Луч света в темноте
Сколько предметов способны, подобно машине времени, вернуть нас в юность и детство! Это и виниловые пластинки, и проигрыватель, старенький радиоприемник, пленочные фотоаппараты, чешская хрустальная люстра "с висюльками". И, конечно же, диафильмы. Волшебные, уютные и очень добрые.
Одно из самых радостных детских воспоминаний: просмотр диафильмов. У меня эта маленькая сказка связана с домом бабушки и с долгими зимними каникулами. Январский день короткий, темнеет рано. И вот она, радость! Синие сумерки сгустились до ночной темноты. Достаем диапроектор и диафильмы. Их, диафильмов, целая коробка. Мы с сестрой знаем все наизусть. И "Старика Хоттабыча", и "Путешествие Нильса с дикими гусями", и, конечно, смешного "Пифа". Но каждый такой семейный сеанс - чудесен. Мы все рядом, вместе. Бабушка, дед, дядя, я с Юлей. Диафильм проецируется на белую дверь комнаты. Читает текст всегда дед, такова традиция. А мы смотрим, затаив дыхание. За каждым кадром целая сцена. А сколько еще не нарисовано, но додумывается!.. Все детство я была уверена, что и дед, и бабушка, и даже мой флегматичный дядя смотрели наши детские диафильмы с таким же неподдельным интересом, как и мы с сестрой. И только много позже стало понятно, что для них, взрослых, была важна эта объединяющая три поколения темнота, пронзенная лучом диапроектора, родное дыхание рядом, минуты, проведенные вместе.
Почти в каждой советской семье смотрели диафильмы - разновидность слайд-шоу, сопровождаемого титрами. Диапроектор, на котором смотрели слайды, был дешевой альтернативой узкопленочного кинопроектора. "Управлять" диапроектором мог даже ребенок.
Диафильм - рулон позитивной 35-миллиметровой кинопленки, состоящий из 25 - 50 диапозитивов размером 18х24 мм. Кадры "фильма" выстроены сюжетно и сопровождаются короткими подписями-титрами . Каждый диафильм - это законченное повествование. Для того чтобы его посмотреть, нужен белый экран или даже просто белая стена, на которую будет проецироваться пленка. Диафильм - это "простая версия" немого кино. Помимо развлекательной цели, диафильмы широко применялись в качестве учебных пособий. Интересно, что за рубежом диафильмы в основном показывали именно как вспомогательный учебный материал. К тому же зарубежные диафильмы часто сопровождались аудиоверсией, записанной на виниловом диске или кассете. А в СССР диафильмы в первую очередь считались детским развлечением - почти в каждой семье знакомство с чтением начиналось именно с них. Звуковое сопровождение сильно удорожило бы диафильм, поэтому каждый кадр сопровождался субтитром, который можно было просто прочитать вслух. Целые коллекции сказок и литературных произведений в виде заветных круглых коробочек, хранящих скрученные в рулон пленки, были маленьким сокровищем советской детворы. Их передавали младшим братьям и сестрам как что-то очень личное и любимое.
Стоили диафильмы недорого: 30 копеек - цветная пленка, 20 копеек - черно-белая. Да и сами фильмоскопы были в разных ценовых категориях. Дешевые от 5 рублей, "средние" около 30 рублей. Дорогие диапроекторы ("Пеленг", "ЛЭТИ") стоили 187 - 260 рублей и обычно применялись в лекторской работе.
Массовое производство диафильмов осуществлялось посредством контактной печати на позитивной (с цветами "как есть" - в отличие от негативной, где цвета "наоборот") кинопленке. Выпускалась специальная аппаратура контактной и оптической печати диапозитивов, разработанная на основе серийных кинокопировальных аппаратов. В Советском Союзе для этих целей был сконструирован аппарат "КД-35". Оригинальный негатив получался путем репродукции картин или фотографий, смонтированных с текстом на общей поверхности. После этого он склеивался в кольцо и с него печатался тираж диафильмов на рулоне позитивной пленки длиной 300 м. После проявления кинопленка разрезалась на отдельные диафильмы и упаковывалась в индивидуальные круглые коробки. На экран диафильм проецировался с помощью фильмоскопа, иначе называемого диапроектором.
"Дедушкой" диапроектора можно назвать "Волшебный фонарь". Laterna magica, "волшебный фонарь", появился в Европе в XVII веке и быстро стал популярным развлечением. Благодаря свету сначала масляному, потом керосиновому и, наконец, электрическому, пропущенному через вручную разрисованное стекло, "оживали" волшебные картинки. Их любили показывать на ярмарках, выставках, в варьете. Сеанс сопровождался музыкой, рассказами, чтением и длился до двух часов! Тематика показов "Волшебного фонаря" была самой разнообразной, от развлекательной до политической.
К концу XIX века диафильм стал уже привычным развлечением о всем мире. До немого кино оставался один шаг. Диапозитивы выпускались уже не только на стекле, но и на пленке. Пленочные были значительно удобнее - хотя бы потому, что стекло много весило и требовало особых условий хранения. В России диафильмы назывались "туманными картинами" и были очень любимы в народе. В основном они носили просветительский характер, рассказывали об истории Государства российского ("Святые Кирилл и Мефодий", "25-летие царствования императора Александра Второго"); часто инсценировались литературные произведения. Были и "социально-просветительские" диафильмы: например, знакомили с правилами личной гигиены.
Советский агитпроп не мог обойти вниманием такой современный в те времена и популярный вид искусства. Диапроекторы были дешевы и просты в эксплуатации: одно удовольствие использовать их в агитационной и просветительской деятельности!
П. Мершин, сотрудник Главполитпросвета, сконструировал прибор под названием "ИЗБАЧ". Этот удивительный диапроектор с встроенной динамо-машиной и реостатом давал возможность "показывать диафильмы" даже там, где не было электричества.
В 1930 году в Москве была основана студия "Диафильм". На протяжении более чем полувека его логотип - сказочная яркая птица из пленки - дарила миллионам детишек хорошее настроение и радость. В Советском Союзе диафильмы также производили студии в Ленинграде, Киеве и Ташкенте.
За рубежом они создавались компаниями CBS, The New York Times Company, Coronet Films и другими медиахолдингами.
С "Диафильмом" сотрудничали лучшие мультипликационные и книжные художники СССР. Х. Аврутис, П. Репкин, Е. Мигунов, В. Сутеев, В. Шевченко, А. Савченко, К. Ротов, Кукрыниксы, В. Радлов, Г. Мазурин. Сейчас эскизы многих диафильмов хранятся в фондах Музея кино.
А в качестве авторов и консультантов в студии "Диафильм" работали самые известные и любимые детские писатели эпохи СССР: В. Бианки, Л. Кассиль, К. Чуковский, С. Маршак, С. Михалков и многие другие. Самые "старые" диафильмы коллекции Музея кино - "Сказка о царе Салтане"; и "Конек-горбунок".
Последние ленты на студии "Диафильм" были выпущены в 1993 году. Именно тогда старые добрые диапроекторы окончательно и бесповоротно вытеснили видеомагнитофоны (их позже сменят DVD-плееры). Казалось, что новые технологии убили интерес к диафильмам навсегда. Но в новейшем времени неожиданно опять появились диафильмы и диапроекторы - уже современные. Сейчас в Китае выпускаются диапроекторы "Реджио", а в Белоруссии продолжается выпуск модели "Пеленг-500". В России создана студия "Новый диафильм". Энтузиасты создают в ней новые диафильмы. Ведь диафильм, в отличие от самого динамичного и яркого мультфильма, позволяет включить собственное воображение, дарит незабываемые минуты общения поколений. Кадр диафильма словно говорит - "Остановись, мгновенье! Ты прекрасно".
Сегодня можно достать с антресолей старенький диапроектор и, как прежде, задернуть шторы и направить свет проектора на белый экран. Но многие любители диафильмов просто смотрят на компьютере оцифрованные диафильмы. В интернете их великое множество - есть даже целые сообщества любителей этого особенного вида искусства.
Самый большой архив оцифрованных диафильмов находится на сайте Российской государственной детской библиотеки https:// rgdb.ru/ Здесь можно найти не только любимые с детства сказки, но и даже обучающие ленты по архитектуре, астрономии, истории и многое другое.
ТОП 5
Любимые диафильмы
1. Приключения Пифа. 1960 г. Художник В. Сутеев
2. Старик Хоттабыч. 1970 г. Художник Г. Мазурин
3. Али-Баба и сорок разбойников. 1967 г. Художник Р. Столяров
4. Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями. 1989 г. Художник В. Кульков
5. Крошка-Енот и тот, кто сидит в пруду. 1977 г. Художник Т. Зеброва
МНЕНИЕ
Екатерина Казанцева, автор и координатор проекта "Новый диафильм":
— Идея этого проекта возникла у меня задолго до его реализации. Пожалуй, еще в детстве, когда от любимых картинок замирал дух и хотелось разгадать тайну диафильма. В 2016 году мы с друзьями-художниками просмотрели через старый диапроектор "Зарница" новые диапозитивы с современными картинками, напечатанными на на киностудии, но эффект был тот же. Со временем мы собрали несколько законченных иллюстрированных историй и превратили их в пленки, которые продемонстрировали на выставках. Опыт показал, что такие показы — один из лучших способов привлечь детей к чтению и разглядыванию иллюстраций. Диафильм, несмотря на засилье гаджетов и наш бешеный ритм жизни, может существовать и сегодня - ведь в нем есть живое дыхание, что-то схожее с домашним спектаклем.
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Герман Мазурин, заслуженный художник РСФСР:
— В промышленном масштабе производство диафильмов началось именно в СССР. Я работал на студии диафильмов с 50-х годов. Тогда она была настоящим культурным центром, в ней работали грамотные редакторы, которые приглашали самых популярных детских писателей и талантливых художников для создания диафильмов. И это очень доступное по цене развлечение, которое можно было купить практически везде, к тому же было прекрасно сделано! Диафильм сильно отличается от современных мультфильмов. Первый можно и нужно было рассматривать, а современные мультфильмы - быстрые, шумные, там уже не до деталей. Но сейчас, насколько я знаю, традиция смотреть диафильмы возрождается.
Читайте также: Виновного били молотком