Оборудование смонтировано, необходимые разрешения получены, а специалисты прошли необходимое обучение. / Фото: Владимир Новиков, «Вечерняя Москва»

Доктор, держите дистанцию!

Технологии
Лечить на расстоянии научились достаточно давно, но только сейчас телемедицина в России получила законодательную поддержку, хотя еще очень робкую.

Закон о телемедицине подписан и вступит в силу 1 января 2018 года, а его отдельные положения — с 1 января 2019 года.

«Вечерка» пыталась понять, как это изменит отношения врачей и пациентов.

Всемирная организация здоровья определяет понятие «телемедицина» как предоставление услуг здравоохранения на расстоянии с использованием информационно-коммуникационных технологий в целях диагностики, профилактики, проведения исследований или лечения заболеваний и травм.

К моменту принятия закон потерял большую часть своей революционности. С самого начала разработчики предполагали, что теперь можно будет ставить диагноз без очного посещения врача. Присылаешь в поликлинику результаты исследований, и тебе выдают диагноз, делают назначения и выдают все вплоть до электронных рецептов. Но в итоге Минздрав и законодатели решили, что такой эксперимент ставить рано. Хотя бы потому, что врач в России не существует как самостоятельное юридическое лицо, которое оказывает медицинские услуги.

Ответственность за лечение пациента всегда несет медицинская организация. А если врач оказывает онлайнконсультацию, то призвать к ответу за врачебную ошибку будет некого.

Ожидая приема закона, крупные интернет-компании даже создали свои онлайн-поликлиники. Но поторопились. Принятый закон не дает возможности заниматься такой деятельностью.

Так что телемедицина пока — это дистанционные консультации и консилиумы, причем с обеих сторон должны находиться люди с медицинским образованием. Возможен также дистанционный мониторинг состояния здоровья пациента — но после очного первичного приема.

Для того чтобы идентифицировать участников консультаций, планируется разработать соответствующую электронную систему.

Это сложно, но иначе выдавать электронные рецепты, в том числе на наркотические средства или психотропные вещества, просто невозможно. Эта система должна заработать еще через год, с 1 января 2019 года.

Получается, что закон о телемедицине пока не принесет кардинальных изменений в порядок оказания медицинской помощи, в ближайшие год-два получить больничный дистанционно не получится. Но закон ввел в законное русло практику дистанционных консилиумов. Это направление развивается в Москве очень активно и успешно.

В САМОМ НАЧАЛЕ ПУТИ  

Владимир Грицаюк, глава Дирекции по обеспечению деятельности госучреждений здравоохранения ТиНАО:

— Без ложной гордости могу сказать, что в развитии телемедицинских услуг мы в Москве на первом месте.

Прекрасный пример — городская больница Щербинки. В каждом из четырех подразделений больницы организованы кабинеты для телеконсультаций.

Если человеку, который живет в поселке или гарнизоне, требуется экспертное заключение узкого специалиста, он может получить его в поликлинике по месту жительства.

А раньше приходилось ждать неделями или ехать в Щербинку, по предварительной записи.

Наша система позволяет использовать любые текстовые, фото- и видеофайлы (УЗИ-исследования, рентгеновские снимки, ЭКГ) — их могут видеть все участники консультации.

Весь документооборот в электронном виде, функция распознавания речи фиксирует все сказанное и формирует заключение.

Пациента представляет его участковый врач, который знает все детали истории болезни. А на другой стороне — врачи из ГКБ им. Юдина, Первой Градской или детской Морозовской больницы. С начала сентября мы начинаем сотрудничество с ГКБ № 52 и Центром паллиативной медицины. В середине сентября запустим мобильное приложение для всех платформ. Это не врачебные онлайн-консультации, а советы дежурного администратора, который поможет записаться к нужному специалисту и ответит на все вопросы, связанные со здоровьем и медициной. Это бесплатно для всех граждан, не только для жителей Москвы.

Светлана Мирзахамидова, заместитель главного врача по клиникоэкспертной работе ГКБ им. С. С. Юдина:

— Телемедицинские консультации в нашей больнице на плановой основе начались с февраля этого года. Сейчас они проходят еженедельно по пятницам, причем телемосты устраиваются не только с Новой Москвой, но и с медицинскими учреждениями севера столицы. Началось все с кардиологических пациентов, теперь мы консультируем больных с травмами, а также больных урологического и хирургического профиля.

Расхождения диагнозов между нашими и лечащими врачами нет. На той стороне доктор докладывает результаты обследования, рассказывает, как он видит проблему.

Наши специалисты согласовывают, к примеру, проведение коронароангиографии, чтобы потом решать, проводить ли аортокоронарное шунтирование (это большая открытая операция) или чрезкожное коронарное вмешательство. Таким образом, пациент сразу приезжает на госпитализацию с вещами, минуя этап очной консультации, который для больного человека является дополнительной нежелательной нагрузкой.

Сейчас мы начали сотрудничество с Центром паллиативной медицины.

В случаях инкурабельных онкологических или терапевтических заболеваний мы вместе решаем, продолжать ли лечение или врачи сделали все что могли и пациент подлежит паллиативной помощи. Такое решение — большая ответственность и требует диалога с коллегами.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Владимир Путин, президент РФ:

— В ближайшие два года предлагаю подключить к скоростному интернету все больницы и поликлиники нашей страны. Это позволит даже в отдаленном городе и поселке использовать возможности телемедицины, быстро получать консультации коллег из региональных и федеральных клиник.

Подписывайтесь на канал "Вечерней Москвы" в Telegram!

amp-next-page separator