Гонка кошельков: Трампу дают деньги бывшие сторонники демократов
Американские СМИ раскрыли, кто больше всех жертвует на предвыборные кампании Трампа и Харрис. Чей капитал стоит за республиканцами и демократами? Насколько независимы кандидаты, которых открыто спонсирует крупный бизнес? У каких финансовых групп больше шансов продвинуть своего кандидата? Эти вопросы становятся все более актуальны, ведь президентская гонка в США вышла на финишную прямую. Голосование — уже 5 ноября.
Кандидаты меряются бюджетами. Камала Харрис пока впереди: у цветной «веселушки» уже больше полумиллиарда долларов. Большая часть пожертвований — от рядовых американцев. После выхода из гонки действующего президента Джо Байдена около 1,5 миллиона американцев, которые не поддерживали его кампанию, сразу же отправили Камале Харрис пожертвования. В итоге чуть более чем за месяц она собрала почти треть от общей суммы средств, поступивших Джо Байдену с начала года! Трамп в своей избирательной кампании ставит на крупный бизнес. Именно республиканцев поддерживают шесть самых больших в США «доноров». Крупнейший республиканский спонсор Тимоти Меллон — потомок банковского магната Эндрю Меллона — уже пожертвовал более 150 миллионов долларов. Трамп не только восстановил свою старую базу доноров, но и продолжает собирать деньги от миллиардеров с Уолл-стрит. Средства идут от таких бизнесменов, как Стивен Шварцман (Blackstone), Роберт Мерсер (Renaissance Technologies), Кэмерон и Тайлер Уинклвоссы (Gemini), Марк Андриссен и Бен Хоровиц.
— Многие крупные бизнесмены боятся прихода к власти Харрис. Дело в том, что она очень левая и обещает повысить налоги для богатых, чтобы распределение общественных благ было более справедливым, — пояснил политолог Григорий Савельев.
Неудивительно, что крупный бизнес скорее за Трампа. Бурную деятельность по сбору средств в его пользу развернул самый богатый человек в мире — Илон Маск. Он даже создал специальную структуру — комитет политических действий America PAC. По его словам, America PAC — не «копилка Трампа». Просто позиция республиканцев этой структуре ближе.
Штаб Камалы Харрис, между тем, черпает средства от ее бывших крупных спонсоров из Калифорнии — родного штата кандидатки. Среди миллиардеров, помогающих кампании демократов, например, соучредитель LinkedIn Рид Хоффман и Стивен Мандель из Lone Pine Capital. Активно спонсируют Харрис сотрудники Google и ее материнской компании Alphabet.
Работяги, бизнесмены и банкиры
— По большому счету за Трампа — бизнес, который имеет реальные активы: недвижимость, заводы-пароходы, земельные участки. В общем, что-то реальное, что можно потрогать, — пояснил замдиректора Института стран СНГ политолог Владимир Жарихин. — За демократов и Харрис в частности — бизнес, делающий деньги из воздуха. Ну, например, биржевые спекулянты, которые зарабатывают на том, что правильно вкладывают деньги, но сами ничего не производят. Или, скажем, интернет-гиганты, торгующие виртуальными сервисами. То же самое касается и избирателей. За Трампа — так называемые реднеки, красные шеи, то есть, условно, работяги и бизнесмены, имеющие дело с реальным сектором экономики. Эти люди — консерваторы. Они за традиционные ценности: семью, детей, церковь... Такая одноэтажная Америка. За демократов и Харрис в частности — совсем другие люди. Им, грубо говоря, нечего терять. Они живут в арендованном жилье, ездят на купленных в кредит автомобилях, часто существуют на пособия по безработице. У избирателей Харрис — 50 полов, не зря демократы так упорно прокачивают гендерную повестку. Избиратели демократов — люди не основательные. Они левопрогрессивные и склонны к большому риску. Они голосуют за демократов, которые, по сути, такие же: любят играть в игру «пан или пропал». Им и с Россией хочется повоевать, и с Китаем. А вдруг победим?! Ведь когда у тебя ничего нет — ни собственности, ни детей, тебе ничего не страшно.
Вопрос, тем не менее, остается: почему кандидаты открыто, не стесняясь, берут деньги у избирателей — хоть физических, хоть юридических лиц. И можно ли в таком случае говорить об их независимости?
Собирать на выборы не стыдно
Евгений Минченко, политолог, директор Международного института политической экспертизы, пояснил:
— Американская политическая культура сильно отличается от нашей. Там брать деньги на выборы не то что не зазорно, а обязательно! И считается так: если тебе дают мало денег, то ты — никто, тебя не поддерживают, ты не нужен.
Как рассказал эксперт, революцию в деле сбора средств на выборы произвел, будучи кандидатом, Барак Обама.
— Он сделал две вещи. Первая — система, при которой ты можешь поддержать кандидата, что называется, в один клик. Зашел на сайт, нажал на иконку «Финансовая помощь», выбрал сумму — скажем, 10, 50 или 100 долларов — и перевел. На это уходят считаные секунды! Второй момент: Обама впервые в истории собрал больше денег от рядовых избирателей, чем от крупного бизнеса, — пояснил Евгений Николаевич. Еще один источник дохода кандидатов — так называемые суперпэки — Super PAC, комитеты политической активности. Это организации, объединяющие взносы своих членов и затем жертвующие деньги для проведений кампаний как в поддержку того или иного кандидата, так и для атаки на его оппонента. А также на избирательные или законодательные инициативы. America PAC Илона Маска — такой вот суперпэк.
— Суперпэков в США — тысячи. Есть, например, свой у производителей гражданского оружия. Этот суперпэк поддерживает кандидатов на выборах всех уровней, которые выступают за легализацию оружия, — пояснил Евгений Минченко. — Суперпэки, по закону, не должны согласовывать свои действия со штабами того или иного кандидата. Но фактически, конечно, это происходит.
Григорий Савельев рассуждает:
— С одной стороны, американская избирательная система более или менее прозрачна. Кандидаты под надзором общества привлекают деньги на выборную кампанию, и сразу понятно, кто за ними стоит: вот народ, вот финансовый олигархат, вот производители оружия, пекущиеся о своих прибылях. С другой стороны, «подвиг Обамы» — когда объем пожертвований от народа был выше, чем от олигархов, пока никто не повторил. Сейчас, например, у демократов 40 процентов избирательного фонда — пожертвования от частных лиц. У Трампа — только 30 процентов. Это значит, что большую часть денег дает все-таки крупный бизнес. Но если к кандидату приходит бизнесмен и говорит: «Я жертвую тебе 150 миллионов долларов», то он, совершенно очевидно, рассматривает эти средства как инвестиции. Он же не в фонд поддержки сирот эту сумму отнес. А если это инвестиции, то, очевидно, спонсор хочет гарантий приумножения своих средств — если его кандидат победит. А это значит, есть не просто устная договоренность (150 миллионов под честное слово не дают), а некий договор. Мол я, кандидат, в случае победы обязуюсь имярек сделать то-то и то-то. Ну, например, разместить на его концерне госзаказ на изготовление автомобилей для нужд армии. Понятно, что договор непубличный. Но, я уверен, что его неисполнение грозит кандидату (если он станет президентом) большим скандалом, обвинением в коррупции и концом карьеры. Если вообще не тюрьмой.
По словам эксперта, любой президент США, таким образом, становится проводником интересов тех, кто его поддержал.
Рука и сразу ошейник
Дмитрий Журавлев, генеральный директор Института региональных проблем, пояснил:
— Высшая власть в США так устроена, что за каждым кандидатом в президенты стоит какая-то финансовая группа. И, в свою очередь, каждая финансовая группа имеет своего кандидата в президенты. За Трампом, например, стоит ВПК — военно-промышленный комплекс, а также генералы, имеющие отношение к распределению денег на ВПК. За Харрис, в свою очередь, стоят финансисты, поэтому денег у нее больше.
Как пояснил эксперт, до последних лет в Штатах действовало правило: президент — «бедный», но за ним стоят богатые.
— Однажды это правило нарушил Джон Кеннеди, за которым стояли огромные деньги его отца — Джозефа Кеннеди, бизнесмена, главного спонсора Демократической партии США, и Джона Кеннеди убили. Трамп — первый в истории США президент-миллиардер, и его, кстати, тоже пытались убить, — рассказывает Дмитрий Анатольевич. — Потому что схема простая: некая финансовая группа ставит «своего» президента — для защиты своих финансовых интересов и приумножения капиталов. Этот президент управляется через высших представителей своей партии — Демократической или Республиканской, которые заседают в Конгрессе и Сенате и либо поддерживают президента, либо нет. Если, например, в Великобритании премьер-министр имеет власть над своей партией, то в США — не так. Партия может отвергать предложения президента либо просто динамить их рассмотрение. Может не выдвинуть его на второй срок. Да, ты президент. Но ты не забалуешь. И никакой независимый кандидат реальным властям США не нужен.
Григорий Савельев согласен:
— Американский президент — это собака в ошейнике, причем даже без поводка. Рука и сразу ошейник! Вспомните: Байден мог нести любую чушь, здороваться с тенями, забывать, кто он, но решения, которые принимали и принимают США в период его правления, — отнюдь не безумные. Да, они очень не нравятся нам, но они не безумные. И принимал их точно не Байден, который путает украинцев с иранцами и не помнит, жив ли его сын. Эти решения принимали люди, которых он представлял. Кто-то говорит, что это клан Сороса–Клинтон. Кто-то — что клан Обамы. Но эти кланы тоже не сами по себе. За ними стоят те или иные финансовые группы. И решения в конечном счете принимали они. Именно поэтому Украина гибнет, Россия и Китай под санкциями, Европа теряет свою промышленность, госдолг США растет, но американский бизнес — богатеет! Ведь его интересы обслуживает президент — один из самых могущественных людей в мире.
Чьи шансы выше
Сергей Марков, директор Института политических исследований, считает, что предвыборная кампания в США — это гонка кошельков.
— За Трампа практически все компании, которые конкурируют с Китаем. Ведь Трамп, как известно, хочет Китай прижать и во время своего президентства начал вытеснять с американского рынка, — рассказывает Сергей Александрович. — За Трампа все, кто ориентирован на внутренний рынок США, и те, кто ориентирован на промышленное производство. Плюс за него большая часть «белой» Америки, придерживающаяся традиционных ценностей.
Но и у Харрис, как пояснил эксперт, очень хорошая поддержка. Это банки, СМИ и глобальные корпорации, готовые не вытеснить китайцев с рынка, но рынок поделить.
— Харрис явно впереди по деньгам, вложенным в ее избирательную кампанию. К тому же за нее «цветная» во всех смыслах слова Америка. За нее многие из тех, кто получает пособия по безработице, потому что демократы традиционно выступают за расширение халявы, — рассказывает Григорий Савельев. — И у Трампа сейчас очень большие проблемы.
Как пояснил эксперт, Байден был для него идеальным соперником.
— Трамп в каждом выступлении справедливо отмечал, что дедушка очень стар и плохо соображает. И ему было невозможно возразить. Огромное число колеблющихся голосовали бы за Трампа по принципу «только бы не Байден». И вот Байдена с гонки снимают, а против Трампа, которому уже 78, выставляют вполне молодую кандидатку — 59-летнюю Харрис. В итоге вся риторика — старик не должен быть у власти — оборачивается уже против самого Трампа! — пояснил Григорий Савельев. — Второй важный момент: все ошибки во внутренней и внешней политике США демократы списывают на неадекватность Байдена. Ну да, старенький, вот и глупостей натворил. Это не демократы плохие, это Байден дурачок. Но мы вам сейчас молодую предлагаем, умную — она ведь юрист, прокурором работала. Выбирайте ее!
Впрочем, кого бы ни выбрали американцы, за президентом всегда будут стоять деньги. Точнее — те, кто деньги имеет. США управляются не в интересах американского народа. Они управляются в интересах крупного бизнеса. И вопрос лишь в том, чьи именно деньги будут у власти: транснациональных корпораций, банкиров, ВПК, ИT-гигантов или кого-то еще. Такая вот демократия: лучшего для себя президента выбирают не люди, а кошельки.
СПРАВКА
В США президент избирается не напрямую избирателями, а коллегией выборщиков. Жители каждого штата избирают в коллегию столько выборщиков, сколько представителей они посылают в Конгресс. Больше всего — Калифорния (55), Техас (38), Нью-Йорк и Флорида (по 29). Меньше всего (по три) — семь самых малонаселенных штатов и федеральный округ Колумбия. Сейчас в коллегию входят 538 человек. Правда, представительство получается непропорциональным: в густонаселенных Калифорнии и Техасе один выборщик представляет свыше 600 тысяч человек, а в округе Колумбия и Вайоминге — менее 200 тысяч. Для победы на выборах кандидату в президенты нужно набрать абсолютное большинство голосов выборщиков — 270 и более. Президент США заступает на свой пост лишь после инаугурации: она проходит 20 января.
КСТАТИ
Предвыборные встречи кандидатов — тоже способ зарабатывания средств. Например, чтобы получить возможность пообщаться с Трампом за круглым столом на конференции по криптовалюте Bitcoin-2024, которая состоялась в Нэшвилле 27 июля 2024 года, нужно было заплатить 844,6 тысячи долларов. А фотография с кандидатом в президенты от Республиканской партии стоит 60 тысяч долларов. Так что Трамп в буквальном смысле слова торгует лицом. И задорого! Байден, когда был кандидатом в президенты от Демократической партии, тоже не отставал. Ради сбора денег в июне даже пропустил распиаренный «саммит мира» Зеленского в Швейцарии. Но принял участие в предвыборном мероприятии, на котором голосовать за Байдена агитировали голливудские звезды во главе с Джорджем Клуни. И там тоже шел сбор средств.
В ТЕМУ
Расходы на избирательные кампании кандидатов в президенты США растут как на дрожжах. Если в 1960 году Джон Кеннеди потратил на выборы 10 миллионов долларов (84 миллиона по нынешним ценам), то спустя 60 лет, в 2020 году, его однопартиец Джо Байден потратил уже1 миллиард 150 миллионов долларов! Превосходство в деньгах, правда, победы не гарантирует. Так, в 2016 году Хиллари Клинтон собрала на избирательную кампанию 722 миллиона долларов, а ее соперник Дональд Трамп — почти вдвое меньше. Но победить ему это не помешало. В этом году, как предполагается, каждый из кандидатов в президенты США потратит на предвыборную кампанию свыше миллиарда долларов. Нынешние выборы по объему привлеченных средств обещают стать самыми дорогими в истории США.