Фото: Youtube / Всеволод Могучев

Скандалы внутри церковной ограды: после пандемии среди духовенства РПЦ вспыхнул целый ряд дискуссий

Общество

Из режима ограничений духовенство и прихожане выходят не только с молитвами, но и с чередой необычногромких скандалов, подобно граду, обрушившихся церковное строение.

Мятежный игумен

Самый громкий скандал связан с именем схиигумена Сергия, духовника Срендеуральского женского монастыря в честь иконы Божией Матери «Спорительница хлебов».

Проповеди отца Сергия регулярно появляются в русском сегменте интернета, но с декабря прошлого года, когда схиигумен сделал заявление, что страной управляет чуть ли не предтеча Антихриста, церковное священноначалие, до этого смотревшее на речи монаха сквозь пальцы, решило высказаться. Сама ситуация, когда высшие иерархи Русской православной церкви выступают с публичным порицанием своих подопечных, хоть и не редкость, но каждый такой случай получает определенный резонанс. На этот раз ситуация заострилась особенно, поскольку из уст лица духовного звучали слова, которые обычно привыкли слышать от непримиримых оппозиционеров.

Слова отца Сергия произвели эффект, подобный искрам, упавшим на сухую траву.

Екатеринбургский и Верхотурский митрополит Кирилл, который несет ответственность за духовную жизнь чад в том числе и Срендеуральского монастыря, запретил отцу Сергию проповедовать.

— Вы не должны возглавлять совершение Божественной Литургии и сослужить на ней, равно как не должны совершать иные общественные и частные богослужения, Таинства и требы, не исключая чин экзорцизма. Это требование тем более уместно, что Вы предпочли уйти за штат клира Екатеринбургской епархии, что само по себе предполагает ограничение прав священнодействия. Вы не можете принимать исповедь ни в храме, ни в келии. Вы не можете покидать территорию ИоанноБогословского мужского скита без моего письменного благословения. Вы не можете совершать монашеские постриги и благословлять кому-либо их совершение. Вы не лишаетесь права возлагать на себя наперсный крест и причащаться Святых Христовых Таин, — гласил указ правящего архиерея. Формулировки не допускали каких-либо разночтений и не располагали к расширенному толкованию.

— По православному учению, церковь в любом случае сохраняет единство, даже если от нее отделяются некие люди.

Что касается самого схиигумена Сергия, сохранил ли он единство с церковью, то у меня есть сомнения на этот счет. У меня нет совсем свежей информации по нему, поскольку я не слежу внимательно за каждым его заявлением, но его направление конечной точкой имеет раскол. Не оказаться в расколе он может, если покается. Это в принципе возможно, — так прокомментировал «ВМ» ситуацию священник Георгий Максимов.

Последовало еще несколько видеозаписей отца Сергия, где он призвал привлечь к ответственности власть предержащих.

Спустя месяц последовал указ о запрещении в священнослужении без права ношения наперсного креста впредь до решения епархиального суда Екатеринбургской епархии.

Это одна из самых строгих санкций, которую может наложить священноначалие на клирика. Но и эта мера не смирила мятежного монаха.

Чем более ужесточались меры против отца Сергия, тем более он распалялся. В середине июня обращения следовали чуть ли не каждый день. Снова появилась тема Антихриста, управляющего страной, к которой монах добавил, что церковный суд его не может судить, но только Поместный собор. Дошло до того, что настоятельница монастыря игуменья Варвара с сестрами покинула обитель.

Известный консервативный публицист, редактор сайта, где выступают авторы, придерживающиеся в основном сходных взглядов, Анатолий Степанов, который достаточно редко выступает с критикой церкви, на этот раз заговорил даже о расколе:

«Схиигумен Сергий (Романов) в течение полугода своими проповедями и заявлениями последовательно нагнетал атмосферу вокруг себя, повышал градус критики сначала государственной власти, а потом и церковной… Он отказывается подчиниться и епархиальному церковному суду, и своему правящему архиерею, и Священному Синоду, и Святейшему Патриарху. Вполне логично в итоге, что он заявил о том, что прекращает поминать Патриарха и своего правящего архиерея, т. е. схиигумен Сергий уходит в раскол».

Что интересно, не все консерваторы-традиционалисты приняли эту позицию. Еще один известный православный публицист Константин Душенов стоит за отца Сергия. Он утверждает, что в речи отца Сергия нет ничего, что противоречит вероучению православной церкви.

Среди верующих у схиигумена тоже есть группа сторонников, которые группируются вокруг монархической идеи. В социальных сетях они активно обсуждают ситуацию. Критические высказывания в свой адрес они воспринимают в штыки и настойчиво демонстрируют неготовность вести какой-либо диалог. Точка зрения отца Сергия признается единственно верной, а остальное — от лукавого.

Слова протоиерея Петра Мангилева, члена церковного суда Екатеринбургской епархии, о схиигумене Сергии объясняют, почему его речи признали опасными.

— …«Проповедь» не в мирном духе выдержана и содержит агрессивные призывы, которые несвойственны христианину и не должны звучать ни с церковной кафедры, ни из уст священника, тем более схимника. Понимаете, слово, которое говорит священник, даже если он, кажется, говорит от себя и даже оговаривается, что это его личное мнение, все равно так или иначе воспринимается слушающими в сопряжении с его саном. И если он говорит неразумное, это вызывает обличение церкви в целом. Здесь священник все равно говорит не как частное лицо, как бы он ни старался. Все равно авторитет сана он использует, что, конечно же, привело к соблазну многих людей, — сказал Петр Мангилев.

Благодать через интернет

Перед соблазном многие устоять так и не смогли.

Ситуация со схиигуменом Сергием показывает, что далеко не для всех верующих людей и даже приходского духовенства слова и призывы священноначалия являются авторитетными. Это впервые проявилось еще во время Пасхи, когда многие прихожане и священники открыто шли на нарушение предписаний по дезинфекции лжицы во время причастия.

Священник Тихвинской епархии, настоятель храма Царственных страстотерпцев станции Сологубовка протоиерей Александр Захаров вообще отказался дезинфицировать лжицу, заявив об этом в ролике, опубликованном в интернете. По его словам, он не станет делать этого «никогда и ни за что», даже под угрозой лишения сана. Так моя совесть останется чистой», — сказал отец Александр Захаров.

Даже один из самых медийных священников протоиерей Андрей Ткачев, не отличавшийся раньше духом несогласия со священноначалием, позволил себе в самом начале эпидемии возразить против ограничений доступа в храмы. Правда, потом объяснил, что его не так поняли.

— Я ни в коем случае никого не призываю нарушать карантин. Боже упаси! Раз уж люди вынуждены сидеть дома, то пусть читают Библию. Порой спрашиваешь у человека: «Ты верующий? Да! А Библию читаешь? Нет времени!» Так что сидите дома и читайте Библию», — заявил ВМ Андрей Ткачев.

Чтобы подчеркнуть абсурдность ситуации, он сам вышел на проповедь в изолирующем приборе. Высшее церковное начальство отреагировало на ситуацию более или менее мягко. Запретительных указов не последовало, но митрополит Иларион, председатель Синодального отдела внешних церковных связей, заявил, не называя имен, что такое поведение неправильно.

— У нас есть такие священники, которые говорят: слова патриарха — это не приказ, а пожелание, поэтому вы можете как на него откликнуться, так и его проигнорировать. Все это еще облекается в слова о том, что не надо никого осуждать — ни тех, кто остался дома, ни тех, кто пошел в храм. Я считаю, что такое толкование — это завуалированное сопротивление священноначалию. И сожалею, что есть священники, которые так призывают воспринимать слова патриарха. Но они есть, и с этим мы ничего сделать не можем. Некоторые священники воспользовались нынешней ситуацией, чтобы продемонстрировать бесстрашие перед вирусом, свою твердую веру. И прихожан призывают ничего не бояться. На мой взгляд, такое поведение ближе к фарисейству, чем к православию, — сказал митрополит Иларион.

Ответ конспирологам

Не обошли церковную общественность и слухи о якобы готовившемся поголовном чипировании, которое должно произойти в результате всеобщей вакцинации от коронавируса. Выступление режиссера Никиты Михалкова на своем канале побудило представителей церкви высказываться. Клирик столичной церкви Сергия Радонежского в Бусинове священник Георгий Максимов записал ответное видеопослание, где не без желчи прошелся и по теории заговора, и по паранойе на счет прививок, которая вообще распространена среди некоторой части церковного народа.

В середине 90-х годов прошлого века отдельные священники и монахи в своих проповедях указывали, что получение неких цифровых номеров или кодов, в особенности ИНН, — верный признак скорого конца света и попыток дьявола контролировать людей с помощью нанесения цифровых «печатей».

При этом, если опустить технические вопросы, возможно ли в принципе чипировать через вакцину, то многие представители церкви не раз высказывались против попыток построения систем, которые будут содержать базу данных о всех людях. Появилось выражение «электронный концлагерь».

Eще на Архиерейском соборе 2013 года был принят специальный документ, который назывался «Позиция церкви в связи с развитием технологий учета и обработки персональных данных».

В частности, там утверждалось, что «в связи с тем, что обладание персональной информацией создает возможность контроля и управления человеком через различные сферы жизни, возникает реальная опасность не только вмешательства в повседневную жизнь человека, но и внесения соблазна в его душу». Например, человека могут поставить перед выбором: либо он отказывается от Христа, либо его, что называется, отключают от системы, от общества.

«Любая технология контроля может быть использована, к примеру, для запрета на распространение евангельского учения», — написал на своей странице в мессенджере заместитель управляющего делами Московской патриархии епископ Зеленоградский Савва.

СПРАВКА

Схима — высшая ступень православного монашества, подразделяется на малую и великую. Еще эти монашеские ступени называют «малый ангельский образ» и «великий ангельский образ».

Схимники в монастырях обычно живут отдельно от других монахов и не имеют никаких послушаний, кроме служения литургии и духовничества. Епископы-схимники складывают с себя управление епархией (тогда их называют схиепископы), монахи-священники тоже освобождаются ото всех других обязанностей. Великосхимники или просто схимники носят рясу, аналав — особую деталь облачения, куколь — остроконечную шапочку с крестами, мантию, чутки, сандалии, пояс, хитон.

Главные факты по теме коронавируса в России и мире можно прочитать ЗДЕСЬ >>>

Читайте также: Наши невзгоды

amp-next-page separator