Главное
Истории
Полицейский с Петровки. Выпуск 51

Полицейский с Петровки. Выпуск 51

Секрет успеха. Эдгард Запашный

Секрет успеха. Эдгард Запашный

Эстетика СССР

Эстетика СССР

Березы

Березы

Вампиры

Вампиры

Осенние блюда

Осенние блюда

Инглиш

Инглиш

Самые старые города

Самые старые города

Кокошники

Кокошники

Лесотерапия

Лесотерапия

Феномен Кадышевой: ностальгия по ламповому детству или желание позубоскалить

Сюжет: 

Эксклюзивы ВМ
Общество
Феномен Кадышевой: ностальгия по ламповому детству или желание позубоскалить
Фото: Александр Кочубей / Вечерняя Москва

Эстрадная певица Надежда Кадышева, чья слава пришлась на 1990-е, вновь востребована — среди поколения зумеров (рожденных с 1995 по 2010 год). В одной из самых популярных мировых соцсетей опубликовано больше 20 тысяч роликов с ее песнями. Вслед за ней былую популярность набирает Татьяна Буланова — хит «Ясный мой свет» прослушали 4, 5 миллиона человек, график гастролей расписан на год вперед. «Вечерняя Москва» узнала у экспертов, в чем на самом деле заключается феномен этого явления.

Все началось чуть больше года назад — весной 2024-го, когда 65-летняя певица вместе со своим 40-летним сыном отправилась в очередной концертный тур «Плывет веночек». Одноименный трек 2005 года завирусился в соцсети. Сегодня под меткой #золотоекольцо можно найти больше 20 тысяч публикаций, посвященных Кадышевой и группе «Золотое кольцо». Популярность на одной платформе мгновенно перекинулась на другие. По данным одного из стриминг-сервисов, спрос на треки «Золотого кольца» за год вырос в семь раз. Сегодня у группы 2,5 миллиона слушателей в месяц, это всего в два и в три раза меньше, чем у хайповых Инстасамки и Макана, — теперь Надежду Кадышеву без преувеличения можно поставить с ними в один ряд. Монетизировать внезапный успех тоже удалось: за 2024 год доходы «Золотого кольца» выросли в три раза, средняя сумма гонорара за концерт поднялась с 1 до 3 миллионов рублей, а ценник за участие в летних корпоративах взлетел до 15–20 миллионов рублей. Вскоре внезапная любовь зумеров настигла и Татьяну Буланову, чьи хиты «Ясный мой свет» и «Мой ненаглядный» завирусились в середине июля. По данным музыкального сервиса ведущего российского поисковика, только за короткий период число слушателей «голоса разбитых сердец» 1990-х прослушали более 4,5 миллиона человек. По словам исполнительницы, график ее концертов расписан до конца года и включает в себя 80 шоу. Уже выстраиваются в очередь и организаторы новогодних корпоративов.

Максимальная искренность

Концерты собирают полные залы. Если сейчас вы захотите купить билет на ближайшее выступление звезд на одной из московских сцен, это будет непросто — танцпол, амфитеатр и даже партер распроданы за полгода, только VIP-зона — почти за 22 тысячи рублей.

Причины внезапной популярности искусственный интеллект анализирует следующим образом: вирусный эффект соцсетей (фрагменты песен Кадышевой, особенно припев «Плывет веночек вдоль ночной воды...», начали массово использоваться в коротких видео), ностальгия по «ламповому» детству, беззаботным временам, тренд на народность и аутентичность — в последние годы растет интерес к русской культуре и традициям, что проявляется в моде и дизайне.

Если спросить самих 20-летних, приходящих в кокошниках отплясывать под «Веночек» и «А я вовсе не колдунья», то услышите, например, что «это круче, чем рейв», «В 14 лет я считала, что слушать русскую музыку — отстой. Сейчас мне 21, и в моем плейлисте Надежда Кадышева» или «Кадышева — это искренность на максималках: золото, стразы, народные мелодии». Попадаются и эйджистские комментарии: «Были с подружкой на концерте, выгуляли веночки, познакомились с пенсами, они такие няшные».

В общем, на фоне хрипловатых, манерных, глянцево-брутальных Люси Чеботиной, Анны Асти и Клавы Коки Кадышева — это очень экзотично.

Ну и, конечно, певица немолода — в условиях современной, фрустрированной возрастом культуры это само по себе вызов.

В этом смысле характерны связанные с ней интернет-шутки. Например, картинка с изображением выглядящей усталой артистки и похмельного Григория Лепса и подпись: «Две мои нервные клетки в конце года». Вариант — та же измотанная концертом Надежда Никитична в розовом платье и диалог. Начальник: «Ну что, отдохнула в субботу?» В ответ — молчание и фото Кадышевой.

Сама артистка новую волну успеха не комментирует. На видео из ее Instagram (принадлежит Meta, компания признана экстремистской организацией и запрещена в России) Кадышева говорит, что «очень счастлива» и что «молодежь она очень любит, они — наше будущее». Директор солистки ансамбля «Золотое кольцо» Владислав Дорофеев дополняет: «Самое главное, что мы не пытались заигрывать с молодой аудиторией. Мы оставались искренними, честными, трушными до конца».

Ирония над прошлым

— Из популярности Кадышевой не нужно делать далеко идущих выводов, — считает психолог Сергей Алхутов. — Скорее это ирония над прошлым, а вовсе не ретромания. Русская народная культура в нашем понимании была создана в XIX веке интеллигенцией, Кадышева сделала из нее лубок, современные соцсети — вирус. Мода вообще штука странная, биологи знают, что она бывает не только у людей, но и, например, у насекомых — когда вдруг целое поколение лабораторных дрозофил рождается с красными спинками. Мутация существует на протяжении жизни одного поколения и потом бесследно исчезает. Но то, что она появилась, — неплохо, это значит, что лабораторные насекомые чувствуют себя хорошо, они не находятся на грани выживания, у популяции есть ресурсы для экспериментов. То же касается и моды в человеческом обществе — она краткосрочна, связана с мотивом соответствия (взрослые слушают Высоцкого или Курта Кобейна, а мы Кадышеву) и возникает в благополучных общественных формациях.

Тот факт, что у нас постоянно меняются «моды», по мнению Сергея Алхутова, указывает на то, что не так уж плохо мы живем.

— Поколение назад все сходили с ума по ирландскому фолку — на свадьбах плясали джигу, пятничные вечера проводили в пабах, отмечали и День святого Патрика, в честь которого накрывались зелеными пледами и бегали по Патриаршим. Чем ирландцы взяли простого москвича — неизвестно. Была избыточность, оставались силы. Так и с Кадышевой, выбор на нее пал случайно, — заключает Сергей Алхутов.

Что слушали бабушки

Психолог, музыкальный терапевт Елизавета Тюгаева считает, что Кадышева взлетела на волне возвращения интереса к родному, исконному.

— Приверженность традиционным ценностям возрастает в кризисные периоды. Чем турбулентнее времена, тем больше хочется опоры. Русская традиция — это земля в самом широком смысле слова. Во-первых, на нее можно встать двумя ногами и выдержать любую смуту. Во-вторых, среднестатистический русский человек находится во власти псевдофольклора. То, что мы считаем народными песнями, является не русской деревенской традицией XIX века, а советским фейлкором — искусственно созданными культурными кодами, которые имеют лишь очень косвенное отношение к тому, чем жили наши бабушки. Надежда Кадышева — ярчайший представитель этого культурного слоя. Так как нет знания о том, что есть «тру-фольклор», люди идут туда, где могут найти опору, — говорит Елизавета Тюгаева.

Эпоха нового романтизма

Культурологи также считают, что кокошники на зумерах — явление не только ироническое. Согласно одной из популярных концепций, постмодернизм с его релятивизмом и пересмешничеством уступил место метамодернизму, наследующему модерну и постмодерну. Это модель многополярного мира, в котором сосуществуют несколько «точек серьезности». В литературном поле одним из больших нарра тивов стала мифопроза — яркая и активно развивающаяся, она находит вдохновение в обращении к «народному», мифологическому, универсальным истинам, связи человека, природы и космоса.

Культуролог, религиовед Елена Шапошникова подтверждает, что в популярности Кадышевой есть и иронический, вирусный подтекст, но смеяться долго невозможно.

— Если человек ставит «Веночек» рингтоном на мобильный, вешает в своей комнате постер, покупает билет на концерт, значит, его это здорово зацепило, — считает Елена Шапошникова. — Интерес к народной культуре и фолку со всей его мнимой простотой, архетипичностью и хтонью возникал в периоды главенства романтических культурных парадигм и развивался в противовес некоему глобальному тренду, например, в пику искусству классицизма, провозглашавшего античность как эстетический эталон. Одной из первых ласточек «народности» стал корпус текстов об Оссиане, опубликованный поэтом Джеймсом Макферсоном в 1760-е. Манускрипт Оссиана, поэта III века, писавшего на гэльском, был якобы найден в ходе экспедиции по островным монастырям. К народному эпосу и фольклору активно обращались немецкие романтики — братья Гримм, Лессинг, Гофман, Гауф. И британские романтики — Шелли, Байрон, Полидори. В России это подхватили символисты на рубеже веков. Александр Кондратьев написал демонологический роман «На берегах Ярыни», Алексей Ремизов, Федор Сологуб, Сергей Городецкий искали вдохновение в русском фольклоре. И все это было очень популярно у читателей. Кадышева, конечно, не настолько рафинирована, но истоки интереса к ней, похоже, те же.

Чувствовать, а не показывать

Психотерапевт Ярослав Соколов находит, что тренд на Кадышеву — не шутка.

— Сарафаны, народные песни, «Широка река» в плейлистах зумеров — все это кажется странным, пока не взглянешь глубже. За иронией и мемами скрываются настоящая усталость и тревога, с которыми живет поколение Z, и желание вернуться туда, где можно почувствовать простые человеческие эмоции, — говорит Ярослав Соколов.

По мнению эксперта, ретромания — это не просто тяга к старым песням и стилю, это попытка найти опору в мире, где все меняется слишком быстро. Молодые люди растут под постоянным давлением: нужно успевать, быть лучшей версией себя, конкурировать. Ретро дает иллюзию простоты и понятности: «Раньше мир был медленнее, и люди были настоящими». Это способ пережить тревогу и почувствовать почву под ногами хотя бы на время.

— Кадышева — это эмоциональная прямота, которую молодежь сейчас редко встречает в шумном и саркастичном интернете. В психотерапии мы часто видим: человек интуитивно тянется туда, где можно почувствовать тепло и понятные эмоции, даже если это тепло — стилизованная «деревенская душевность». Песни Кадышевой дают место и радости, и грусти, создавая безопасное пространство, где можно выдохнуть. Интерес к фолку связан с общим стремлением молодежи к мифам, корням и «ручной» культуре в современном мире технологий и алгоритмов. Фэнтези, аниме, славянское и японское этно дают возможность прикоснуться к простым историям, где есть место чуду, искренности и человеческим чувствам. Это способ создать свою «маленькую вселенную» в большом мире, где все сложно и все нужно объяснять, монетизировать и оптимизировать. За этим стоит тихий, но упорный протест против жизни, сведенной к эффективности и вечной гонке. Глобализация и культ продуктивности утомляют. Мы все так или иначе ищем уголок, где можно перестать бежать и почувствовать себя настоящим. Где не нужно быть успешным, остроумным или продуктивным, а можно просто петь вместе с голосом из детства. И если для этого нужна песня «Широка река» — пусть будет так. Отмечу, что то не бегство в прошлое, а попытка вернуть себе что-то настоящее, — утверждает психотерапевт Ярослав Соколов.

КСТАТИ

Вирусная популярность той или иной музыки всегда была связана с социальными тенденциями. Так, в период оттепели отечественная эстрада впитывала западные тренды. Появлялись собственные хиты с элементами джаза и рок-н-ролла, например «Черный кот», «Замечательный сосед», «Песенка о медведях».

В конце 1980-х — начале 1990-х в Россию пришла электронная музыка. В мире первые эксперименты с синтезаторами и драммашинами начались еще в 1970-х.

Повальной была мода и на русский рок, появившийся в начале 1980-х на базе московского и ленинградского рок-клуба: «Ария», «Черный кофе», «Аукцыон», «Алиса» стали голосом поколения, закрывая одновременно и потребность в «западном» звучании, и чисто русское пристрастие к стихам, в которых присутствовал бы лирический, но неравнодушный к общественному герой.

МНЕНИЕ

Куда плывет веночек

Екатерина Рощина, обозреватель:

— Неожиданный успех Надежды Кадышевой и ее «Золотого кольца» у молодежи, конечно, многих удивляет. Думаю, удивлена даже и сама Кадышева — вроде как карьера ее уже уверенно клонилась к закату, и вдруг такой взлет. И не только на «Алых парусах»! Моя невестка Настя, учительница, рассказала, что на выпускном вечере в этом году ребята просто взревели и порвали танцпол, когда «включили Кадышеву». «А что это — стеб или на самом деле молодежи нравится?» — спросила я Настю. Она сказала, что, по ее наблюдениям, сначала начиналось как ирония, как прикол. А потом вот втянулись в народные мотивы. И теперь — широка река! Стало модным — и теперь всем нравится. Такое же было, например, с «Мистером Трололо» — Эдуардом Хилем. Несколько лет назад ворвался он в музыкальную повестку и стал вновь популярен, правда, ненадолго. Кадышева — это, конечно, абсолютный неформат современной музыкальной повестки, и внешне, и по вокалу, и даже по организации концертной деятельности. Это же в чистом виде «семейный подряд». Муж Александр Костюк написал все ее хиты, он создатель и руководитель «Золотого кольца». Вместе с Кадышевой поет их сын Григорий Костюк. Да, мы многие годы посмеивались над «балалаечниками» и «кокошниками». Казалось — это такой вот лубок, место которому на сцене областного ДК. При этом, например, слушали ту же Верку Сердючку — забавного фрика Данилко. Я, правда, не готова в свой плейлист включить ни Сердючку, ни Кадышеву. Но если кому-то нравится, то почему бы не порадоваться успеху «Золотого кольца» и других исполнителей в стиле русского народного фолка? И веночек — плывет. И березы — шумят.

Вместе с Кадышевой популярность в Сети у нового поколения набрал певец Прохор Шаляпин, когда-то выступавший с ней дуэтом. Мужчина стал олицетворением гедонизма, а ролики с его цитатами набрали сотни тысяч просмотров. Почему все резко «влюбились» в Шаляпина — в материале «ВМ».

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.