Раскрытие механизма образования дефектов в футеровке позволяет разработать меры по предотвращению их образования / Фото: Владимир Новиков, «Вечерняя Москва»

Московские ученые придумали, как избежать разрушения тоннелей метро

Технологии

Специалисты Национального исследовательского технологического университета «МИСиС» придумали, как предотвратить разрушение тоннелей метро. Ученые обозначили основные факторы, которые провоцируют обвалы и трещины. Корреспондент «ВМ» выяснила подробности.

Как рассказала профессор кафедры «Строительство подземных сооружений и горных предприятий» НИТУ «МИСиС» Елена Куликова, качество строительства подземных сооружений, срок службы и даже капитальные затраты зависят, в первую очередь, от типа отделки и технологии возведения. Проведенные исследования показали, что причиной возникающих дефектов чаще всего является фильтрационное воздействие воды.

— Раскрытие механизма образования дефектов в футеровке позволяет разработать меры по предотвращению их образования и удешевить эксплуатацию и строительство подземных сооружений, — сообщила Куликова. — В тоннелях глубокого заложения места фильтрации воды находятся на боковых частях тоннеля. Что касается тоннелей мелкого заложения, то там они сосредоточены почти на уровне лотка тоннеля и у перекрытия. Таким образом, получается, что места фильтрации находятся слишком близко от стыка изоляции и шва бетонирования.

В числе прочих разрушающих факторов – гидроабразивное изнашивание лотковой части тоннеля / Фото: Михаил Колобаев / Комплекс градостроительной политики и строительства

Кроме того, в числе разрушающих факторов — гидроабразивное изнашивание лотковой части тоннеля, выщелачивание свободной извести из бетона из-за влияния внешних грунтовых вод, а также газовая и химическая коррозия, которую провоцируют протекающие в тоннелях агрессивные жидкости.

— Если при проектировании и установке несущих конструкций подземных сооружений уделить должное внимание выбору материалов конструкций и обеспечению гидроизоляции, а также применить технологические методы организации водонепроницаемых стыков между блоками бетонирования, можно надолго избежать потенциального аварийного состояния туннелей, — добавили ученые.

amp-next-page separator