Бордо, юго-западная Франция. Протестующие демонстранты активно возмущаются решением президента Эмманюэля Макрона увеличить возраст выхода на пенсию до 64 лет / Фото: BOB EDME / AP / ТАСС

Европа в огне: улицы французских городов захлестнула волна протестов

В мире

29 марта работники мусоросжигательного завода под Парижем устроили его блокаду. Это — одна из форм протестов, связанных с проводимой президентом Эмманюэлем Макроном пенсионной реформы. По всей Франции митинги сменяются массовыми забастовками. Практически повсюду беспорядки сопровождаются столкновениями с полицией и погромами. Обозреватель «Вечерней Москвы» помогает разобраться, против чего конкретно бунтуют французы, чего им не хватает

Пенсионная реформа — одна из главных реформ президента Эмманюэля Макрона, более того, он открыто говорил об этом в ходе своей избирательной кампании. Так что он честно французов обо всем предупредил. Никаких сюрпризов. Суть предлагаемой реформы состоит в том, что планируется постепенное — к 2030 году — повышение официального возраста выхода на пенсию для мужчин и женщин с 60–62 до 64 лет.

То есть разницы между полами и в возрасте не будет, в отличие от России. Переходный период тоже будет короче. Минимальный трудовой стаж, который требуется для полной пенсии, — 43 года (по сравнению с 42 годами сейчас). В этом случае пенсия составит в среднем около 1300–1400 евро в месяц после уплаты налогов. Да-да, пенсии также облагаются налогами, однако это не вся сумма, на которую могут рассчитывать пенсионеры Франции, о чем поговорим ниже.

Сама по себе реформа с трудом прошла парламент, если можно сказать, что она его вообще прошла. Сенат принял законопроект в начале марта относительно уверенным большинством голосов, хотя и после продолжительных споров. Затем слово взяла нижняя палата, и это слово должно было стать решающим. Прения, однако, зашли в тупик, фактически решение принято не было. То, что партия президента имеет уверенное большинство, законопроекту никак не помогло. Парламентарии оглядывались на избирателей.

Однако премьер-министр Франции Элизабет Борн 16 марта объявила о принятии законопроекта на основании положения Конституции, согласно которому исполнительная власть может принять любой закон без согласования с законодательным органом, если тот своего решения не принял. В ином случае законопроект мог просто провалиться.

Это уже вторая попытка Макрона подступиться к непопулярной реформе. Первый раз — в 2019 году — попытка окончилась неудачей из-за протестов «желтых жилетов». Президент смело идет наперекор общественному мнению: пенсионную реформу поддерживают лишь 28 процентов французов, рейтинг Макрона упал ниже 30 процентов.

Почему понадобилась пенсионная реформа? Потому же, почему и в России: население стареет, количество работников, приходящихся на одного пенсионера, падает. Средняя продолжительность жизни и возраст дожития (продолжительность жизни после выхода на пенсию) растут — а с ними и нагрузки на пенсионные фонды. Поступлений от соответствующих начислений уже не хватает для поддержания достойного уровня пенсий.

При этом до нынешнего момента Франция имеет один из самых низких пенсионных возрастов в мире и самые высокие расходы на пенсии на протяжении многих десятилетий. Нынешний пенсионный возраст во Франции — 62 года для мужчин и 60 для женщин — это вообще-то (кроме Турции) минимальный на сегодня пенсионный возраст во всей Европе. В большинстве европейских стран, по которым имеются данные Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), пенсионный возраст составляет нынче 65 лет и более. В том числе по этой причине французская пенсионная система убыточна, и дефицит сохранится еще в течение следующей четверти века, если ничего не предпринимать. При этом во Франции один из самых низких показателей риска бедности для пенсионеров в Европе.

Сама по себе французская пенсионная система чрезвычайно сложна, она имеет многоуровневую структуру. Пенсионеры, как правило, получают доходы не из одного источника. Пенсия складывается из основной части и накопительной, а также ряда других пособий, выплачиваемых при наступлении определенных обстоятельств. Базовая часть зависит от показателей среднемесячной зарплаты пенсионера во время трудового стажа, а вторая — от накопленных баллов. Они начисляются на счет гражданина после каждой смены места трудоустройства и позволяют существенно увеличить размер получаемых в дальнейшем пособий. Также пенсионная система Франции предусматривает возможность выплаты пособия «по солидарности». На него вправе рассчитывать граждане, чей предполагаемый размер пенсионных выплат не превышает минимального уровня. В этом случае выплачивается «пособие по солидарности» в размере 800 евро. Есть еще выплаты от разных социальных, пенсионных и профессиональных фондов, которые во время трудовой деятельности пополняют на добровольной основе сами граждане.

База для столь щедрой пенсионной системы была создана еще в прошлом веке на основе успешного развития экономики и крайне благоприятной демографии, когда новые работники замещали выбывающее население в большем числе. К концу ХХ века была создана пенсионная система в нынешнем виде как многоярусное образование. Достаточно сказать, что 1990-х годах во Франции существовало более 100 базовых и более 300 дополнительных режимов пенсионного обеспечения. В результате такой многоярусной системы один пенсионер может получать в среднем 2,8 различных пенсий, что обеспечивало очень высокую норму замещения (размер пенсии по сравнению с прежней зарплатой). В среднем норма замещения, если сложить все виды пенсий, начислений и льгот, во Франции составляет 78 процентов для мужчин и 72 процента для женщин. Таким образом, средний размер реальной французской пенсии в январе 2023 года составлял 2300 евро в месяц.

При необходимом сейчас трудовом стаже в 42 года (для получения полного размера пенсии) за каждые недостающие три месяца размер выплат снижается на 1,25 процента. Учитывается время безработицы. То есть тот период, который француз вынужден был находиться без работы, включая декретный отпуск до шести месяцев, также принимается во внимание при расчете общего трудового стажа и не уменьшает его. Как правило, пенсия составляет около половины средней зарплаты гражданина за последние 11 лет его работы. Но к этой сумме прибавляются страховые выплаты, которые позволяют некоторым пенсионерам получать доход, размер которого даже может превышать аналогичный показатель у трудоспособного населения.

Фото: Pixabay

Пенсионные отчисления во время трудовой деятельности составляют 16,35 процента от зарплаты. Половину этой суммы платит работодатель, а другую половину — наемный работник. Индивидуальные предприниматели и фрилансеры выплачивают эти 16,35 процента самостоятельно и полностью. Работать «всерую» не очень принято. Средний размер базовой пенсии, как указано, составляет 1300–1400 евро, что примерно равно пенсиям в Италии и Великобритании, но меньше, чем в Испании, Германии и скандинавских странах. Это без учета дополнительных выплат и отчислений. Правда, в той же Германии возраст выхода на пенсию составляет 65,7 года как для мужчин, так и для женщин. А в Норвегии и Исландии вообще выходят на пенсию только в 67 лет.

Когда в той или иной стране поднимают пенсионный возраст, то, как правило, учитывают так называемый возраст дожития — сколько пенсионер проживет после выхода на пенсию (в среднем, конечно), а также ожидаемую продолжительность здоровой жизни на пенсии. Так вот, Франция — почти рекордсмен по этим показателям среди стран — членов ОЭСР.

Скажем, полвека назад мужчины в странах ОЭСР в среднем жили еще 12 лет после выхода на пенсию, а уже в 2020 году могли рассчитывать на 19,5 года. Во Франции этот период процентов на 20 больше. Ожидаемая продолжительность жизни женщин после выхода на пенсию (возраст дожития) увеличилась за то же время в ОЭСР в среднем с 16 лет до 23,8 года. Именно эти факторы предопределяют во многом повышение пенсионного возраста по всему миру.

Ожидаемая продолжительность именно здоровой жизни, понятное дело, несколько короче. В странах ОЭСР этот показатель в прошлом году составил в разных государствах от 8 лет до 18,5 года. Последняя цифра — это как раз французы, причем именно мужчины, которые сейчас активно бунтуют против повышения порога пенсионного возраста.

В конце прошлого года российская Дума законодательно установила «период дожития» в 22 года. Он нужен для того, чтобы рассчитать период выплаты накопительной пенсии. Платежи будут растянуты как раз на такой срок. В целом этот период времени соответствует статистическим данным о реальном возрасте дожития, который социологами оценивается в 19–21 год. Но он не совпадает, скажете вы, с ожидаемой продолжительностью жизни как российских мужчин, так и женщин — 66,7 и 76,6 соответственно. Да, это так. Но это объясняется повышенной смертностью российских мужчин до наступления пенсионного возраста. А если уж кто доживет, то потом может протянуть еще полтора десятка лет. Главные проблемы заключаются в другом. В том, что наши пенсионеры имеют очень короткий период ожидаемой продолжительности именно здоровой жизни (ОПЗЖ). Методики подсчетов у нас и на Западе сильно отличаются — что именно считать здоровой жизнью. Но до французских 18,5 года в любом случае у нас недотягивают ни мужчины, ни женщины. Большинство социологов сходятся на том, что ОПЗЖ в России в прошлом году составила для 60-летних чуть больше шести лет (так считают и в российском Минздраве, и в Росстате). Если применить более «оптимистические» методики Всемирной организации здравоохранения, то получится, что ОПЗЖ на пенсии у российских мужчин составит приблизительно 10 лет, а у женщин — около 18–19 лет.

Ну а если прикинуть всю эту статистику на французскую жизнь, становится совершенно непонятно, почему эти французы вообще так неистово бунтуют. Со своего пенсионного жира, видимо.

КОММЕНТАРИИ ЭКСПЕРТОВ

Андрей Кошкин, заведующий кафедрой социологии и политологии РЭУ имени Плеханова:

— Жители Франции возмущены тем, что социальная политика президента, по их мнению, неправильная: увеличение пенсионного возраста направлено на большее собирание налогов. Но они чувствуют, что деньги налогоплательщиков уходят не туда, куда им хотелось бы. Поэтому в забастовках и задействовано очень большое количество людей — до нескольких миллионов человек. Эмманюэль Макрон оторвался от своего народа и совсем не чувствует его. А настоящий президент должен быть гибким и при таком возмущении жителей идти на уступки народу. Но, как видим, этого не происходит, что говорит о недальновидности Макрона.

Евгений Минченко, директор международного Института политических экспертиз:

— Вообще французы — очень избалованный народ, так как их социальная система одна из лучших в Европе. Например, минимальная пенсия у них 1,5 тысячи евро. Поэтому французам есть что терять от принятия пенсионной реформы. Вот они и митингуют против повышения пенсионного возраста. Плюс масло в огонь подливают аресты участников митинга и обыски. Но при этом надо учесть, что все-таки во Франции высокая и политическая культура. И по практике правительство все-таки может идти на уступки населению.

Но в данном случае Эмманюэлю Макрону идти на сделку с народом сложно, так как проблемы с демографией одинаковы во всей Европе: молодого населения становится меньше, а пожилого — больше.

А платить пенсию надо. Остается один-единственный выход — поднимать пенсионный возраст. Что выйдет из этого — посмотрим. Однако упомяну, что, если исходить из практики прошлых народных недовольств, французское правительство, вероятно, предпримет какие-то шаги к урегулированию конфликта и услышит волю жителей.

Дмитрий Журавлев, политолог:

— Я думаю, что проблема французских протестов в том, что люди стали понимать: это не та жизнь, которую они хотят. Пенсионная реформа — это лишь повод к началу огромных демонстраций и митингов, которые охватили всю страну. В них участвует поколение французов, которое живет в таких плохих условиях. На их долю выпала инфляция, помощь Украине, которую граждане не выбирали и тоже протестуют против этого, — все это накладывает огромный отпечаток на самосознание.

К тому же французы понимают, что правительство можно «продавить». Именно этим они и будут заниматься, пока президент Эмманюэль Макрон не останется в «загнанном углу». Политики и высшие органы Франции не подготовили заранее народ к таким большим переменам, как повышение пенсионного возраста. И эта новость свалилась на всех граждан как снег на голову. Да, многие французы не разбираются в сложных политических, экономических и социальных моментах, но понимают, что жизнь от этого станет хуже. Я думаю, что Макрон все-таки доведет реформу до конца и история с отменой, как в Грузии, не повторится. Все же он упертый человек, и все, что он захочет сделать, будет так или иначе принято. Вопрос только в том, что будет по итогу с Францией. Посмотрим, какие дальше шаги будут предпринимать власти.

Алекей Мухин, политолог, генеральный директор Центра политической информации:

— Надо признать, что французские митинги стали нормой. Социальное давление, которое наблюдается в стране уже долгое время, просто вышло наружу после решения о повышении пенсионного возраста. Но по сути это лишь повод. А вот причина недовольств кроется, скорее всего, в нестабильности страны в международной политике и гуманитарной и военной помощи Украине, которая сильно бьет по экономике страны. А значит, и по кошелькам людей. Французское правительство принимает свои решения в независимости от мнения граждан, что не нравится никому. И данные протесты очень больно ударят как по экономическому, так и по политическому состоянию Франции. Привычный уклад жизни, когда люди в определенном возрасте могли сидеть где-то в кафе под Марселем и с бокалом вина обсуждать того же самого Макрона, сбит.

Теперь им нужно будет работать. Грустно видеть, что все больше европейских стран ставят внешнеполитические интересы намного выше нужд своего народа, его стабильности и процветания. Конечно, я не думаю, что митинги доведут до отставки Эмманюэля Макрона. Но вот следующие выборы (в 2027 году. — «ВМ») легко может выиграть партия, которая нацелена именно на внутреннюю политику и хочет помогать своим гражданам, а не принимать странные законы.

amp-next-page separator