Подземный город: какую роль для Москвы сыграл метрополитен в годы войны
В год юбилея Победы на страницах газет и в эфире будет много фронтовых историй. Но жизнь продолжается, даже когда свистят снаряды и разрываются бомбы. Поэтому мы вспоминаем тех, кто оставался в Москве, поддерживал фронт и сохранял дух столицы, даже когда, казалось, мир рушится на глазах. Сегодня мы рассказывает о том, какую роль в самые трудные для города годы сыграл Московский метрополитен.
Появившийся на карте Москвы в 1935 году, метрополитен видел всякое, но годы Великой Отечественной — отдельная глава в книге о буднях подземки. В то нелегкое время было стратегически важно открывать в столице новые станции, поражающие архитектурой и помпезностью.
Такой размах вызывал у москвичей, оставшихся в городе, чувство гордости, вселял уверенность в то, что советскому человеку подвластно все.
— Когда открывалась очередная станция — это было счастье, — вспоминает ветеран метрополитена Юлия Ивановна Кувшинова, которая родилась и выросла в Москве и проработала в подземке диспетчером движения 56 лет, с 1946 по 2002 год — Смотришь, бывает, на панно, на архитектуру и думаешь: в такое тяжелейшее время, а такую красоту построили! Значит, можем!
Стройка под обстрелом
Накануне войны в подземке была 21 станция на трех линиях — «Сокольники» — «Парк культуры», «Киевская» — «Курская», «Сокол» — «Площадь Свердлова» (нынешняя «Театральная»). Но уже в 1943 году открылись «Новокузнецкая», «Павелецкая» и «Завод имени Сталина» (сейчас — «Автозаводская»), а в 1944-м метрополитен пополнился еще четырьмя станциями: «Бауманской», «Электрозаводской», «Сталинской» (переименована в «Семеновскую») и «Парком культуры имени Сталина» (сейчас — «Измайловская»). Кольцевую линию тоже начали строить во время войны, но первую очередь кольца смогли открыть только в 1950 году.
— Мы, дети, а мне в 1942-м было 12 лет, бегали на стройплощадки собирать щепки, а потом топили ими в школе печку.
Задумка была другой
Изначально главное городское «подземелье» задумывалось не только как прогрессивная система внеуличного городского транспорта, но и как укрытие. Но не от бомбежек, а от газовых атак.
— Метро в 1930-х не видели именно как бомбоубежище, — поясняет москвовед Филипп Смирнов. — Военные теоретики в то время предполагали, что враг быстро не доберется до Москвы. Не было смысла сильно заглублять станции. А вот делать тоннели с небольшим изгибом — смысл как раз был. Газ заполняет помещение медленно, и по изгибающемуся тоннелю у человека больше шансов добежать до собственно убежища, защищенного гермозатворами.
В те годы никто особо не боялся, что бомбардировщики долетят до Москвы. А вдруг оказалось, что через месяц после начала войны немец стоял едва ли не на пороге столицы. Эта неожиданность привела к появлению у метро дополнительной функции — бомбоубежища.
Дом ниже уровня моря
Учебные тревоги в городе начались сразу после объявления войны. Властям было важно не допустить хаоса, когда начнутся налеты. Поэтому, когда 22 июля 1941 года фашистские бомбардировщики впервые появились в небе над Москвой, масштабной паники удалось избежать.
— Метро работало до 18 часов. А после прекращалось движение, и на станции пускали людей в укрытие, — рассказывает Юлия Ивановна. — Тех, кто мог двигаться нормально, укрывали в тоннелях, а детей, беременных женщин и стариков оставляли на платформе и в среднем зале. Для них ставили раскладушки. Остальных по сходням спускали на пути и размещали на нарах. Все делали женщины, работающие в метро. Сходни были тяжелые, только вчетвером можно было поднять. В таком режиме метрополитен работал до 1943 года, пока немцев не начали отгонять от Москвы.
Как в сталелитейном цехе
Во время бомбежек в метрополитене скрывались до полумиллиона человек. Люди проводили под землей до 12 часов, и важно было обеспечить их самым необходимым. В метро была организована больница, установлены фонтанчики с питьевой водой и туалеты, здесь работали молочная кухня и библиотека, проводились концерты, выставки и партсобрания. Нагрузка на системы жизнеобеспечения метрополитена была колоссальной. В первые же дни пришлось спешно усовершенствовать вентиляцию.
При этом вентиляционные киоски всегда были под наблюдением: даже во время бомбежек на поверхности стояли посты, которые были на постоянной телефонной связи с «подземельем». Стоило возле вентиляции возникнуть пожару, дежурные тут же звонили вниз, и на поверхность поднималась бригада потушить огонь. Можно сказать, от качества телефонной связи тогда зависели жизни сотен тысяч человек.
Дневник военных будней
Если у вас сохранились письма военных лет или вы готовы поделиться воспоминаниями о жизни Москвы в годы Великой Отечественной, пишите нам по почте 75let@vm.ru. Вместе мы составим дневник военных будней столицы, который будет доступен на сайте vm.ru. Также «Вечерка» и МТС организуют экскурсии на предприятия города, которые внесли вклад в поддержку фронта. Следите за нашими анонсами!
КСТАТИ
В октябре 1941 года в исполнение постановления «Об эвакуации столицы СССР» метрополитен было решено затопить. Утром 16 октября метро закрыли, однако правительство поспешило отменить свое решение, поняв, чем грозит городу уничтожение метрополитена. 16 октября 1941 года — единственный день, когда метро в Москве не работало.
Читайте также: Кенигсберг: идеальный штурм. 75 лет назад, 9 апреля 1945 года, советские войска захватили столицу Восточной Пруссии