Корона императрицы Евгении, жены Наполеона III, после ограбления была найдена сломанной на улице / Фото: Музей Лувра

Вор у вора украл корону: что украли из Лувра

В мире

Нагло ограблен Лувр. Среди бела дня 19 октября из знаменитого парижского музея вынесли минимум девять драгоценностей, некогда принадлежавших наполеоновской династии.

Случившееся шокировало, кажется, всех, кроме любителей советского кинематографа. Воры в желтых спецовках действовали точь-в-точь как герои комедии «Старики-разбойники» Эльдара Рязанова, похитившие картину Рембрандта из большого музея, в котором узнается как Пушкинский, так и Эрмитаж. В зале были посетители, грабители использовали лестницу, и главное, точно так же, ни от кого не таясь, они вскрыли витрину с бесценными реликвиями Бонапартов — и были таковы.

Единственное отличие жизни от кино: воров интересовала не живопись, как героев Юрия Никулина и Евгения Евстигнеева, а драгоценности. В числе похищенных сокровищ — умопомрачительное ожерелье из 38 изумрудов и 1138 бриллиантов, изготовленное известным ювелиром по личному заказу Наполеона. Он подарил его своей второй супруге Марии-Луизе незадолго до свадьбы. Очевидно, что цену таких вещей определяет не только стоимость драгоценных камней и металлов, но и их история.

Разделяя беспокойство за судьбу сокровищ французской короны, стоит вспомнить некоторые привычки основателя династии Бонапартов.

Наполеон был, пожалуй, крупнейшим арт-вором и грабителем в истории. Завоевав очередную страну, он присваивал себе все приглянувшиеся произведения искусства. Из одного только собрания старых мастеров в германском Касселе вывезли почти 300 картин (среди них было 16 произведений Рембрандта). Причем первый директор Луврского музея Виван-Денон сам приехал производить отбор для «личной коллекции» Наполеона!

Потсдам и Берлин лишились собрания прусского короля Фридриха II, Вена — значительной части императорской картинной галереи, Ватикан — сотни шедевров папской пинакотеки. Венеция осталась без одного из главных своих символов — квадриги бронзовых коней, красовавшихся на фасаде базилики Сан-Марко, и огромного алтарного образа «Убиение святого Петра Мученика», написанного Тицианом для церкви святых Иоанна и Павла. Несколько сотен картин Наполеон вывез из Испании. Награбленное прямиком отправлялось в Лувр.

А что творилось в Москве в 1812 году! По приказу Наполеона опустошались Кремль, монастыри, церкви, усадьбы и особняки. С икон сдирали драгоценные оклады, из ризниц забирали утварь для богослужений. В Успенском соборе Кремля стояла печь, где плавили золото и серебро. С огромного креста Колокольни Ивана Великого сняли серебряные плиты.

Обозы, двигавшиеся из Москвы за отступающей армией, везли 18 пудов золота и 325 пудов серебра. Самое ценное из награбленного находилось в личном «золотом обозе» Наполеона.

Правда, сберечь добычу французам не удалось. Мемуаристы говорят, что Наполеон приказал утопить их в Семлевском озере, в 30 километрах от Вязьмы. Поиски кладоискателей, в том числе и из Франции, пока безуспешны.

После падения Наполеона державы-победительницы решили немедленно вернуть все законным владельцам, но сказочно обогатившиеся французы препятствовали реституции. В Мюнхене так и не дождались своего «Поклонения волхвов» Рубенса. А все тот же хитромудрый директор Лувра Виван-Денон чуть ли не зубами вцепился в монументальное — почти 66 квадратных метров! — полотно Паоло Веронезе «Брак в Кане Галилейской». В конце концов, предложил управлявшим Венецией Габсбургам обменять «Брак» на картину Шарля Лебрена, любимца Людовика XIV. То ли «партнеры по обмену» были не искушены в живописи, то ли им надоело тянуть волынку, но неравный обмен состоялся, и сегодня «Брак» является одним из гвоздей луврской коллекции. Всего же из 500 картин, захваченных Наполеоном в Италии, на родину не вернулись 248.

А теперь вернемся к парижскому преступлению. Вор и грабитель Наполеон вез свою добычу в Лувр. А теперь в Лувре ограбили его самого, забрав фамильные реликвии. Забавно, что похитители впопыхах потеряли корону императрицы Евгении, супруги Наполеона III, последнего в династии, основанной Наполеоном. Сломанная, она валялась на мостовой вблизи музея. Что ж, получилось символично: вор у вора украл… нет, не дубинку — корону. Справедливость восстановлена? Конечно же, нет, коллекции музеев должны быть неприкосновенны. Это просто проказница-история улыбнулась своей очаровательной иронической улыбкой.

САМЫЕ ГРОМКИЕ ПОХИЩЕНИЯ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ИСКУССТВА

21 августа 1911 года работавший в Лувре итальянец Винченцо Перуджа украл самую знаменитую картину в мире — «Мону Лизу» Леонардо да Винчи. Вор руководствовался патриотической идеей вернуть шедевр на родину, хотя во Францию его привез сам автор. Преступление раскрыли через два года — Перуджа отозвался на объявление в газете с предложением продать картину флорентийской галерее Уффици.

Рано утром 18 марта 1990 года два преступника в форме полиции проникли в Музей Изабеллы Стюарт Гарднер в Бостоне (США). За 81 минуту они похитили 13 экспонатов. В их числе — «Концерт» Яна Вермеера (самая дорогая не найденная картина в мире) и «Христос во время шторма в Галилейском море» Рембрандта.

Картина «Крик» Эдварда Мунка пропадала дважды. В 1994 году воры украли полотно из Национальной картинной галереи в Осло, оставив записку: «Спасибо за скверную охрану». Через три месяца удалось картину вернуть. Спустя десять лет грабители ворвались в Музей Мунка и варварски вырвали из рам «Крик» и еще одну работу художника. Картины нашли два года спустя.

В 2019 году грабители подожгли электрощиток в музее «Зеленые своды» в Дрездене (Германия). Отключив сигнализацию, забрали драгоценности на миллиард евро. Вернуть получилось лишь часть.

amp-next-page separator