте сами! Ведь материалы, связанные с куда более близкой «к телу» информацией – о пенсиях и даже реновации – и то не вызывают такого взлета активности. А сайт городской газеты довольно точно отражает спектр общественных, пусть и сиюминутных, интересов. Правда, известный гитарист-виртуоз Дмитрий Четвергов с Андреем Жиляевым хоть откровенно и не спорил, но все же во многом не согласился. Кстати, он с кухней «Евровидения» знаком не понаслышке: в 2011 году музыкант делал акустическую версию песни для прекрасной пары из Азербайджана. Что характерно – по просьбе украинских друзей. Прямо 15 дружных республик вспоминаются… А еще на «Евровидении» Дмитрий был в группе Алсу – на том самом конкурсе, где совсем юной тогда певице удалось ярко выступить и по сути начать карьеру.

- Мне, как музыканту, «Евровидение» очень нужно, - говорит Дмитрий. - Потому что это и рабочие места, и возможность показать себя. И в этом году, например, мне очень понравилась песня призера – она интересная, он создал на сцене какую-то магию, волшебство. Не надо отмахиваться от конкурса и как-то принижать его, при всех его минусах. Не будем забывать, что это и способ показать себя, и возможность посмотреть на других.

Галопом по Европам

Может быть, стоит прислушаться к профессионалам? Вот и знаменитый продюсер Игорь Сандлер уверен, что об отказе от участия в дальнейшем и речи быть не может. Мотивировка проста: это наша последняя международная площадка.

- Очень многие конкурсы и фестивали пропали, по разным причинам. И этот конкурс для нас очень важен и нужен, хотя он, мягко говоря, политизирован, и там порой происходили некорректные вещи исключительно из-за этого. Конкурс, при всей критике, набрал серьезные обороты и достиг серьезного уровня, это факт.

Вторит ему и Маша Кац – та самая, с чудесным голосом певица и продюсер, которая была на «Евровидении» первой участницей от России в далеком 1994 году.

- Он нам очень нужен, этот конкурс! Это единственный случай в году, когда мы можем показать себя не только на своей площадке, но и на площадке международной. А где еще? На «Грэмми» нас не зовут, крупные контракты с нашими исполнителями никто не подписывает. Мы давно уже не конвертируемы, хотя, конечно, за этим всегда было спрятана политика.

Объяснила Маша и отчего особенная грусть охватывает ее, профессионала и исполнительницу, именно в этом году:

- Понимаете, когда в Европе был организован этот конкурс, его задача была в том, чтобы все мы перезнакомились друг с другом и с музыкой других. Это был праздник общения. Сейчас, конечно, я вижу, что создаются многочисленные реплики, а порой кажется, что и все песни для конкурса написал будто один человек… Это печально. И все же в этом году случился какой-то перелом: на конкурсе реально победила Песня. Заметьте, кстати: как бы мы ни ругали «Евровидение», победитель всегда имеет большой отрыв от остальных. Даже «бородатая тетка»! И как бы нам ни казалось это болезненным, песня Кончиты Вурст была хороша, да и спета здорово.

Так-то это так, но наша проблема, уверен Игорь Сандлер, в другом: увы, но уровень выдаваемого нами музыкального продукта ныне в мире не востребован:

- В Америке очень развита классическая музыка, и там часто звучат русские классики. Но они – наше прошлое. И на сегодняшнем международном рынке нам нечего представить – ну, разве что балет...

Политолог Сергей Поляков бурно отреагировал на слова Игоря Сандлера:

- «Политизирован»? Это очень мягко сказано. Конкурс отражает магистральные направления политической мысли, и не только политической! Не бывает музыки вне политики. Это видимость. И талантливые исполнители, тонко чувствующие настроения, что бытуют в обществе, очень четко отражают их в своем творчестве. Скажем, появляется некий запрос на «чудесатые» вещи, и тут же появляется ответ – уже упомянутая бородатая женщина, и зритель своим голосованием на нее реагирует. Но в последние годы наметилась некоторая тенденция поворота к консерватизму.

Поэтому и политолог опечален событиями вокруг «Евровидения» именно в этом году – нас там не оказалось именно тогда, когда вновь разрешили исполнять песни на родном языке, за что всегда ратовала Россия, и что долгие годы возбранялось.

- Нам обязательно нужно там быть, на этом конкурсе, голос России должен там звучать, ведь нам есть что сказать и с точки зрения исполнительского искусства, и с точки зрения общественной мысли, - уверен Сергей Поляков.

Музыкальный критик Александр Волков напомнил собравшимся, что нам ничто не мешает принимать участие в других фестивалях и конкурсах, которых что в Подмосковье, что в Европе – полно. Да и по поводу наших «исполнительских» возможностей он не столь безутешен:

- Да, нас есть артисты, которых не поняли или неправильно оценили на конкурсе, но есть также потрясающие, яркие личности, которых не знает никто. Но вы поймите: культура имеет два вектора - творческий и технологический. Мы могли отставать по технологиям, но выражать «душу». А можно идти вперед по технологиям, но тогда неизбежно некоторое отставание в смысле чувств… Надо определиться, чего мы хотим. Евро хорошо продвигается в векторе технологий. И на последнем «Евровидении» это было хорошо видно: все было сделано на уровне, но душевный исполнитель оказался один…

Не нужен нам берег…

Очень жестко и однозначно выступил политолог Валерий Коровин. Он полагает, что от конкурса нужно бежать, сломя голову. Очевидно, Валерий Михайлович стал выразителем мнения наиболее радикально настроенной части общества:

- «Евровидение» - это некий формат европейской цивилизации, победивший в холодной войне и насаждающий сегодня всему миру свою модель трансгуманизма и расчеловечивания. Это некая матрица, по которой должна развиваться культура стран, присягнувших этому европейскому выбору и двигающаяся в фарватере глобального Запада, который перемалывает человечество в некую биомассу. Чтобы понимать некий эталон, направление или вектор, в котором нужно двигаться присягнувшим Европе странам и народам, и проводится конкурс «Евровидение», показывающий, как нужно себя вести и как нужно кривляться, чтобы стать «полноценным европейцем». Если мы выбираем путь разложения, путь превращения в клонов, мутантов и киборгов, нам, конечно, нужно впитывать и воспринимать этот формат. Массы в этом смысле податливы и бездумно следуют за элитами: если по телевидению, скажем, что-то показывают и говорят – смотри, наслаждайся, - то представитель этой массы ровно это делать и будет. Но у народа нашего есть могучий внутренний стержень, повредить который невозможно, он-то и дает ему возможность сопротивляться.

По словам политолога, ВЦИОМ озвучивал цифры, согласно которым 70 процентов россиян считают Россию особой европейской цивилизацией. Ну а въедливые вопросы других экспертов Валерий Коровин блокировал так: наша традиционная культура чужда тому чудовищному зрелищу, которое мы наблюдаем на экране телевидения.

Да, и такие позиции сегодня есть…

Однако собравшиеся вспомнили, как подобная психология «работала» в обществе во времена нашего неучастия в «Евровидении», но участии в Интервидении. А ведь и правда, это было еще относительно недавно! Мы были совершенно замкнуты в пространстве соцстран.

- Музыка - это универсальный язык, на котором говорит человечество, понимая друг друга без переводчиков, - уверен политолог Сергей Поляков. – А «Евровидение» – это, конечно, конкурс идей, выраженных музыкой, но главное – это столкновение цивилизаций.

То есть - своеобразное ристалище, на котором каждая страна с помощью этого языка пытается донести некую свою идею. Только по мнению Валерия Коровина нам такого и близко не надо, а другие политологи голосуют «за», не боясь, что участие в европейском мероприятии растворит или обнулит нашу самоидентичность.

Андрею Жиляеву, впрочем, не нравится сама соревновательная суть «Евровидения»:

- Музыка многомернее, чем то, что представлено на песенных конкурсах. Но зрителю нужно именно представление музыки, и это ему готов дать фестиваль. А конкурсная начинка мешает восприятию. Пытаться что-то завоевать в такой ситуации - это как медальный зачет недавних спортивных чиновников. Так что, подводя итоги, не стоит говорить об этом конкурсе как о явлении – это избыточно. И потом, именно так поддерживается истерическая форма реакции…

Подведем итог

Все нападки оппонентов, в том числе на низкую популярность конкурса за рубежом, Маша Кац нивелировала легким движение руки:

- Я точно знаю, что рейтинги «Евровидения» сопоставимы с рейтингами чемпионата мира по футболу! А элемент соревновательности лишь придает ему пикантность.

Дмитрия Четвергова подобные вопросы даже раздражают:

- Процитирую классика: музыка должна быть вне религии, вне политики, вне жизни и смерти. Надо отбросить всю ерунду и просто получать от нее удовольствие. Пусть звучит тривиально, но музыка должна объединять.

Маша Кац, когда-то стоявшая на сцене ««Евровидения»», подчеркнула, что там, в зале, она не видела циников, а видела только музыкантов, профессионалов.

- Не важно, на какой сцене мы стоим, - уверяет Маша, - мы все равно несем свое – чистый месседж нашей души.

Игорь Сандлер полагает, что при том, что «нам туда – надо», очень важно, кто именно представляет на конкурсе Россию. Кстати, эксперты, не сговариваясь, выступили за идею смены принципа отбора участника на «Евровидение». Сейчас это решает «кто-то там», а почему бы не вернуться к практике Национального отбора для кандидата на поездку на Евро? Ведь именно так, если кто помнит, выбирали Машу Кац! И был результат!

Полагает, что поездки на конкурс всегда важны, и Сергей Поляков:

- Такие музыкальные конкурсы просто созданы для того, чтобы мы на их площадке пропагандировали свою культуру, образ жизни, свое видение мира.

Ну, а критик Александр Волков особенно «зацепился» за тему смены принципа отбора участников:

- Надо сделать его не государственным, а культурологическим, если хотите: так и отношение к нему, когда мы будем знать, что представлять страну будет наш общенародный «выдвиженец», то и отношение к конкурсу будет более объединенным, понятным и правильно выраженным.

- Ну а подготовку к следующему конкурсу нужно начинать уже завтра, - заметил Четвергов. – И еще раз - не воспринимайте музыку потребительски, прошу вас! Воспринимайте душой. Просто расслабьтесь и получите удовольствие.

- А я хочу подчеркнуть, - сказала Маша Кац, - что игнорировать такие конкурсы мы не имеем права, поскольку равных ему по масштабу конкурсов просто нет. Но я хотела бы немного помечтать, - добавила Маша, - что когда-нибудь у нас не будет реплик, что мы не будем покупать песню, а найдем ее тут, и она будет отображать наше творчество и состояние нашего, только нашего контента. Пусть продюсер и музыканты, что бредут сегодня по разным дорожкам, встретятся.

ЕСТЬ МНЕНИЯ

Евроненавидение: эффект бумеранга

Колонка нашего обозревателя Ольги Кузьминой

Сети возбудились не по-детски: Джамалу, победительницу конкурса Евровидение-2016, не пустили на красную дорожку. Ее продюсер Игорь Тарнопольский в деталях описал начало шоу вообще как сплошную цепочку каких-то благоглупостей и нестыковок. Певице, например, накануне предложили лететь на церемонию открытия Евровидения-17 на вертолете. Вроде и ничего предложение, да только "никаких разрешений на полеты над Киевом не выдавалось, и ни одна из ответственных служб ни в курсе" - замечает Тарнопольский. Вот могла бы случиться "веселуха" (далее…).

Евро-хамство-видение

Колонка нашего обозревателя Екатерины Рощиной

Итак, новые сводки с фронта "Евровидение". После того, как Киев нарушил все человеческие, мыслимые и немыслимые, правила хорошего тона, запретив въезд российской певице Юлии Самойловой, "виноватой" в сложившейся ситуации "назначили", похоже, Россию (далее…).

«Евровидение» и честь

Колонка нашего обозревателя Анны Бояриновой

Директор Европейского вещательного союза (ЕВС) Ингрид Делтерне заявила, что, не допуская российскую участницу Юлию Самойлову на «Евровидение», Украина дискредитирует сам конкурс. И пригрозила отстранением Незалежной, если та не придумает, как России принять-таки участие в уже набившем оскомину многим россиянам мероприятии (далее…).

amp-next-page separator