Фото: Кирилл Кухмарь / ТАСС

Проклятия, антисемитизм, угрозы суицидом: учителя рассказали о случаях хамства со стороны школьников

Общество

Общероссийский профсоюз педагогов предлагает внести поправки в федеральный закон «Об образовании» и Кодекс об административных правонарушениях. Авторы инициативы считают необходимым штрафовать родителей за неуважительное отношение их детей к преподавателям. В зависимости от проступка размер штрафа может достигать до 5 тысяч рублей.

Насколько проблема неуважительного отношения школьников актуальна, «Вечерняя Москва» поинтересовалась у российских учителей. Они рассказали о своем горьком опыте общения с трудными учениками.

Антисемитизм и проклятия

Директору тамбовского лицея № 14, заслуженному учителю России Геннадию Любичу есть что вспомнить. Но больше всего ему врезалась в память история с проявлением национализма со стороны ученика.

— Ученик 10-го класса часто использовал плохие выражения по-еврейски. Когда я ему на это мягко намекал, что евреи пишут нестандартно, справа налево, он этого не понимал и однажды очень сильно меня оскорбил словом «жид», — рассказал он в беседе с «Вечерней Москвой».

А историк, кандидат психологических наук, заслуженный учитель России Александр Снегуров поделился двумя эпизодами, которые ему больше всего запомнились.

— Старшеклассник не желал выполнять задания. Позволял себе усмешки. Он говорил в сторону, но я слышал. Я дважды попросил его успокоиться, выйти из класса и пройтись по коридору. После третьего раза я просто вынес его на стуле в коридор, — рассказал Снегуров.

Другая неприятная история связана с учеником, который сыпал проклятиями в адрес учителя.

— Был у меня ученик 11-го класса. Все время сидел боком, разворачивался к другому ученику и говорил ему что-то про меня — у детей-хулиганов всегда есть адресаты. Сидел и говорил злобно, ядовито за то, что я не всегда поощрял его отличной оценкой. Дурные пожелания высказывал: «Чтоб ты сдох». Матерился. В лицо никогда не говорил, — отметил Снегуров.

Несмотря на «невероятное испытание» и «бушевавшие страсти», историк не придавал значения хамству старшеклассника. Он не хотел рушить и без того «хрупкую атмосферу» в классе и привлекать внимание других учеников. Да и времени не было на выяснение отношений. Снегуров преподавал в то время на полставки и вовсю готовил группу к ЕГЭ.

«Грозила суицидом»

Лауреат премии «Учитель года» по физкультуре Дмитрий Бесполов в беседе с «Вечерней Москвой» пожаловался на то, что ученики все реже с ним здороваются.

— Если раньше дети всегда здоровались, то теперь это перестали делать даже выходцы с Кавказа, где к взрослым относятся с особым уважением, — сказал он.

Из конкретных случаев Бесполов вспомнил, как однажды его ученица пригрозила суицидом, если ей не поставят пятерку. Учитель физкультуры отнесся к угрозе серьезно и от греха подальше поставил девушке лучшую оценку. На всякий случай.

Говоря о хамстве, учитель обратил внимание на то, что проблема по большей части кроется не в самих школьниках, а в родителях и учителях, которые неправильно воспитывают или не умеют обращаться с детьми.

— У меня был случай, когда ребенок сломал теннисный стол. Я сказал ему: «Ты там у мамы такие штуки вытворяй». И он до смерти побледнел. А потом выяснилось, что его мама в его присутствии умерла в белой горячке. С тех пор я стараюсь читать личные дела, чтобы знать, кто передо мной, — добавил Бесполов.

Психолог Светлана Колосова объясняет агрессивное поведение подростков по отношению к учителям тем, что первые готовы выходить на конфликт намного смелее, создавая свою систему, где можно самоутвердиться.

— История подростка, прежде всего, про прописывание себя в этом мире. Он видит, что этот мир велик, но все позиции в нем заняты другими людьми и все они, родители, учителя, полиция, соседи, даже продавцы в магазине, пытаются его регулировать. И ему надо доказать, что он тоже личность, создать собственный мир, свою систему, где будет возможность самоутвердиться. Подросток пытается расширить свое положение в разных направлениях: с учителями, родителями, противоположенным полом. Где угодно. Это возраст, когда нет ограничений, опасений, осторожности, понимания границ. И, когда подросток выходит на агрессию, например, с тем же учителем, это говорит о том, что конфликт достиг своего пика: учитель не сдается, подросток не сдается, поэтому он применяет насилие, другие формы протеста. На самом деле, это обычный цикл любого конфликта, отличие лишь в том, что подросток выходит на него смелее, — говорит эксперт.

Психолог рекомендует в конфликтах с подростками пытаться перевести эмоциональную составляющую в рациональную. Скажите: «Я уважаю твой реакцию, готов ее принять, но давай попробуем разобраться». Необходимо показать, что с подростком готовы разобраться в ситуации на равных и по-партнерски. Это очень важно, потому что для подростка показать свою слабость — непростительно.

Читайте также: Врач и директор школы объяснили, почему дети болеют чаще взрослых

amp-next-page separator