По словам Сергея Собянина, создание новой системы позволит вывести онкологическую службу на мировой уровень / Фото: Сергей Киселев/ агентство городских новостей «Москва»

Сергей Собянин: Планируем централизовать онкологическую службу

Общество

Мэр Москвы Сергей Собянин в эксклюзивном интервью «Вечерней Москве» рассказал, как в столице будет модернизирована система оказания медицинской помощи онкологическим больным.

Сергей Семенович, на прошлой неделе вы приняли ряд решений по реорганизации онкологической службы. Что было не так в существующей системе?

— Онкология — важнейшее направление нашей работы. В городе меняется структура населения, растет продолжительность жизни, и вместе с этим мы видим рост числа людей, нуждающихся в лечении онкологии. Это неизбежно, к этому нужно быть готовым.

За последние годы мы прошли достаточно большой путь. Закупили много новейшего оборудования, внедрили современные технологии диагностики и лечения, например ПЭТ/КТ-томографию, «гамманож», лучевую терапию 3D и 4D. В больницах делают сотни операций с использованием медицинских роботов «Да Винчи». Это были шаги, которые позволили изменить тренды в области онкологии. Быстрее стали выявлять заболевания, заболевшие люди стали жить дольше.

Но я считаю, что этих улучшений недостаточно. Даже при существующей материальной базе можно более эффективно использовать ресурсы и добиваться лучших результатов.

Что этому мешает?

— По мнению многих специалистов, главной проблемой является разобщенность онкологической службы. Диагноз ставят в одном медицинском учреждении. Операцию делают в другом. Химиотерапию — в третьем. На реабилитацию могут направить еще куда-нибудь. Тяжелобольные люди вынуждены метаться между разными учреждениями. И все это происходит на фоне сильнейшего стресса, который испытывает каждый, кому поставили страшный диагноз — рак. В идеале от первого подозрения на онкологию до начала лечения должно проходить несколько дней. В реальности этот срок может затянуться на недели. Все это, конечно, никуда не годится.

Проблема существует десятилетия. Что планируете сделать для ее решения?

— Прежде всего планируем централизовать онкологическую службу. На базе 6 крупнейших городских больниц будут созданы многопрофильные центры, в состав которых войдут и амбулаторные диспансеры. В каждом центре будет организован полный цикл лечения — диагностика, хирургия, лекарственная терапия, химиотерапия, диспансерное наблюдение и прочее — по всем видам онкологии.

Где необходимо, закупим дополнительное оборудование и построим новые корпуса. За каждым центром будет закреплено население одного или двух административных округов Москвы.

Что реально изменится для пациентов?

— Основная нагрузка по первичной диагностике рака по-прежнему будет лежать на врачах поликлиник. При малейшем подозрении на онкологию врач обязан назначить пакет анализов и обследований. Причем все они идут по «зеленому коридору» — вне очереди. Если подозрения подтверждаются, пациент направляется к онкологу в многопрофильный центр. И все дальнейшее лечение проходит уже там — в одной медицинской организации. Врач-онколог уточнит диагноз и назначит консилиум с участием хирургов, химиотерапевтов и врачей других специальностей.

Консилиум примет решение о тактике лечения — операция, лучевая, лекарственная, химиотерапия или комбинация этих методов. В процессе лечения пациент будет находиться под наблюдением врача-онколога, который вел его с самого начала. Вся информация о лечении будет включаться в электронную медицинскую карту, чтобы ни один снимок или анализ не потерялся. Это, во-первых, сократит сроки между подозрением на рак и началом лечения до нескольких дней. И, во-вторых, пациенты почувствуют так необходимые им заботу и внимание. Соответственно, станут лучше результаты. Люди с онкологией будут жить дольше, а многие будут просто спасены.

Сохранятся ли онкологические отделения в других городских больницах, помимо многопрофильных центров?

— Есть несколько больниц, в которых исторически сложились сильные онкологические школы по узким направлениям — например, по раку молочной железы или онкоурологии. Разумеется, они будут сохранены. Более того, мы продолжим направлять нуждающихся пациентов для проведения специальных обследований и лечения в федеральные и частные клиники. Но в любом случае — все пациенты будут находиться под контролем лечащего врача-онколога, который позаботится о том, чтобы все было сделано вовремя и как надо.

Смогут ли новые онкоцентры физически принять, обеспечить современное лечение и комфорт для растущего числа пациентов?

— В среднем по городу, да. Но в отдельных округах и по отдельным направлениям дефицит существует. Поэтому приняли решение открыть четыре новых онкодиспансера, три центра лучевой терапии и новый корпус онкогематологии в ГКБ им. Боткина. Мощное онкологическое отделение появится и в новой больнице в Коммунарке.

В одном из прошлых интервью вы рассказывали о закупках современных лекарств для лечения наиболее распространенных видов рака. Как идет реализация этой программы?

— Мы первыми в России перешли на использование новейших таргетных и иммунных препаратов для лечения шести видов наиболее распространенных онкологических заболеваний (рака молочной железы, предстательной железы, почки, прямой кишки, легких и меланомы — прим. «ВМ»).

Начиная с апреля терапию получили 50 тысяч человек. Результаты хорошие. Новые лекарства помогают продлить жизнь даже в тех случаях, которые еще недавно считались абсолютно безнадежными. Поэтому мы приняли решение расширить программу закупки. В 2020 году новейшие препараты начнут получать пациенты, страдающие раком мочевого пузыря, яичников, желудка, опухолями головы и шеи.

Но это только полдела. Новые лекарства назначаются строго индивидуально — в зависимости от характера опухоли и особенностей человеческого организма. Без предварительных исследований начинать таргетную и иммунную терапию бессмысленно. А если исследование проведено некачественно, то на выходе можно получить не пользу, а вред. Значит, нужны анализы качественно другого уровня, чем сейчас. Поэтому мы создаем сразу шесть современных лабораторий. Когда они заработают в полную силу, можно будет ставить задачу обеспечить современными лекарствами от онкологии всех нуждающихся москвичей. Создание новой системы позволит вывести онкологическую службу на хороший, я считаю, мировой уровень. Такая у нас задача.

СПРАВКА

Многопрофильные онкологические центры будут созданы на базе:

— Московской городской онкологической больницы № 62;

— Городской клинической онкологической больницы № 1;

— Московского клинического научного центра им. Логинова;

— ГКБ им. Д. Д. Плетнева;

— ГКБ им. С. П. Боткина;

— ГКБ № 40 с филиалом — медицинским центром в Коммунарке, который откроется в ближайшее время.

Читайте также: Сергей Собянин: Начинаем закупки современных лекарств, помогающих предотвратить инфаркт и инсульт

amp-next-page separator