Многие уверены, что топ-менеджерами можно стать по протекции. Сегодня — уже не так. Нужно уметь приносить фирме доход / Фото: pixabay.com

Где и кем нужно работать, чтобы получать больше банкиров

Общество

Российский онлайн-рекрутер HeadHunter назвал самые высокооплачиваемые вакансии на столичном рынке труда. Как выяснилось, это разработчик интеграционных решений — с окладом от 230 тысяч рублей. А также директор по управлению персоналом в IT-компании с жалованьем от 200 тысяч. Где и кем нужно работать, чтобы иметь максимально возможную зарплату? Как найти такую работу и как на ней удержаться? Об этом рассуждают эксперты.

Самые высокие в Москве зарплаты — у топ-менеджеров в фармацевтической отрасли, а также производителей табачной продукции и алкоголя. Они выше даже, чем у банкиров.

Чтобы хорошо зарабатывать, не обязательно быть топ-менеджером, убежден директор департамента управления персоналом компании Ricoh, член некоммерческого партнерства «Эксперты рынка труда» Руслан Ларин.

— Взять, например, самую высокооплачиваемую вакансию HeadHunter — ведущий iOS-разработчик. Зарплата — 300 тысяч рублей, — рассказывает эксперт. — Специалист с такими навыками — товар штучный. Таких работников на рынке крайне мало, отсюда и цена. Или, например, разработчик интеграционных решений — тоже очень редкая специальность, требующая высочайшей квалификации.

По словам эксперта, сейчас на IT-рынке преобладают специалисты, которые учились еще в начале 2000-х. А технологии между тем меняются постоянно!

— Столь высокая зарплата — 230–300 тысяч рублей — объясняется тем, что компании, которые ее предлагают, — это стартапы и работают они пока на деньги инвесторов. При этом рассчитывают на очень высокую маржинальность и могут позволить себе платить так много. Иногда даже больше, чем руководителю отдела или направления.

Зарплаты топ-менеджеров — тайна!

Как пояснил Руслан Ларин, если брать зарплату топ-менеджеров, то есть в буквальном смысле два мира: мир коммерческих и государственных компаний (они же — госкорпорации).

— Госкорпорации, как правило, монополисты, имеющие высочайшую маржинальность, и могут позволить себе очень высокие зарплаты, — рассказывает доктор экономических наук, заведующий центром анализа соцпрограмм и рисков Института социальной политики Сергей Смирнов.

По данным «Форбс», 200 тысяч долларов в месяц (около 13 миллионов рублей) — обычная сумма выплат для высших руководителей госкорпораций. У тех же, кто входит в состав совета директоров, зарплата еще выше.

— Столь огромные зарплаты назначает, конечно, не правительство, а сами компании, — пояснил Сергей Смирнов. — Причем это зарплаты «белые» — с них платятся налоги. Другой вопрос, что разрыв со средней по отрасли просто колоссальный.

Руслан Ларин добавляет: узнать зарплаты топ-менеджеров даже в коммерческом секторе, который, кстати, намного беднее, очень сложно. Они не появляются в открытом доступе, — пояснил эксперт. — Дело в том, что если вы выставите на сайт вакансию топ-менеджера, то в компании моментально возникнет крайне нездоровая атмосфера. Все будут обсуждать, сколько получает начальство, возмущаться и требовать надбавки.

Как пояснил Руслан Ларин, топ-менеджеров в Москве, да и других городах, подыскивают «тихо».

— В кадровых агентствах по подбору персонала есть специалисты, которые ведут «топов» в течение всей их жизни, — рассказывает эксперт. — И когда появляется вакансия, они обращаются к клиенту, который наиболее подходит на должность, и делают предложение. Иногда лично уговаривают. Потому что топ-менеджер — специалист уникальный, его «по объявлению» не наймешь.

Руслан Ларин тем не менее раскрыл средние зарплаты «топов» в коммерческом секторе.

— Тут многое зависит от величины и оборота компании. Если, например, это фирма в 200 человек с годовым оборотом в три миллиарда рублей, то директору по персоналу могут предложить, скажем, 350 тысяч рублей в месяц. А если в компании 20 тысяч человек и годовой оборот уже 30 миллиардов, то зарплата «топа» 650–700 тысяч.

По данным «Форбс», 200 тысяч долларов в месяц (около 13 миллионов рублей) — обычная сумма выплат для высших руководителей госкорпораций / Фото: pixabay.com

Многое зависит от отрасли

Как пояснил Руслан Ларин, зарплата во многом зависит от сферы бизнеса.

— Сегодня самые высокие оклады — в фармацевтической отрасли, сфере IT-разработок, производстве алкоголя и табачки. Чуть ниже — в банковском секторе. При этом, несмотря на постоянные сокращения, «топы» в кредитных организациях зарабатывают очень хорошо, — рассказывает эксперт.

Марат Яфизов, директор департамента прямого поиска компании по найму кадров, уточняет:

— Сейчас рулит фармацевтическая отрасль. Самые высокие зарплаты — если брать коммерческий сектор — там. Недавно я искал директора по продажам для одной фармацевтической компании. Зарплата — миллион в месяц. Ну и разного рода бонусы в случае успешной работы.

Руслан Ларин добавляет:

— При этом «топам» из фармацевтической отрасли, табачки или производства алкоголя обычно довольно сложно найти работу вне своей отрасли. Потенциальные работодатели часто относятся к ним настороженно. Ведь фармацевты, например, зарабатывают на человеческих страданиях.

Чем чаще и тяжелее люди болеют, тем им лучше. Производители табачки и алкоголя имеют доход с вредных привычек людей, разрушающих их здоровье. За людьми из этих сфер как бы тянется шлейф, мешающий им устроиться где-то еще. В их отношении у многих есть негативное предубеждение.

Нельзя снижать планку

Богатые, кстати, тоже плачут. Антон Ремизов, начальник отдела по кредитованию ИП и малого бизнеса в одном из банков рассказывает:

— Я зарабатывал в месяц в среднем 370 тысяч, но в начале 2009-го все рухнуло. Народ перестал кредитоваться, план я завалил и был уволен. В принципе, с моими навыками я могу устроиться тысяч на 100–150 очень легко, причем в своем же банке. Но делать этого было нельзя. Ведь понятно, что квалификация моя выше, что рано или поздно я могу вернуться на свое место. Но строчку в резюме и запись в трудовой книжке, что я работал фактически на рядовой позиции, никуда не денешь. Работодателям не нравятся такие «сбитые летчики».

Антон рассказал, что не мог устроиться на «топовую» позицию больше полугода.

— Я платил ипотеку, и семья почти голодала — денег было совсем впритык. Можно было продать машину, но «топ» ведь на метро не ездит! В общем, было реально очень тяжело. Зато уже в сентябре 2009-го я устроился в филиал одного из крупных банков в Подмосковье на 350 тысяч, тоже начальником отдела.

Непросто «топам» из сферы продажи люксовых товаров. Как только случается кризис, продажи обычно рушатся. Но дело даже не в этом.

— Эти «топы», помимо обычных менеджерских навыков, должны обладать колоссальным чутьем и интуицией: вот это — люкс, а вот это — уже не люкс. И ошибиться нельзя, — пояснил Руслан Ларин. — При этом, конечно, люкс — понятие вроде бы всем известное, но в то же время достаточно эфемерное.

Сегодня самые высокие оклады — в фармацевтической отрасли, сфере IT-разработок, производстве алкоголя и табачки / Фото: pixabay.com

Сила правильного отдыха

Считается, что настоящий топ-менеджер — это такой корпоративный самурай. И вся его жизнь, как у настоящего самурая, подчинена «сюзерену». В нашем случае — это корпорация.

— У топ-менеджеров действительно очень тяжелая работа, — согласен Сергей Смирнов. — Они несут колоссальную ответственность, в том числе за материальное положение сотен и тысяч подчиненных. Ошибка «топа» может стоить развала компании, тогда огромное количество людей просто потеряет работу. Конечно, этой ответственностью отчасти и объясняются сверхвысокие зарплаты.

Руслан Ларин не согласен:

— Топ-менеджеры вовсе не обязательно работают в режиме «24/7». Те, кто давно в бизнесе, научились управлять своим рабочим и личным временем. Научились «выпиливаться» из корпоративной реальности, именно поэтому они и выжили, а не умерли в раннем возрасте от стресса. Я знаю «топов», которые ровно в 18:00 выключают компьютер и спускаются на парковку. А потом едут в спортзал или домой, где посвящают время семье.

Как пояснил эксперт, не умеют переключаться в основном специалисты, которые буквально живут работой.

— Зайдите вечером после работы в любой офис. Боссы, как правило, уже уехали, а многие рядовые сотрудники — за компьютером. Почему? Они не умеют управлять своим временем, не могут выполнить работу в отведенные сроки. Возможно именно поэтому они пока и рядовые. А «топы» потому и «топы», что все успевают, — считает эксперт.

Как стать управленцем

Топ-менеджером, как известно, не рождаются. Им становятся.

— Есть несколько мифов о том, как стать топ-менеджером, — рассказывает кандидат экономических наук, преподаватель МГУ Виктор Кудрявцев. — Один из самых распространенных — руководителем можно стать по блату. Такое да, было в 1990-х, когда в «топы» крупных корпораций попадали родственники чиновников, курирующих отрасль. Сейчас это явление отходит. Потому что топ-менеджер — это прежде всего эффективный управленец, способный приносить компании прибыль.

Если человек таковым не является, то его в лучшем случае переводят на какую-нибудь почетную, но не связанную с принятием решений должность. Потому что «держать на деньгах» неопытного управленца — очень опасно. Можно и прогореть.

Как пояснил эксперт, если хотите стать топ-менеджером, то нужно, во-первых, получить базовое образование в той отрасли, куда вы пришли, а потом постоянно в течение всей жизни учиться управленческим навыкам.

— Разумеется, нужны личная харизма, умение, а главное — желание общаться с людьми, — считает Виктор Николаевич. — Задача топ-менеджера — правильная мотивация сотрудников и постоянный контроль выполнения своих поручений. Топ-менеджер по определению — это не игрок, а тренер команды. Он не может быть индивидуалистом, он коллективист.

По мнению эксперта, одно из главных качеств топ-менеджера — это умение принимать решения и брать не себя ответственность за их исполнение.

— Не нужно думать, что «топ» — это просто сотрудник с большой зарплатой. Обычно это человек более широкого, чем у большинства сотрудников, кругозора. Это человек, способный организовать процесс. Иными словами — настроить машину, которая будет производить деньги, — пояснил эксперт. — Именно за это топ-менеджеру так хорошо платят.

Комментарии экспертов

Владимир Рожков, проректор академии труда и социальных отношений:

— Времена СССР, когда были тарифные ставки, давно прошли, и зарплата сейчас зависит от массы факторов. Например, от формы собственности компании или организации. Сегодня, например, учителя московских муниципальных школ часто получают больше, чем учителя частных. То же самое касается и врачей. При этом надо понимать — на рынке есть востребованные и мало востребованные специальности. Среди рабочих профессий на первом месте водители. Из специалистов с высшим образованием больше всего востребованы бухгалтеры. И это несмотря на прогнозы, что через десять лет такой специальности вообще не будет! А вот например, среди архитекторов, дизайнеров и артистов на рынке конкуренция высочайшая. Людям этих профессий не просто трудно хорошо зарабатывать, но и в принципе найти работу.

Василий Воропаев, сооснователь фриланс-сервиса:

Были, есть и в ближайшие годы будут востребованы представители трех специальностей — программирование, дизайн и маркетинг. Работая удаленно, если вы хороший специалист, можно заработать значительно больше, чем в офисе. Плюс у вас будет свободный график.

Виталий Макарычев, психолог-консультант:

— Зарплата часто зависит от внутренних установок человека, от его самооценки. Люди одного и того же возраста, одинакового образования и опыта могут работать кассиром в сетевом магазине за 30 тысяч рублей и каким-нибудь менеджером по продажам в салоне люксовых автомобилей за 150 тысяч рублей.

Виталий Караев, кандидат социологических наук, преподаватель МГУ:

— Как показывает практика, успеха, в том числе материального, добивается тот, кто каждый раз делает свою работу чуть лучше, чем от него ожидают. Такие люди быстро растут в должности, у них постоянно увеличивается зарплата.

Читайте также: Центробанк объяснил трудности в борьбе с «зарплатным рабством»

amp-next-page separator