Основная задача психотерапии, считал Юнг, - восстановление нарушенных связей между различными уровнями психики / Фото: wikipedia.org

Карл Густав Юнг: Колумб коллективного бессознательного

Технологии
6 июня 1961 года скончался знаменитый швейцарский психиатр Карл Гюстав Юнг - один из основоположников аналитической психологии и последователь Зигмунда Фрейда.

Имя Юнга связано, прежде всего, с психоанализом, в частности с толкованием архетипических образов. Он ввёл в культурный обиход целый пласт архаической мысли - магического и гностического наследия. Именно Юнг "возвёл оккультизм на интеллектуальный пьедестал", придав ему статус престижного знания. Многие направления оккультизма сегодня развиваются в русле основных идей его школы. Психоаналитик также оказал значительное влияние и на антропологию, этнологию, культурологию, сравнительную историю религии, педагогику и литературу.

Будущий учёный родился 26 июля 1875 года в семье пастора швейцарской реформаторской церкви в Кесвиле. С детства он находился в обстановке "соприкосновения с другими мирами". Мать Юнга Эмилия, дед Самуил, бабка Аугуста и кузина Хелен Прейсверк практиковали спиритизм и считались ясновидящими и "духовидцами". Кстати, спиритические сеансы позже устраивал и сам Юнг. Даже его дочь Агата впоследствии стала медиумом.

Закончив медицинский факультет университета в Базеле, с 1900 по 1906 год Юнг работал в психиатрической клинике в Цюрихе. В 1909-1913 годах он сотрудничал с Зигмундом Фрейдом и стал первым президентом Международного психоаналитического общества и редактором психоаналитического журнала. В 1911 году Юнг вышел из Международной ассоциации и впоследствии отказался от техники психоанализа в своей практике. Он разработал собственную теорию и терапию, названную им "аналитической психологией".

В 1922 году Юнг поселился в поместье в Боллингене на берегу Цюрихского озера и на протяжении многих лет строил там так называемую "Башню". Имея в первоначальной стадии вид примитивного круглого каменного жилища, к 1956 году Башня приобрела вид небольшого замка с двумя башнями, кабинетом, огороженным двором и причалом для лодок. В мемуарах Юнг описывал процесс строительства, как воплощенное в камне исследование структуры психики.

С 1933 по 1942 год уже известный всему миру психоаналитик преподавал в Цюрихе, а с 1944 - в Базеле. В эти годы он издавал "Журнал по психотерапии и смежным областям", который поддерживал национальную и внутреннюю политику нацистов по очищению расы, причём выдержки из "Mein Kampf" стали обязательным прологом к любой публикации. После войны Юнг в интервью в качестве оправдания своего сотрудничества с нацистским режимом не нашел ничего лучше как заявить, что "среди его коллег, знакомых и пациентов в период с 1933 по 1945 было много евреев". Тем не менее, он никогда не был осужден официально и, в отличие от Мартина Хайдеггера ему было разрешено продолжить преподавание в университете.

В 1948 году в Цюрихе был организован Институт К. Г. Юнга. Сторонники его метода создали Общество аналитической психологии в Англии, затем подобные общества появились и в США.

Цель психотерапии, по Юнгу, это осуществление индивидуации личности, в соответствии с концепцией психологических типов, разделяемых по установке (экстравертные и интровертные) и по сочетанию функций (мышления, чувства, ощущения и интуиции). Юнг полагал, что существует определенная наследуемая структура психического, развивавшаяся сотни тысяч лет, которая заставляет переживать и реализовывать наш жизненный опыт вполне определенным образом. Это он и назвал архетипами, которые влияют на наши мысли, чувства и поступки. Его изобретением стал ассоциативный тест, то есть исследование свободных ассоциаций к словам. Гипотеза Юнга состояла в том, что некоторые сферы опыта у человека приобретают автономный характер и, не подчиняясь сознательному контролю, имеют в своей основе архетипическое ядро. Архетипы в свою очередь делятся на мужское и женское начала: "Анима" и "Анимус" (от лат. Anima и animus – жизненное начало или душа). Юнг связывал "анимус" с категоричными, жесткими, направленными вовне решениями, а "аниму" - с влиянием эмоций и направленностью вовнутрь.

Согласно Юнгу, в коллективном бессознательном индивида есть несколько "фигур", представляющих безличные бездны психики, так называемые "Тени". "Тень" - это негативная черта личности, формирующаяся на основе его наследственности, но отвергнутая сознанием и оттесненная в бессознательное, некое "Анти-Я". Юнг считал этот архетип животным наследием человека – собранием аморальных, неистовых, страстных желаний, мыслей и поступков, которые абсолютно неприемлемы для социума или идут вразрез с идеалами самого человека.

Основная задача психотерапии, считал Юнг, - восстановление нарушенных связей между различными уровнями психики. В традиционных культурах динамическое равновесие между ними осуществляется, с помощью мифов, обрядов и ритуалов как средств активизации архетипов. Юнг предложил способ арт-терапии, "активного воображения".

Одним из самых известных последователей "психоаналитической школы" стал писатель Герман Гессе, написавший роман "Степной волк" во многом под влиянием юнгианских идей. Роман по своей структуре является своеобразной "книгой в книге". Повествование начинается с предисловия издателя, который решил опубликовать записки, оставленные ему главным героем и озаглавленные "Записки Гарри Галлера (только для сумасшедших)". В своих записях он фиксирует борьбу животного и человеческого начала: "...у Степного волка было две природы, человеческая и волчья; такова была его судьба, судьба, возможно, не столь уж особенная и редкая". В конце романа Гарри открывается новая реальность, но чтобы остаться в ней, необходимо пожертвовать собственным разумом, на что и решается главный герой.

Значительная часть исследований Юнга относится также к области астрологии, в частности, изучения явления «синхронности» психических восприятий разных людей и объективных процессов реальности. Астрология объясняет этот феномен через понятие единых космических ритмов, управляющих коллективным бессознательным. Юнг писал: "Астрология, как коллективное бессознательное, к которому обращается психология, состоит из символических конфигураций: "планеты" - это боги, символы власти бессознательного".

В своих исследованиях и консультациях Юнг широко использовал методы астрологии, введя её в практику психоанализа. Именно он обогатил астрологию многими психологическими понятиями и предсказал её признание в XX веке. Он считал, что "астрологии гарантировано признание современной психологии, потому что она представляет собой совокупность всех психологических знаний древности".

Карл Юнг внес огромный вклад в исследование психики человека. Он считал, что основная проблема человечества не в перенаселении планеты или опасности ядерной катастрофы, а в опасности психической эпидемии, и главным фактором является сам человек, его бессознательная психика. Она и является реальной угрозой, "мир висит на тонкой нити, и эта нить – психика человека".

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

7 необычных фактов о Карле Густаве Юнге

amp-next-page separator