Фото: Shutterstock

Будет хуже, чем в Афганистане: зачем США развязывают прокси-войну в Африке и при чем тут Россия

В мире

Экономическое сообщество стран Западной Африки (ЭКОВАС) с подачи США превращено в военный альянс — африканский НАТО. Объединенное военное командование ЭКОВАС угрожает интервенцией Нигеру. По сути, Штаты развязывают новую прокси-войну, как на Украине. Только воевать будут не русские с русскими, а африканцы с африканцами. Быть ли большой африканской войне, кто в ней заинтересован и может ли война перекинуться на другие континенты?

Все началось в Нигере. 26 июля солдаты Национальной гвардии задержали президента Мохамеда Базума. Другая группа военных объявила о его свержении, закрыла границы, приостановила деятельность госучреждений и объявила комендантский час, сформировав Национальный совет по охране родины. Уже 28 июля она провозгласила командующего президентской гвардией генерала Абдурахмана Тчиани главой переходного правительства.

— В принципе история для Африки обычная. Это пятый военный переворот с 1960 года, когда Нигер обрел независимость, — рассказывает политолог Григорий Савельев. — Если гражданского общества, по сути, нет, если люди живут очень бедно, то власть находится у самой сильной группы. А самая сильная группа — армия. И если армии глава государства не нравится, его сбрасывают и назначают другого, армии угодного. При этом, надо понимать, армия — не сама по себе. Она все-таки часть народа. Поэтому говорить о захвате власти «военной хунтой» не очень уместно.

Французов хотят выгнать

Переворот в Нигере — антифранцузский. В этой стране расквартированы полторы тысячи французских военных. У них — тяжелое вооружение. На авиационной базе в столице страны Ниамее стоят военные самолеты и ударные беспилотники. А еще тысячный французский контингент располагается в соседнем Чаде.

У французской военной базы в Ниамее уже не раз собирали многотысячный митинг нигерийских граждан. У французского посольства — бесконечные демонстрации: жители требуют от посла уехать. В руках у них плакаты: «Франция должна уйти». У некоторых — российские флаги. На днях закончился срок, который новые власти Нигера дали Парижу, чтобы французский контингент вышел из страны. Президент Франции Макрон выводить военных отказался.

Между тем напряжение нарастает: нигерийские военные фактически блокировали французов на их базе. Как только они выйдут — может вспыхнуть война.

— Франция теряет влияние в Африке, — считает эксперт клуба «Валдай» Алексей Чихачев. — Так, в августе прошлого года Париж полностью вывел свои войска с территории Мали. А ведь они там были почти 10 лет — помогали местным властям бороться с терроризмом. В конце января этого года правительство Буркина-Фасо также обязало французских военных покинуть страну. Попытка Франции бороться с терроризмом в Сахеле тоже потерпела неудачу.

Как в Афганистане. Только хуже

Григорий Савельев пояснил:

— Ситуация в большинстве стран Африки напоминает афганскую. Есть много племен, они то дружат, то воюют, то заключают перемирие, то вероломно его нарушают и режут друг друга опять. По сути, идут непрерывные гражданские войны разной степени интенсивности. Правительства в большинстве стран слабые. Чтобы контролировать ситуацию, они зовут на помощь «белых» — пусть придут и наведут порядок. Но кого именно позвать? Проще всего — бывших колонизаторов, от них хотя бы понятно, чего ожидать. Поскольку Африка до Второй мировой войны была главным образом французской, их и зовут. Но Франции неинтересно просто так наводить порядок, она хочет за это что-то иметь. Тот же Нигер, например, поставлял во Францию уран со своих рудников. Причем — по бросовым ценам, что позволило Пятой республике стать одним из мировых лидеров в атомной энергетике. Чтобы эта ситуация сохранялась и дальше, французы и в Нигере, и в других странах ставили «своих» президентов. По сути — это неоколониализм: страна живет бедно, хозяева в ней — белые, войска белых как были, так и остались. Конечно, африканцам это не нравится.

Военный эксперт, полковник ВС РФ в отставке Андрей Земцев поясняет:

— Почему в Африке так популярна ЧВК «Вагнер»? Причина проста: это наемные «викинги», которые выполняют ту же работу, что и французы, но, во-первых, лучше, во-вторых, дешевле, а в-третьих, и это главное, не лезут в государственное управление. Да, у того же Пригожина были доли в разных африканских компаниях, в том числе по добыче полезных ископаемых.

Но он не пытался диктовать местным президентам политическую повестку. А французы — пытались и пытаются. Конечно, африканским лидерам проще нанять русских, чем во всем слушаться французов.

Григорий Савельев уточнил, что отношение к русским в Африке в принципе лучше, чем к европейцам.

— Мы не оккупировали их земли, не продавали черных в рабство, не устраивали военных карательных экспедиций. Мы тоже, как и европейцы, развивали их инфраструктуру, помогали продовольствием, лекарствами, лечили, учили, но не требовали за это полного контроля над странами. СССР, а потом и Россия, выступали в качестве мягкой силы, а не колонизатора с винтовкой.

Вторжение вот-вот начнется

Тем не менее, как считают эксперты, Россия вряд ли будет участником «большой африканской войны», которая, похоже, уже на подходе. Сейчас диспозиция такова. Свергнутый президент Нигера призвал США вернуть ему власть.

Американцы пока раздумывают, но уже пообещали «риски для суверенитета», если Нигер пригласит в страну ЧВК «Вагнер». Также Нигеру поставили ультиматум часть стран ЭКОВАС — в этот союз, помимо самого Нигера, входят Бенин, Буркина-Фасо, Гамбия, Гана, Гвинея, Гвинея-Бисау, Кот-д’Ивуар, Кабо-Верде, Либерия, Мали, Нигерия, Сенегал, Сьерра-Леоне и Того. Дескать, если военные Нигера не вернут к власти Базума, то в страну вторгнется 25-тысячный контингент.

— «Закоперщик» в этой коалиции — соседняя Нигерия — наиболее крупная страна ЭКОВАС.

Коалицию для вторжения в Нигер собирает именно она, — пояснил Андрей Земцев. — Страна это англоязычная, бывшая британская колония, которой «рулят» Великобритания и Штаты.

Присоединиться к Нигерии, как считает эксперт, может Гана — еще одна бывшая британская колония, подконтрольная Лондону. В коалицию наверняка войдут Кот-д’Ивуар и Бенин — бывшие колонии Франции, в которых Париж сохраняет влияние. Сама Пятая республика заявила, что вторгаться в Нигер не будет, но может военным путем «защищать там своих граждан».

— Понятие «защита своих граждан» можно трактовать довольно широко. Между тем у Франции в соседнем с Нигером Чаде большое влияние, авиабаза и контингент в 2000 солдат — сила по африканским меркам немалая, — пояснил Андрей Земцев. — Так что французы вполне могут пойти на интервенцию со стороны Чада.

А кто же против вторжения? Это члены ЭКОВАС Буркина-Фасо и Мали. Их правительства заявили, что любое вторжение в Нигер станут рассматривать как объявление войны им самим.

Больше того: военные трех стран уже провели консультации — что предпримут в случае интервенции.

— А предпримут они скорее лишь дипломатические усилия. И у Мали, и у Буркина-Фасо довольно маленькие армии, к тому же воюющие с исламистами. Вряд ли они чем-то Нигеру помогут, — считает научный сотрудник Центра ближневосточных и африканских исследований МГИМО Иван Лошкарев.

Однозначно на сторону Нигера встал и Алжир.

Его власти также заявили, что агрессия против Нигера будет расценена как агрессия против их страны.

— А вот Алжир — это уже серьезно. Эта страна — один из африканских лидеров с 200-тысячной армией, которая и больше, и лучше вооружена, чем армия потенциального агрессора — Нигерии, — пояснил Андрей Земцев.

По мнению эксперта, если интервенция в Нигер все-таки случится — а к этому, увы, идет,— противостояние выльется в большую африканскую войну.

— Допустим, интервенты вернут свергнутого президента к власти. А что дальше? Армия ему не подчинится. Руководить, по сути, он может только столицей — с помощью полиции, чиновников и оккупационных войск. И получится как бы два Нигера: один — столица, другой — все остальное. И начнется гражданская война, причем с участием сразу нескольких африканских стран, — считает Андрей Земцев. — А там и до большой африканской войны недалеко, потому что военные столкновения наверняка перекинутся на соседние страны.

Только чиркнуть спичкой

— К сожалению да, Африка к войне готова, — считает Григорий Савельев. — Во-первых, континент и так уже воюет: столкновения между племенами идут во многих странах. Во-вторых, Африка наводнена оружием — есть чем воевать. В-третьих, к войне, к сожалению, готово само население.

Как пояснил эксперт, в Африке очень высокая рождаемость и, как следствие, огромное количество молодых людей — это самый молодой континент мира. У большинства молодых людей нет и не предвидится как стабильной работы, так и доходов.

— Миллионам молодых людей в Африке в буквальном смысле нечем заняться. Они очень бедные, у них крайне туманные жизненные перспективы. Эти люди, к сожалению, отличное «топливо» для войны, — пояснил эксперт. — Попробуйте заставить воевать французов, немцев, британцев, американцев. Они не пойдут — им и так хорошо. Из всех европейцев массово воюют только нищие украинцы, да и то все с меньшей охотой. Народы с более или менее высоким уровнем жизни боятся войны как огня! А вот африканцы не боятся: терять им особо нечего.

По мнению эксперта, главный интересант будущей войны — отнюдь не Франция, желающая вернуть дешевый уран.

— Главный интересант — США, которые хотят выдавить с континента Китай. Ведь эта страна нашла в Африке все, что ей нужно: природные ресурсы в виде нефти, газа, редкоземельных металлов и не используемые пока для сельского хозяйства земли. А еще — рынок сбыта своих недорогих товаров. Китай строит в Африке дороги, порты, предприятия, социальную инфраструктуру, приглашает к себе учиться молодых африканцев. Он начал открывать здесь военные базы — чтобы укрепить свое экономическое и политическое влияние военным путем.

В итоге «страны золотого миллиарда», прежде всего США, теряют Африку с ее колоссальными ресурсами, — пояснил Григорий Савельев. — Конечно, они хотят переиграть ситуацию в свою пользу, вернув Африку в качестве своей кладовой и рынка сбыта. Так что новая война будет, по сути, колониальной.

КСТАТИ

Великая африканская война — так называют почти неизвестный в мире военный конфликт, который стал самым кровавым со времен Второй мировой. В Демократической Республике Конго, по площади сравнимой с территорией Западной Европы, 2 августа 1998 года разразилась война, в которую оказались втянуты девять стран и свыше 20 группировок, воюющих на 50 фронтах. Конфликт унес жизни более 5,4 миллиона человек. Большинство погибших стали жертвами голода и эпидемий, вызванных антисанитарией, повсеместно царящей в стране, покрытой непроходимыми лесами, где практически нет асфальтированных дорог и телефонов.

В ходе конфликта иностранные участники напрямую или через посредников взяли под контроль большую часть месторождений полезных ископаемых Конго — в основном золота и алмазов. Эти ресурсы находились в руках Анголы, Зимбабве, Руанды и Уганды, которые в этой сфере сотрудничали с западными державами, а иногда полностью действовали в их интересах. Война завершилась лишь 30 июня 2003 года.

СПРАВКА

Африка — второй по площади материк после Евразии, занимает 20,5 процента всей суши Земли. Население — более 1,4 миллиарда и, таким образом, сравнимо с самыми населенными государствами мира — Китаем и Индией. На территории Африки расположены 55 государств. Проникновение европейцев в Африку началось в XV–XVI веках. Сначала сюда «зашли» испанцы и португальцы. Уже в конце XV века они фактически контролировали западное побережье Африки и в XVI веке развернули активную работорговлю. Следом за ними в Африку устремились практически все западноевропейские державы: Нидерланды, Испания, Дания, Франция, Англия и даже маленькая Курляндия. После 1885 года началась так называемая драка за Африку.

Практически весь континент к 1900 году был разделен между Великобританией, Францией, Германией, Бельгией, Италией, свои старые колонии сохранили и несколько расширили Испания и Португалия. Самыми обширными и богатыми были владения Великобритании. Последствия колониализма Африка не преодолела до сих пор.

amp-next-page separator