Почему обострился конфликт в Косово
На севере автономного края Косово и Метохия, где живут преимущественно сербы, обострилась обстановка из-за планов местных властей аннулировать сербские документы на подконтрольной им территории. Президент Сербии Александр Вучич заявил, что ситуация для косовских сербов «очень сложная», но в случае конфликта «Сербия победит». Подробнее о происходящем — в материале «Вечерней Москвы».
Что случилось
С 1 августа правительство самопровозглашенной Республики Косово (RKS) планировало отменить действие сербских документов на подконтрольной ему территории, а также начать обязательную перерегистрацию сербских автомобильных номеров на номера RKS. В Белграде подобный шаг косовских властей расценили как акт притеснения этнических сербов.
— Никогда мы не были в более сложной ситуации, чем сегодня. Приштинский режим пытается использовать ситуацию в мире, новый Зеленский в лице Альбина Курти (премьер-министр непризнанного Косова — прим. «ВМ») заявляет о борьбе с гегемонизмом. Начало акции запрета сербских документов должно начаться сегодня в полночь, — сказал президент Сербии Александр Вучич днем 31 июля.
Вечером того же дня сербские СМИ сообщили, что косовская полиция закрыла КПП «Брняк» и «Яринье», ведущие в центральную часть Сербии. В свою очередь власти непризнанной республики заявили, что сделали это из-за блокады трасс местными сербами.
Ситуация накалилась до предела. В соцсетях распространились кадры с КПП, где были слышны выстрелы. Полиция Косова заявила, что стрельба велась в направлении полицейских, но, «к счастью, никто не пострадал». Под давлением дипломатов и протестующих Приштина отложила запрет на сербские документы до 1 сентября.
История конфликта Белграда и Приштины
В 2008 году автономный край Косово и Метохия, в котором этническое большинство составляют албанцы, провозгласил независимость от Сербии и образование Республики Косово (со столицей в Приштине). Сербия, как и 94 из 193 стран ООН (в том числе Россия), эту независимость не признала.
После некоторой конфронтации Белград и Приштина начали вести диалог о нормализации отношений сначала под эгидой ООН, а затем Евросоюза (ЕС). Диалог в том числе был посвящен и техническим вопросам: документы, номера на машинах, пересечение границ и тому подобное.
— В 2011 году между сторонами было достигнуто соглашение о том, что на территории Косова и Метохии могут использоваться как сербские, так и косовские документы и автомобильные номерные знаки. Тогда предполагалось, что стороны в будущем придут к единообразию. Но это впоследствии должно было быть зафиксировано отдельным договором, — объясняет «ВМ» профессор НИУ ВШЭ, руководитель отдела черноморско-средиземноморских исследований Института Европы РАН Екатерина Энтина.
В 2013 году сербы и косовары подписали Брюссельские соглашения. Ключевым пунктом в них было создание Сообщества сербских муниципалитетов (ССМ), то есть органа самоуправления для сербов. Белград свою часть обязательств выполнил, а Приштина так и не способствовала организации ССМ.
— После этого ситуация начала заходить в тупик. С 2018 года фактически никакого постоянного диалога между Белградом и Приштиной не ведется. Еще больше положение усугубилось в 2020 году, когда в Приштине к власти пришел Альбин Курти — ультранационально ориентированный политик, одним из программных пунктов которого было «нет» переговорам с сербами, — отмечает Энтина.
Точка соприкосновения
Несмотря на конфронтацию между Белградом и Приштиной, у них есть общие интересы. Как отмечает эксперт, обе стороны по-прежнему заявляют о том, что хотят стать частью Европейского союза, и выступают за региональное сотрудничество.
— Важным сюжетом здесь также являются отношения Белграда с другими албанцами. Так, Сербия и Албания развивают конструктивные экономические отношения, в том числе проект «Открытые Балканы». Это говорит о том, что в регионе есть множество накладывающихся друг на друга противоречий и дополнений. Такой вот традиционный балканский котел, — добавляет Энтина.
Перспективы развития ситуации
Нынешняя ситуация очень похожа на события осени 2021 года. Тогда власти непризнанного Косова запретили въезд на подконтрольную им территорию автомобилей с сербскими номерами. Затем косовские сербы заблокировали КПП на границе, Приштина ввела туда спецназ, а Белград привел войска в состояние повышенной боеготовности. Спустя неделю после этих событий при посредничестве ЕС Белград и Приштина пришли к мирному урегулированию конфликта: косовскую символику на номерах автомобилей, выезжающих из Косова и Метохии в Центральную Сербию, решили заклеивать стикерами с сербским гербом и буквами «КМ» (Косово и Метохия).
Как полагает Екатерина Энтина, в этот раз сербам и косоварам также, скорее всего, удастся договориться:
— Происходящее сейчас — это предупредительный залп. Вопрос чисто технический. Так или иначе он будет решен в рамках переговорного процесса. Однако это не значит, что стоит исключать дальнейшую деградацию ситуации как в Сербии, так и на Балканах в целом. В октябре в Боснии и Герцеговине пройдут выборы, которые обещают быть жаркими. Очередной залп напряженности мы гарантированно там увидим.