Фарфоровая статуэтка Пушкина / Фото: Екатерина Рощина, «Вечерняя Москва»

Пушкин в фарфоре: в чем секрет легендарной статуэтки

Общество

Одна из самых, пожалуй, распространенных фарфоровых фигурок советской эпохи — «маленький Пушкин». Саша Пушкин — лицеист, кудрявый отрок с пером в руке, сидящий за круглым столиком.

Официальное название скульптуры «Юный Пушкин за столом», производитель — легендарный ЛФЗ, Ленинградский фарфоровый завод, год выпуска — 1949. К 150-летию со дня рождения поэта была изготовлена первая партия так полюбившихся всем нам «Сашек Пушкиных». А потом их штамповали на протяжении еще целого десятилетия, и все равно фигурки отлично раскупались.

Есть такой «юный Пушкин» и у нас дома. Если перевернуть статуэтку, то внизу, где фарфор неглазурованный, надпись карандашом: «Ларисе в день рождения. 22.09.1956». Твердый дедов почерк. Лариса — моя мама, тогда еще маленькая девочка с темными гладкими косами, только начавшая постигать азы школьной премудрости. За коротенькой надписью скрыто очень многое. И то, что все же лучший подарок для нас, самой тогда читающей страны, — книга, ну, или что-то, связанное с книгой. В данном случае — вот он, этот фарфоровый Пушкин. И то, как тщательно и с любовью выбран подарок для дочери. Люби книгу, люби русское, хорошо учись! И относись к вещам бережно.

Ведь фарфор так легко разбить. И правда, будто вдохновленная этим подарком, мама всю жизнь была круглой отличницей, обожала всегда и сейчас любит книги, а «маленький Пушкин» до сих пор бережно хранится у нас дома. И даже надпись карандашом не стерлась! Иногда я беру фигурку в руки и вглядываюсь в круглые и ровные, почти печатные, буквы. И мне кажется, что я слышу голос деда.

19 октября

Друзья мои, прекрасен наш

союз!

Он, как душа, неразделим

и вечен —

Неколебим, свободен

и беспечен,

Срастался он под сенью

дружных муз.

Куда бы нас ни бросила

судьбина

И счастие куда б ни повело,

Все те же мы: нам целый мир

чужбина;

Отечество нам Царское Село.

1825г.

Композиция

Поэт выглядит довольно условно: пожалуй, лишь кудри и перо говорят нам о том, что это Пушкин. Но при этом он удивительно узнаваем. Скульптурка очень «живая». Кажется, что только-только Саша Пушкин стремительно вбежал в комнату, сел за столик, чтобы записать перышком летучие свои рифмы. Пушкину здесь лет 12, не больше. Именно в этом возрасте он был принят в Царскосельский лицей — и там для юного Саши Пушкина началась новая жизнь и новая эпоха.

Год выпуска

Статуэтка «Юный Пушкин за столом» была выпущена в 1949 году, к 150-летию со дня рождения поэта.

Роспись

Филигранная роспись по фарфору — особенная черта изделий ЛФЗ. На заводе работала лаборатория, занимавшаяся изготовлением золотых красок. Помимо золота, в орнаментах применялась и платина. А живописные краски выписывались из-за границы. Роспись золотом, выполненная по образцу Е. Н. Лупановой, очень деликатна. Легкие и летящие мазки подчеркивают контуры неодушевленных предметов: пера, столика, бумаги и стульчика. В этих линиях есть что-то от графики самого Пушкина, от его рисуночков, которыми щедро испещрены его рукописи.

Цена

На фигурке указана цена: 3 рубля 40 копеек. Сейчас ее можно купить за 2000 рублей. «Покалеченная» статуэтка стоит, конечно, дешевле. Самый частый дефект у продаваемых статуэток — отколотое перо.

Заводское клеймо

С 1918 до 1936 года на клейме ЛФЗ изображались серп и молот. В 1921 году знак сопровождался словами «В пользу голодающих». В 1922 и 1927 годах наносили юбилейные знаки в честь 5- и 10-летия революции. С 1920 по 1930 год на экспортной продукции стояло клеймо made in Russia.

Лицей

Царскосельский лицей был открыт в 1811 году по инициативе Александра Первого. На учащихся лицея возлагались колоссальные надежды: именно им суждено было стать новыми деятелями общенационального и общегосударственного образа мыслей.

«Основное правило доброй методы или способа учения состоит в том, чтобы не затемнять ума детей пространными изъяснениями, а возбуждать собственное его действие», — говорилось в лицейском уставе.

В красочном варианте

К Съезду литераторов и очередному юбилею поэта очень небольшим тиражом был выпущен «Юный Пушкин» в красочном варианте. Такая фигурка, конечно, редкая и дорогая. Но насколько деликатнее и лаконичнее смотрится привычный нам вариант «белое с золотом»!

Скульптор

Автор скульптуры Софья Борисовна Велихова (1904–1994). Велихова родилась в деревне Колодец Елецкого уезда Орловской губернии. В 1923 году она поступила в художественно-промышленный техникум на специальность «скульптор-прикладник», а затем в Высший художественно-технический институт. В 1948 году Велихова начала работу на Ленинградском фарфоровом заводе. Фигурки, созданные по ее эскизам, знакомы почти каждому. «Маленькая балерина», «Машенька», «Гармонист», «Плясунья» и, конечно, «Юный Пушкин».

ЛЕГЕНДАРНОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ

Императорский фарфоровый завод — легендарное предприятие по производству художественных фарфоровых изделий, расположен в Санкт-Петербурге, основан в 1744 году. За почти триста лет своего существования несколько раз менял название. Сначала назывался «Невская порцелиновая мануфактура», с 1765 года — Императорский фарфоровый завод, с 1917 года — Государственный фарфоровый завод (на клейме писалось ГФЗ), с 1924 года — Ленинградский фарфоровый завод.

В 1925 году завод получил новый статус: в честь 200-летия Российской академии наук он стал называться «Ленинградский фарфоровый завод имени М. В. Ломоносова». Называли это славное предприятие и «Ломоносовский фарфоровый завод», и «Ленинградский фарфоровый завод» — аббревиатура на изделиях ставилась «ЛФЗ». В 2005 году заводу вернулось его прежнее наименование: «Императорский фарфоровый завод».

КСТАТИ

Первый памятник поэту был открыт в Риме в 1837 году. Воздвигла его княгиня Зинаида Волконская сразу после известия о гибели великого земляка, когда даже на могиле Александра Сергеевича никакого памятника еще не стояло. И хотя сам поэт никогда не бывал на римской вилле княгини, зато в ее доме, ставшем в 30-е годы XIX века настоящим русским салоном, часто звучали его стихи. Этот памятный знак сохранился и по сей день, правда, уже вмурованным в стену.

ВМЕСТО ПОСЛЕСЛОВИЯ

«Пушкин — наше все», — эта сентенция, высказанная в 1859 году поэтом Аполлоном Григорьевым, в советские времена приобрела небывалую популярность. Говоря современным языком, фактически стала слоганом пропушкинской рекламно-информационной кампании. Памятники, мемориальные доски, бюсты, улицы и площади, названные в честь поэта, — Александр Сергеевич был везде, во всех видах и доступных материалах: камне, бронзе, фарфоре, гипсе. Школьники старательно заучивали его стихи и писали сочинения на тему «Пушкин — революционный поэт». И мы сами не заметили, как это хрестоматийное, сусальное житие вытеснило живого человека: мятущегося, любящего, страдающего, то летящего к звездам силой своего гения, то рушащегося вниз, в быт и семейные дрязги.

Читайте также: Эксперт рассказал, о каком велосипеде мечтали все советские дети

amp-next-page separator