«Осталось только брызгать слюной»: почему Польша защищает пособника Гитлера
Польша нервно отреагировала на слова Владимира Путина в адрес бывшего главы польской дипмиссии в нацистской Германии. В МИД страны вызвали российского посла Сергея Андреева, где ему пришлось беседовать с директором восточного департамента. Андреев сказал, что в короткой и жесткой беседе он передал российскую точку зрения.
— Мы никому не позволим читать нам нотации. Нам есть что сказать. И на тему исторической политики в том числе, — сказал российский дипломат.
Поводом к «дипломатическим разборкам» стала оценка Путиным польского посла в нацистской Германии Юзефа Липского. Российский президент назвал его «сволочью» за то, что Липский предложил поставить Гитлеру памятник в Варшаве, если фюреру удастся выслать всех евреев в Африку.
Что мешает Польше осудить пособника нацизма?
Холокост осужден всем цивилизованным миром, а Адольф Гитлер признан абсолютным злом. Так почему же польскую сторону раздражает то, что человек, желавший поставить Гитлеру памятник за депортацию евреев, заслуживает отрицательной оценки?
— В Польше вся история 1920–1930-х годов признана почти святой. Маршал Пилсудский, глава МИД Бек — национальные герои. Польша изображает себя жертвой двух агрессоров, а ее действия в истории с Чехословакией и высылкой евреев явно разрушают этот образ. Потому и реакция поляков оказалась столь истеричной. По сути, им возразить нечего, вот и осталось только «брызгать слюной», — прокомментировал «Вечерней Москве» кандидат исторических наук, доцент кафедры регионоведения и внешней политики РГГУ Вадим Трухачев.
Эксперт считает, что для нынешней правящей партии Польши «Право и солидарность» историческая политика — краеугольный камень внутренней и внешней политики. Поэтому отношение к истории может измениться только со сменой власти в Польше.
Перерастет ли спор в «дипломатическую войну»?
Реакция Польши показывает, что в целом отношения с Россией все еще сохраняются на уровне исторического антагонизма. Заявления президента Анджея Дуды от 6 декабря на саммите НАТО о том, что «Россия — не враг, а сосед», — скорее исключение из правил.
Трухачев полагает, что отношения находятся на «таком дне», что хуже уже не будет.
— Дипломатическая война между Россией и Польшей идет уже с 2014 года. По сути дела, межгосударственных отношений у них уже не осталось. Наличие посольств — это лишь признак отсутствия «горячей» войны и не более того, — подчеркнул он.
Восточная Европа переписывает историю?
Если с Варшавой отношения всегда были непростыми, то недавние заявления чешского президента Милоша Земана могли вызвать удивление. Комментируя негативную реакцию российского МИДа на закон о признании 21 августа днем памяти жертв «вторжения и последующей оккупации» Чехословакии войсками ОВД в 1968 году, Земан сказал, что может не поехать в Москву на празднование 75-летия победы в Великой Отечественной войне.
— Некоторое время назад я принял приглашение президента Путина отпраздновать 75-ю годовщину победы во Второй мировой войне, и сейчас я думаю о том, чтобы вообще не ехать туда или, что более вероятно, поехать туда и сказать россиянам: «Что, если бы вы перелистнули эту страницу и перестали бы отмечать эту годовщину?», — возмутился президент Чехии.
Напомним, Земан был одним из немногих европейских лидеров наряду с венгерским премьером Виктором Орбаном, открыто критиковавшим антироссийские санкции ЕС. Если уже и он ставит под сомнение День Победы, не говорит ли это о том, что в Старом Свете началась полномасштабная кампания по окончательному переписыванию итогов Второй мировой войны?
Трухачев считает, что такая программа уже запущена. Достаточно вспомнить последнюю резолюцию Европарламента, сделавшую ответственной в развязывании Второй мировой войны не только нацистскую Германию, но и страну-освободителя СССР.
Чехия — отдельный случай
Тем не менее эксперт считает, что случай с чешским президентом нужно рассматривать отдельно.
— Земана задели слова МИД России о недопустимости возвращения к трактовкам 1968 года. Ввод советских и иных войск в Чехословакию отрицательно оценивают свыше 80 процентов чехов. Это их память, и здесь нам вряд ли удастся прийти к согласию, — заметил доцент кафедры регионоведения и внешней политики РГГУ .
Трухачев напомнил, что лично Земан много раз высказывался против переписывания истории и многократно проявлял почтение к памяти советских воинов.
Читайте также: Президент Узбекистана приедет в Москву на годовщину Дня Победы