Фото: pixabay.com

Почему люди делятся на левшей и правшей

Технологии

Почему мы делимся на правшей и левшей — большой вопрос. Изначально количество тех и других было одинаковым. Но потом кто-то потянул нас за язык, и мы заговорили. А по этой части главное у нас — левое полушарие. Чем более болтливыми мы становились, тем больше доминировала у большинства правая рука. Большинство, разумеется, победило, перекроив мир под себя, ну а менее разговорчивому меньшинству (многие левши и сейчас читают и говорят медленнее своих праворуких собратьев) пришлось развивать другое полушарие.

Так выглядит одна из версий возникновения перекоса. Однако позднее выяснилось, что полно левшей, вовсю эксплуатирующих левое полушарие, и правшей, заточенных под правое. Более того, среди животных тоже встречаются левосторонние и правосторонние особи. Например, кошки в подавляющем большинстве правши, а вот мышей таких всего 44 процента (28 процентов — левши, остальные одинаково любят и правую, и левую сторону). Среди шимпанзе леворуких около двух третей, а вот зоопарковые обезьяны предпочитают правую руку. Говорят, что все белые медведи — левши, а у бурых их 10 процентов, ну и так далее. Другая гипотеза говорит, что левшей сильно «проредили» драчки и войны. Особенно когда дерущиеся начали защищать область сердца щитом. Правой рукой это делать нездорово, в итоге левши чаще получали смертельные удары в эту область и, как следствие, слегка повывелись. Поспособствовала их уменьшению и подозрительность праворуких соплеменников. В очень многих культурах и языках слово «левый» несет негативный оттенок, а «правый» является синонимом правильности. А с неправильными людьми у нас, как известно, не особо церемонились. Особенно в древности. Левшам доставалось и от славян, и от римлян, и от галлов, и от викингов, и от китайцев, и от испанцев с их святой инквизицией. Да что далеко ходить — тотальным переучиванием левшей занимались и в СССР…

Есть, конечно, версии и более приятные для них. Все левши-де гении, а гении рождаются редко — таково уж нелегкое бремя избранности. Еще более экзотическое объяснение — все левши, мол, потомки инопланетян, принесших когда-то землянам свет знаний. Ну и капельку собственных генов в придачу.

Так или иначе, но «топить» за праворуких эволюция начала очень давно — самые древние примитивные орудия возрастом около двух миллионов лет делались по большей части правшами.

И дальше процесс только нарастал. Антрополог Светлана Бурлак из Института востоковедения РАН объясняет это… производственным наставничеством. Дело в том, что правше передавать навыки леворукому крайне сложно. Ну сами попробуйте взять в левую руку ножницы и что-нибудь ими порезать. Рано или поздно у вас это получится, но делать вы это все равно будете немножко не так, как ваш учитель-правша. И орудия делать будете, скорее всего, заточенные под левшей, а не под праворуких соплеменников. Стать хорошим учителем для правшей тоже не получится, ведь придется «переводить» технологии на их правосторонний «язык». Да и группа, где орудия делают то леворукие, то праворукие, будет проигрывать в техническом прогрессе «односторонним» сообществам. А если мастер делает плохие орудия, обзавестись потомством ему, скорее всего, не светит — кто ж за такого пойдет? Вот так постепенно технический прогресс и естественный отбор минимизировали левшей до жалких 10 процентов. Что, хоть убей, все равно не объясняет, зачем природе было нужно делить людей на правых и виноватых…

Может, чтобы мы задались этим — и многими другими — вопросами? Ведь как ни крути, а любопытство — двигатель прогресса помощнее лени. И тех, кто считает иначе, наверняка ждет свой естественный отбор.

КСТАТИ

У женщин, рожающих после 40 лет, шанс родить ребенка-левшу возрастает на 130 процентов. Хотя левши составляют только 10 процентов населения планеты, 40 процентов больных шизофренией приходится именно на «леворуких». Продолжительность жизни левшей в среднем на три года ниже, чем у правшей.

Читайте также:

Почему люди зевают за компанию

Зачем людям подбородок

Почему люди барабанят пальцами по столу

amp-next-page separator