Фото: depositphotos

Насколько выгодно покупать автомобиль за границей в условиях дефицита на российском рынке

Общество

Цены у автодилеров в России значительно выросли в связи с прекращением поставок многих моделей. При этом купить машину можно не только в автосалоне или с рук в РФ, но и за границей в частном порядке. «Вечерняя Москва» пообщалась с автомобильными экспертами, чтобы выяснить, имеет ли смысл такой способ приобретения и какие нюансы стоит учесть тем, кто на это решится.

Выгодно, но не всегда

Как отметил главный редактор издательского дома «За рулем» Максим Кадаков, далеко не все автолюбители считают целесообразным приобретать авто за границей.

— Надо считать, смотреть и складывать приход с расходом: вполне возможно, какой-то смысл есть. Но я уверен, что обычные люди, покупающие недорогие автомобили, таким способом покупки не пользуются. В основном привозят автомобили, которые стоят дороговато или дорого. Тогда сразу возникают варианты с Эмиратами или еще с чем-то таким, — отметил эксперт.

По словам специалиста, в Россию сейчас сложно привезти автомобили из Европы и Америки. Кроме того, известны случаи, когда автомобиль ввозился в страну окольными путями и потом его невозможно было поставить на учет, предупредил Кадаков.

Собеседник «ВМ» заметил, что не всегда покупка авто в других странах будет экономически оправданной. Стоит учитывать и то, что нужный автомобиль приедет не сразу.

— Например, доставка авто из Америки сейчас стоит очень дорого. Мне считали по моей просьбе люди: говорят, может стоить около 20 тысяч долларов. А в Америке дешевых машин уже нет, там тоже все подорожало. Если у вас есть деньги, но нужного автомобиля на нашем рынке нет, то надо смотреть, считать. Но так и раньше было. Пикапы же привозили из Америки, просто сейчас все подорожало (в частности, услуги посредников и доставка). Так что везти можно, но надо считать и ждать полтора–два месяца, отдав свои деньги сейчас, к чему не каждый готов, — подчеркнул Кадаков.

Автоэксперт Вячеслав Субботин порекомендовал обратить внимание на дальневосточный рынок.

— За рубежом машины можно покупать, заказывать, но главный вопрос: как оплачивать? Оплатить невозможно — вот проблема номер один, — заметил собеседник «ВМ». — В Америке и Европе канал не налажен, оплата и логистика сейчас не те. На Дальнем Востоке все отлажено и не умирало десятилетиями. Все, что сейчас попадает в Россию, провозится в основном через Дальний Восток: там есть каналы, довольно быстро делаются зарубежные карточки, в том числе в Японии, и пригоняют машины. По-прежнему основная масса машин за Уралом — праворульные. Я бы на это обратил внимание.

По мнению Субботина, доставка машин из Японии — более выгодный вариант, чем покупка в России. Даже с полным таможенным оформлением такие авто не становятся невероятно дорогими, при этом их качество довольно высокое, подчеркнул автоэксперт.

Найти проверенного продавца

Покупка авто за границей всегда связана с риском, предупредил Кадаков.

— Обычно вам предлагают купить машину у владельца в другой стране через нашего посредника. Получается, что вы не у посредника машину покупаете, а у человека, которого в глаза не видели. Не факт, что он эту машину в принципе отправит в Россию. Можно и концов не найти. Поэтому покупать надо у заведомо проверенных людей. Как их проверить? Разве что только через сарафанное радио, — уверен эксперт.

Как заметил Субботин, мошенников, якобы занимающихся поставками авто из-за рубежа, действительно много. Перед покупкой нужно внимательно изучить договор и на основе рекомендаций выяснить, кто на самом деле пригоняет автомобиль и не обманывает людей.

Нужно снизить пошлины

Снижение ввозных пошлин — мера, которая могла бы помочь российским автовладельцам купить машину за рубежом. Однако такой подход имеет свои минусы, уверен Кадаков.

— С государственной точки зрения, когда вы покупаете подержанные автомобили за кордоном, то стимулируете тамошнего продавца, а он покупает новый автомобиль у местного производителя. По сути, мы стимулируем местного производителя автомобилей. Если смотреть на проблему с другой стороны, то нам же надо как-то помогать людям решать транспортный вопрос: жизнь идет, автомобили стареют. У кого-то, может быть, не было машины, кому-то нужна вторая машина в семье, кто-то просто хочет обновления, — рассказал автоэксперт.

По его словам, в 2022 году наблюдается большой дефицит автомобилей, причем как новых, так и подержанных. Возможность покупки более нового авто за рубежом взамен старого позволила бы повысить безопасность на дорогах, а также улучшить экологию, уверен собеседник «ВМ».

Однако пока предпосылок для снижения пошлин не наблюдается, уточнил специалист.

— С такой точки зрения государство могло бы помочь гражданам, но пока никаких знаков к снижению пошлин нет. Я за такую поправку, хотя бы на краткосрочный период и с четкими правилами игры: чтобы льготы или нулевая пошлина распространялись на конкретные сроки и автомобили. Например, ввозить автомобиль не старше пяти лет и с экологическим классом не ниже «Евро-5». Чтобы везли не хлам, а покупали машину, которая без ущерба для экологии и безопасности могла ездить пять–десять лет, — рассказал Кадаков.

Он подчеркнул, что снижение пошлин на ввоз новых машин несильно улучшит ситуацию с поставками: кроме Китая, такие автомобили в РФ практически никто не поставляет. При помощи параллельного импорта новые автомобили проблематично ввезти в больших масштабах, заметил собеседник «ВМ».

По мнению Субботина, в снижении пошлин нуждаются не только сравнительно новые авто.

— До того момента, когда ситуация стабилизируется, надо снизить пошлины на все легковые машины, как это было в девяностые. Не всерую, не вчерную ввозить, а именно с низкими пошлинами. Чтобы не две цены платить за стоимость автомобиля, а пол-евро или 0,3 евро с «кубика», — отметил эксперт.

Улучшение ситуации с наличием новых иномарок и их стоимостью в салонах наступит, когда в РФ официально возобновятся поставки, уверен Субботин. В данный момент импорт практически отсутствует. Китайские машины в автосалонах есть, однако цены на них также стали слишком высокими, заключил специалист.

amp-next-page separator