В 2014 году в метро заменят три эскалатора и вентиляционную систему. / Фото: Анна Иванцова, «Вечерняя Москва»

Один тоннель лучше старых двух

Все остальные

Пресс-конференция: «На пути к лучшему городу для людей» / Видео: Дмитрий Семенов

Об этом корреспонденту «Вечерней Москвы» рассказал Марат Хуснуллин, исполняющий обязанности заместителя мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства.

Суть новаций в следующем: в настоящее время метростроевцы, ведя работы от станции к станции, строят два тоннеля, используя проходческие комплексы диаметром шесть метров. Сегодня на некоторых участках строящихся линий сразу используется несколько щитов, однако в большинстве случаев проходческий комплекс сначала строит один тоннель, потом его разбирают и снова перевозят в стартовую камеру, после чего начинается строительство второго тоннеля.

Испанские строители метро уже давно перешли на использование проходческих комплексов большего — от 10 метров — диаметра: такие габариты позволяют расположить в одном тоннеле пути сразу двух направлений.

Использование такой технологии позволяет значительно сэкономить на времени строительства, а заодно и удешевить его — не менее чем на 30 процентов.

— Мы предлагаем на третий пересадочный контур пойти одним тоннелем, — пояснил Марат Хуснуллин. — Не двумя, а одним большого диаметра. Тоже, кстати, европейская технология, она применяется в Испании. Мадрид в свое время построил 220 километров линий метро и железных дорог, заключенных в одну сеть. Мы обратились к тем специалистам, кто занимался управлением метро в Мадриде — инженерам, проектировщикам, и сейчас они для нас занимаются разработкой метро. Они нам доказали, что строительство двух путей в одном тоннеле будет экономически выгоднее и быстрее. Сейчас мы проводим научно-технический совет и с учетом наших норм по безопасности, гражданской обороне смотрим, можем ли применить эти нормы и будет ли один щит или два.

Пожалуй, единственный нюанс, который нуждается в детальной проработке, — размещение посадочной платформы. По сложившейся с 30-х годов практике, в московском метро платформа располагается посредине, пути — по краям. При проходке же одним щитом посредине станции придется размещать пути, а по краям — платформы. По такой схеме построены линии метро в Мадриде и Барселоне.

Однако нужно еще и предусмотреть возможность перехода с одной платформы на другую. Так что, по мнению проектировщиков, использовать «испанский метод» лучше всего на новых линиях, которые строятся с нуля — Третий пересадочный контур, Кожуховская линия, линия на Коммунарку.

А с другой стороны — такая технология используется в северной столице, при строительстве нового участка Фрунзенско-Приморской линии метро.

Москва намерена позаимствовать у европейских коллег и другие технологии строительства, что позволит оптимизировать ход работ и сэкономить миллиарды.

Фото: «Вечерняя Москва»

СПРАВКА

До конца 2013 года московские метростроители должны сдать в эксплуатацию 14 километров новых линий подземки, семь новых станций и два метродепо — это больше, чем строилось на пике развития московского метро в союзные времена.

В 2014 году планируется ввести в строй уже 16 километров новых линий, а начиная с 2015 года метростроевцы будут вводить по 30 и более километров тоннелей в год. До 2020 года будут построены 160 километров новых линий.

amp-next-page separator