Платить за независимость кровью: будет ли военный конфликт между Китаем и Тайванем
Сюжет:
Эксклюзивы ВМКонфликт между Тайванем и Китаем нарастает с каждым днем. Возможная поездка спикера палаты представителей Конгресса Нэнси Пелоси на территорию непризнанного государства также подливает масла в огонь. Однако вероятность прямой военной конфронтации между сторонами маловероятна. Такое мнение в разговоре с «Вечерней Москвой» выразил руководитель экономических исследований в Институте Дальнего Востока РАН Андрей Островский.
Вероятность войны
По словам эксперта, в целом военный конфликт возможен, однако вероятность не такая высокая.
— Если Тайвань перейдет так называемую границу, а также будет настаивать на своем суверенитете, то не исключено, что будут какие-то меры приняты. К примеру, Тайвань стянул к границе войска и проводит военные маневры. Однако я не думаю, что военный конфликт возможен. Степень вероятности не такая высокая, — заявил Островский.
Говоря об истории конфликта, специалист отметил, что Поднебесная имеет нерешенную территориальную проблему, возникшую еще после гражданской войны в ХХ веке: тайваньский вопрос. Де-факто остров независим от политики официального Китая, де-юре руководство Поднебесной считает его своей территорией.
— Тайвань стремится к независимости. Это неудивительно, поскольку в 2024 году будут выборы, в Тайване будет новое руководство. К примеру, Гоминьдан*, наоборот, стремится объединиться на каких-то условиях с КНР. А действующие власти от партии Миньцзиньдан** категорически против этого: они стремятся к независимости, — пояснил китаевед.
Однако Островский считает маловероятным появление на мировой карте такого государства, как Тайвань.
— Я не рассматриваю варианты, где Тайвань может получить независимость. Ни в настоящем, ни в будущем. Раньше такой вопрос поднимался, поскольку уровень жизнь населения Тайваня на порядок выше, чем у населения Китая. Однако на сегодняшний день показатель ВВП на душу населения у КНР выше. Гонконг же присоединился к Китаю на принципах «одна страна — две системы». А чем в таком случае Тайвань хуже Гонконга, — добавил он.
Гоминьдан* — консервативная политическая партия Китайской Республики. Гоминьдан вместе с Первой народной партией формирует «Большую синюю коалицию», которая тяготеет к воссоединению Китая под главенством Тайваня.
Миньцзиньдан** — политическая партия Китайской Республики, возглавляющая «Большую зеленую коалицию», которая выступает за официальное признание независимости острова от материкового государства.
Интерес США
Собеседник «ВМ» напомнил, что и власти США придерживаются той же позиции, что и китайское руководство.
— США на сторону Тайваня по большому счету не вступят, потому что позиция Госдепа была обозначена еще в 1990-е годы. В то время Госдеп заявил, что Америка не собирается оплачивать чек тайваньской независимости кровью американских солдат. Я думаю, что эта позиция США сохраняется и по сей день, — отметил Островский.
Однако китаевед считает, что американские власти всяческим образом будут поддерживать нынешний тайваньский режим.
— Армия США вступать в войну не будет. Будет поддержка со стороны Америки, как на Украине. В частности, вооружением. Собственно говоря, США и Тайвань подписали военное соглашение. Однако это в свою очередь является нарушением соглашения, подписанного между КНР и американским государством еще в 1989–1992 годах, — пояснил эксперт.
Также Островский уверен, что для США данный конфликт имеет особое значение. Действующий президент непризнанного государства Цай Инвэнь хочет добиться независимости острова. Но по уставу ООН это невозможно, поскольку Тайвань является частью КНР.
— ООН признает суверенитет Китая. Так, в 1971 году КНР стал членом Организации объединенных наций на условиях, что оттуда уйдет Тайвань. После тайваньский представитель был изгнан из ООН, — разъяснил он.
В связи с этим тайваньский вопрос остался открытым. Но даже американские власти не осмелились высказать иную позицию, уточнил Островский. Так, в 1979 году США разорвали дипломатические отношения с Тайванем после открытия своего диппредставительства в Пекине.