Карта городских событий
Смотреть карту

Наши невзгоды

Религия
Одна женщина подошла к священнику с вопросом, при этом сама едва сдерживала слезы: «Батюшка, как нести свой крест, когда нет никаких сил?» И далее продолжала: «У меня столько бед! Видно, я так нагрешила в жизни, что у Бога ничего, кроме скорбей, для меня не осталось. Ладно, пусть так, но научите, как тянуть эту лямку изо дня в день, когда так безрадостно на душе, так горько, скорбно, что волком выть хочется?»

Да, действительно, в жизни у каждого человека много испытаний, но одного рецепта на всех не пропишешь, ситуации у всех разные. У одного — проблемы в личной жизни, у другого — на работе, у кого-то проблемы в семье и так далее. Но с точки зрения христианства нельзя говорить о том, что все, что с нами происходит плохого, происходит исключительно за наши грехи, в наше наказание. Наши невзгоды — это процесс нашего исцеления, те лекарства, которые мы должны принять, чтобы освободиться от своих страстей.

Непросто в таких обстоятельствах довериться Богу, но учиться этому необходимо. Речь не идет о пассивном состоянии: «доверься и страдай». Необходимо действовать в соответствии с обстоятельствами по Евангелию, потому что между Богом и человеком должно быть сотрудничество, синергия. В любых ситуациях присутствует не только воля Божия, но и воля человека — тот элемент, который Господь у нас не отнял.

Если бы все в мире было безусловно, у нас, наверное, не было бы проблем, а была бы некая заданная программа действий в человеке, перепрыгнуть которую никто не мог бы: ты — пекарь, ты — программист, ты — врач, и ничего другого никому не дано, даже в профессиональном плане. Не говоря уже о более сложных сферах человеческой жизни. Кто бы обрадовался такому состоянию «добрых роботов»? Но так как человек— существо вольное, одаренное отголоском творчества от своего Творца, ему дана свобода действовать по своему выбору.

Чтобы не отклониться от Евангелия, каждый день мы должны делать ревизию своей души, выметать из нее мусор — страсти — и покупать, выражаясь словами преподобного Серафима Саровского, добродетели. Приобретать их теми способами, которыми лучше владеем. Но как быть, когда душу охватывает уныние? Это бывает со всеми. Но чтобы этого не было, надо знать способы борьбы с унынием и в случае необходимости применять их.

Наши невзгодыЧтобы не отклониться от Евангелия, каждый день мы должны делать ревизию своей души / Фото: Александр Авилов / АГН «Москва»

Прежде всего, полезно несколько раз повторить молитву «Слава Богу за все». Можно начать читать 90-й псалом. Кроме молитв, можно сделать, пусть и через силу, без всякого желания, любое маленькое полезное дело: быстрым шагом обойти близлежащий парк, при этом размышляя о красоте созданного Богом мира; помыть полы дома или посетить знакомого пожилого человека и помочь ему навести порядок в квартире; что-то приготовить и угостить сослуживцев, а если будут силы — прочесть главу из Евангелия или даже просто отрывок из любимой книги. И тогда, пусть на йоту, на душе станет легче. Человек должен пробовать разные способы, искать, что подходит именно ему в преодолении уныния.

Есть такая поговорка: даже для того, чтобы просто стоять на месте, а не сползать вниз, надо быстро двигаться. Это применимо и к духовной жизни — и в ней человек постоянно должен прилагать усилия, стремиться восходить вверх. Мы должны помнить, что Господь не сказал, что Царство Небесное дано нам безусловно — ничего не делайте, все спасетесь. Он особо подчеркнул, что Царство Небесное «нудится», т. е. достигается через применение усилия, и всегда — через несение креста.

У каждого свой жизненный крест. У кого-то это — больной ребенок, или одиночество, или потеря здоровья и прочее. Надо молиться Богу, просить сил и вразумления, чтобы понять, для чего даны такие жизненные испытания, и как в этих условиях сохранить верность Христу, и каковы пути исправления, если это возможно.

Приведу пример из жизни. Одного священника пригласили в семью, в которой пятеро детей. Самый старший — инвалид с детства. И детки в этой семье многое умеют. Когда родителей нет дома, один ребенок подогреет еду, другой — помоет полы, третий — посидит рядышком с больным братом, поговорит, почитает, ведь тот прикован к постели.

Братья и сестры, видя страдания своего брата, проявляют милосердие, сострадание, любовь. Уже сейчас эти дети имеют счастье общения между собой и родителями и больным своим братом, счастье заботы о другом. Придет время, родители состарятся, и никто из них не будет говорить с укором: «Я за братом памперсы менял, теперь еще и за родителями ухаживать». Они с детства знают, что человек может оказаться в ситуации ограниченных возможностей, ущемленный в физическом плане, и с детства научены помогать, смотреть не только на свое «хочу — не хочу», а видеть и понимать страдания другого человека.

Дети из этой семьи готовы многим пожертвовать для того, чтобы их брат стал чувствовать себя лучше, чтобы он был в другом настроении, чтобы произошло исцеление, потому что все они, вместе с родителями, молятся об этом Богу. Эти дети и к взрослой жизни будут относиться по-другому. Навряд ли они будут роптать, что вот, мол, каша сегодня без масла. Они знают, что есть более страшные вещи, с которыми другой человек живет ежеминутно: боли, конвульсии, да просто неспособность самостоятельно встать с постели, чтобы дойти до окна и взглянуть на Божий мир. Я думаю, что у них «крест» будет совершенно по-другому восприниматься, и они способны будут взять его и следовать за Христом. Ведь Сам Господь говорил: «кто не берет креста своего и следует за Мною, тот недостоин Меня» (Мф. 10, 38). Оказывается, нельзя идти за Христом, если не берешь свой крест и не несешь его! Без креста идти за Христом бесполезно.

Перед крещением, на огласительных беседах, мы напоминаем людям о том, что христианство — это религия, не проповедующая удобства жизни, а показывающая путь подвига, призывающая постоянно трудиться, исправлять себя, вытаскивать свои недостатки из глубины души и работать над ними. Причем «выкорчевывание» из души одной какой-нибудь страсти может занять не один год, а то и не одно десятилетие — так они порой глубоко укоренены в душе человека. Но без этого труда христианство будет номинальным.

Человек через крещение добровольно вступает на христианский путь. Соответственно, он должен взять на себя и все остальные обязанности, которые на христианина возлагаются. Мы должны пройти свой путь по-христиански, жить полноценной литургической жизнью, Таинствами Церкви, чтобы в нашей жизни был и опыт покаяния и исповеди, и опыт причастия, и опыт молитвы.

И если человеку дан крест, надо не убегать от него, не закрывать глаза, не топить горе и тоску в вине, а рассмотреть его, как врач — больного, подумать, что можно предпринять, какие способы врачевания здесь под силу, и начать действовать.

Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции

Google newsYandex newsYandex dzenMail pulse