Учитель объяснила, чем опасна «педагогическая тайна» для детей
Понятие «педагогическая тайна» в России предложили закрепить законодательно. Подразумевается, что, если соответствующие меры будут приняты, учителя не смогут разглашать информацию об особенностях, отклонениях ребенка другим родителям или ученикам.
О том, насколько данное предложение правильно и не ставит ли оно под угрозу других учащихся, «Вечерней Москве» рассказала председатель Ассоциации учителей начальных классов, победитель конкурса «Призвание — учитель» Елена Волкова.
— Конечно, есть диагнозы, которые нельзя озвучивать ни врачам, ни учителям. Но если у ребенка есть такие индивидуальные особенности поведения, как, например, повышенная раздражимость, сопутствующая определенным заболеваниям, другие дети ведь тоже должны быть защищены. Они должны знать, что их одноклассника нельзя провоцировать, что нужно создавать максимум положительных эмоций, говорить добрые слова. Только при условии информированности и родители, и учитель, и ученики смогут действовать в одном направлении, и ребенку с отклонениями или особенностями будет комфортно.
— Не может ли это, наоборот, спровоцировать травлю?
— Есть такие дети, здоровые, которые намеренно провоцируют других учеников, а потом на них же и наговаривают, получив ответную реакцию. В условиях отсутствия информации особенный ребенок просто не может защититься в этом обществе. Его провоцируют — он защищается. Естественно, детям нужно транслировать мысль о том, что издеваться нельзя ни над кем, но в случаях учеников с отклонениями это особенно актуально.
— Как считаете, нужно ли озвучивать именно диагноз ребенка?
— Это совершенно необязательно, на мой взгляд. Это как в больничных листах — диагноз не указывается, но факт зафиксирован. Говорить нужно о правилах культуры и поведения с конкретным учеником, о его особенностях, убеждать этот маленький социум относиться к нему лучше, давать больше положительных эмоций. К счастью, я никогда не сталкивалась с негативным отношением детей к таким ребятам. Наоборот, зная о том, что кто-то из одноклассников немного отличается от них, они всегда были готовы прийти ему на помощь, поддержать, например, при эвакуации помогали одеться, открыть дверь.
— Нужно ли в принципе обучать детей с отклонениями в развитии, тех, кто срывает уроки, проявляет агрессию в отношении других учеников, в обычных школах?
— С тьюторами. Класс — это ведь маленький социум, из которого дети выйдут в общество. И если мы хотим дать им возможность в этом обществе жить, значит мы должны приучить их к нему, дать возможность социализироваться, выучить принятые в нем правила. Но перекладывать всю заботу о таком ребенке на учителя неправильно. Тут либо учить, либо создавать условия.
Читайте также: Избивший учительницу столичный школьник находился под наблюдением психолога