Главное
Истории
Газировка

Газировка

Книжные клубы

Книжные клубы

Триумф россиян на ЧМ по плаванию

Триумф россиян на ЧМ по плаванию

Готика в Москве

Готика в Москве

Таро в России

Таро в России

Хандра

Хандра

Как спасались в холода?

Как спасались в холода?

Мужчина-антидепрессант

Мужчина-антидепрессант

Цены на масло

Цены на масло

Почему в СССР красили стены наполовину?

Почему в СССР красили стены наполовину?

Олег Табаков. Тот, кто ничего не боялся

Сюжет: 

Умер актер и режиссер Олег Табаков
Общество
26.05.2012 Художественный руководитель МХТ имени А.П.Чехова Олег Табаков после спектакля "Год, когда я не родился" по пьесе Виктора Розова "Гнездо глухаря"
26.05.2012 Художественный руководитель МХТ имени А.П.Чехова Олег Табаков после спектакля «Год, когда я не родился» по пьесе Виктора Розова «Гнездо глухаря» / Фото: Владимир Федоренко/РИА Новости
В понедельник, 12 марта, в Москве скончался народный артист СССР, художественный руководитель МХТ им. Чехова и "Табакерки".

…И вроде трагическое известие уже подтвердилось, но поверить в него нет сил. Понятно, почему. Олег Табаков относился к числу тех людей, которые должны быть – и все. Точнее, которых не может не быть…

Можно долго искать слова, наиболее точно описывающие талант Табакова-актера или Табакова-режиссера, но все равно максимальной точности не добьешься. Табаков был настолько значимой для культуры России фигурой и, что важно, был ею в течение столь долгого времени, что аналогов не найти. Да и стоит ли искать. Сейчас остается лишь замереть в почтении и склонить голову. Испытать гордость за то, что жил с этим человеком в одно время. Вспоминать. А отныне – помнить…

Магия обаяния Олега Табакова была бесконечна. Можно было принимать его идеи и не принимать, но стоило пообщаться миг – и все, голова кругом, ты навсегда становился рабом его улыбки и невероятной энергетики. Наверное, это было дано ему от природы и входило составной частью в магию его таланта, ибо развить подобное невозможно… При всей сложности своего характера, Олег Табаков очень многих людей, попадавших в круг его энергетики и внимания, сделал безмерно счастливыми. Речь не о близких – с ними, как раз, все было не так просто. Но это были и актеры – как ученики, так и коллеги, с гордостью игравшие рядом с ним на сцене и в кино, и зрители, наслаждавшиеся его ролями, и даже дети – влюбленные в «мультяшного» Матроскина, говорившего его голосом.

15 сентября 2016 года. Художественный руководитель МХТ имени А.П.Чехова Олег Табаков на гала-концерте в честь открытия новой сцены Московского театра под руководством Олега Табакова в Москве 15 сентября 2016 года. Художественный руководитель МХТ имени А.П.Чехова Олег Табаков на гала-концерте в честь открытия новой сцены Московского театра под руководством Олега Табакова в Москве / Фото: Евгения Новоженина / РИА Новости

*

Если верить, что все мы – родом из детства, то маленький Олежка Табаков всю силу любви узнал еще тогда, в детстве, в Саратове, где ее дарили ему родители, бабушки, ближний круг родственников и сводные братья-сестры. Идиллия кончилась в июне 1941 года. Отец ушел на фронт добровольцем, на семью обрушились испытания: мама тяжело болела, а потом долго не могла встать на ноги. С 1943 года мама вступила в действующую армию, работала врачом-терапевтом. Это была непростая жизнь, выпитая его семьей до дна. Счастье оказалось хрупким, и Табаков прочувствовал это рано. Может быть, потому и стремился успеть так много – в единицу времени?..

Когда ад войны кончился, всем так хотелось жизни и счастья… Счастливым Олег был на занятиях в детском театре родного Саратова. Строгая, но справедливая Наталья Сухостав, руководившая театральной студией, стала его «крестной мамой» на театральной ниве. Без театра он больше не мог. В отличие от многих ярких актеров, талант которых изначально не был почувствован преподавателями театральных вузов, Табакова приняли сразу и в ГИТИС, и в Школу-студию МХАТ. Ему осталось лишь выбирать, и он без особых размышлений выбрал школу-студию, поскольку в его представлении именно мхатовская школа была вершиной педагогики.

Артист Олег Табаков в роли Павла Петровича Щербука в художественном фильме режиссера Никиты Михалкова "Неоконченная пьеса для механического пианино" Артист Олег Табаков в роли Павла Петровича Щербука в художественном фильме режиссера Никиты Михалкова «Неоконченная пьеса для механического пианино» / Фото ИТАР-ТАСС

Это был фантастический набор, уникальный курс… Даже трудно поверить, но одновременно с Табаковым в школе-студии учились Валентин Гафт и Галина Волчек, Леонид Броневой и Евгений Евстигнеев, Татьяна Доронина, Михаил Козаков и Олег Басилашвили… Курсом руководил Василий Топорков - народный артист СССР, заведующий кафедрой актерского мастерства. Он был гениальным преподавателем. «Птенцы гнезда Топоркова» учились у него театральному искусству, но главное, Топорков внушал: это - не профессия, это суть и смысл жизни, без которой все остальное теряет смысл. И они правда – дышали театром…

Распределили Табакова в драматический театр имени Станиславского. Но судьба решила иначе. Его судьбой стал новый театр, созданный Олегом Ефремовым. В историю он вошел как «Современник».

Новый, смелый, яркий. С молодой кровью в венах и артериях, бурный, свой – таким был «Современник», созданный единомышленниками. Табаков же мечтал создать свой театр, но после ухода Ефремова во МХАТ остался в «Современнике» и руководил им семь лет.

Олег Табаков. Тот, кто ничего не боялся Фото: Заозерская Анжела для «ВЕЧЕРНЯЯ МОСКВА»

*

Ветры перемен начали дуть в рушащемся СССР в 1985-86 годах. Время эйфории подарило надежду и Табакову: в самом конце 1986 года сбылась его заветная мечта – вышел приказ о создании в столице трех новых театров, среди которых была и переходящая к нему театр-студия. Сегодня ее названия знают все, даже те, кто ни разу не переступал ее порога – если такие люди, конечно, остались. Это – ныне ставшая легендой «Табакерка».

… Трудно сказать, каково было Олегу Табакову, уверенному в себе гордецу, столкнуться с неприятием, которое сначала высказывали относительно театра многие критики. Но он был твердо уверен, что все делает правильно и внешне даже «бровью не вел». Несколько успокаивало то, что билетов в необычный театр на улицу Чаплыгина было не достать…

Строить новый театр Табаков начал с продвинутой прозы – постановкой «Кресло» по пьесе Юрия Полякова. Спектакль родился быстро – премьера состоялась уже 1 марта 1987 года. Это было смело.

…Став главой «Табакерки», Табаков еще больше фонтанировал энергией. Новый репертуар подкреплялся набором новых актеров. Он не боялся экспериментов. Не боялся быть непонятым. Вообще – не боялся. Ничего, никогда. И потому выигрывал – всегда.

 29.03.2017 Художественный руководитель МХТ имени А.П. Чехова Олег Табаков на презентации книги "Марина Голуб в жизни, театре, кино. Воспоминания друзей" 29.03.2017 Художественный руководитель МХТ имени А.П. Чехова Олег Табаков на презентации книги «Марина Голуб в жизни, театре, кино. Воспоминания друзей» / Фото: Кирилл Каллиников / РИА Новости

Как его хватало на все? Нет ответа. Сорок с лишним постановок за рубежом, открытие школы имени Станиславского, которой руководил, ректорство в школе-студии МХАТ и создание аспирантской программы… Все это было «добавкой» к основной работе в «Табакерке» или она – добавкой ко всем остальному? Ответить непросто, поскольку есть ощущение, что ничто из перечисленного не было вторичным. А потом к «Табакерке» добавился МХТ им. Чехова – который также возглавил Табаков…

Поразительно, что все это время Табаков ни на минуту не забывал о том, что он сам – блистательный актер. Так получилось, что его личная театральная биография шла не вразрез, а как-то параллельно с биографией «киношной». Свою дебютную роль в кино он играл в картине у Михаила Швейцера. Это был первый шаг, но сделанный под руководством именитого мастера. А Табаков был прирожденным педагогом, но и сам учился всегда отменно. И в начале его кинематографического пути им была создана просто фантастическая плеяда образов, которых критики объединяют понятием «розовские» мальчики: это и лучшие «оттепельные» герои, и Ростов из «Войны и мира». Причем что характерно – Табаков мог играть и не главную роль, но всегда делал ее запоминающейся. У него нет и не было ни одной нехаризматичной роли. Или он их делал такими? А обаяние его было так велико, что не обходилось без забавных казусов: после того, например, как Олег Павлович сыграл в «Семнадцати мгновениях весны» Вальтера Шелленберга, родственники бригаденфюрера СС написали благодарственное письмо – за создание образа обаятельного дяди Вилли…

Образы, образы, образы… От гениального Обломова до глуповатого, пафосного Людовика из «Мушкетеров», жадного Гарри Маккью из «Человека с бульвара Капуцинов» и незабываемой мисс Эндрю из «Мэри Поппинс»… Больше 120 фильмов. Каждая роль – кристальна. Невероятно.

*

В 90-х годах Олег Павлович дал повод таблоидам не раз потрепать свое имя. Его личные перемены обсуждались бурно и долго. Их брак с актрисой Людмилой Крыловой завершился после 35 лет. Кто-то осуждал Табакова за уход к молодой актрисе Марине Зудиной, кто-то – понимал его. Не обошлось без драм – дочь прекратила общение с отцом… Наверное, не сомневаться можно лишь в одном – он поступил так, как хотел. И в каком-то смысле это определенно было честнее, чем, скажем, жизнь на два дома. В 1995 году Олег Павлович вновь стал отцом – Марина Зудина подарила ему сына Павла, а в 2006 году – дочку Машу. Сегодня Павел продолжает дело родителей-актеров – играет в МХТ имени Чехова и снимается в кино.

 01.12.1985 Народная артистка СССР Людмила Марковна Гурченко (справа) и народный артист РСФСР Олег Павлович Табаков (слева) в сцене из фильма "Аплодисменты, аплодисменты" 01.12.1985 Народная артистка СССР Людмила Марковна Гурченко (справа) и народный артист РСФСР Олег Павлович Табаков (слева) в сцене из фильма «Аплодисменты, аплодисменты» / Фото: РИА Новости

Последние два года для Табакова оказались очень напряженными. Осенью прошлого года на Сухаревской площади состоялось долгожданное новоселье «Табакерки». Сделать проект проще Табаков не дал – бился за все свои новации, и в результате получил то, что хотел: театр с самым современным оборудованием и действительно фантастическими возможностями. И тридцатилетие «Табакерки» прошло на ура. Он казался полным энергии, много шутил, был, как всегда, в центре. И, как всегда, соответствовал возрасту только мудростью, но никак не подчеркнуто молодой энергией. Поэтому и известие о том, что Олег Павлович оказался в больнице, расстроило многих, но не испугало. Все верили, что… А вышло иначе. Олега Павловича не стало…

СОБОЛЕЗНОВАНИЯ

Мэр Москвы Сергей Собянин:

– После долгой болезни ушел из жизни всенародно любимый актер, режиссер, педагог Олег Табаков. Мои соболезнования семье и близким Олега Павловича, – написал Сергей Собянин в социальной сети Twitter(далее...).

Председатель Мосгордумы Алексей Шапошников:

- Ушел из жизни Олег Павлович Табаков - выдающийся русский актер, блестящий режиссер, талантливый педагог, основатель театра «Табакерка», руководитель Московского художественного театра им. А. П. Чехова.

Фильмы с участием Олега Павловича вошли в золотой фонд не только отечественного, но и мирового кинематографа. Каждый его спектакль становился ярчайшим событием в культурной жизни нашей страны, а созданные им театральные образы – примером высочайшего актерского мастерства(далее...).

Народный артист СССР Олег Басилашвили:

- Это громадное горе. Ушел величайший артист, блистательный педагог, воспитавший сотни прекрасный артистов. Один из создателей школы-студии, театра «Современник», «Табакерки», человек, поднявший из праха МХТ. Олег Табаков - это эпоха. Я могу поделиться только чувством страшного горя и потери, которое охватило меня, когда я узнал об этом.

Народный артист РСФСР Станислав Садальский:

- Олег Павлович меня взял в театр «Современник» после окончания института. Это человек, который не боялся идти на конфликт. Это очень важное качество. Он всегда заступался за коллег, занимал бедным актерам денег, он всем помогал. Он достойный, он настоящий, он очень большой художник. Он меня учил, просвещал, говорил, что читать.

Народная артистка РФ, кинорежиссер Алла Сурикова:

- Грустно сознавать, что остаются единицы из того поколения, с кем я работала, с кем дружила, общалась. Когда запускалась картина «Человек с бульвара Капуцинов», я должна была сделать одну небольшую операцию. Незадолго до этого мне позвонил Олег Павлович и спросил: «Чем тебе помочь?» Это тот редкий случай, когда актер – не просто актер, а еще и хороший знакомый – звонит с таким предложением (далее...).

Художественный руководитель Драматического театра имени Пушкина Евгений Писарев:

- Очень сложно говорить. Несмотря на то, что Олег Павлович более трех месяцев находился в реанимации, лично я был уверен в том, что он поправится. Олег Павлович - великий человек, и это не громкие слова. По сравнению с ним мы все лилипуты. Он был великаном. А после его смерти, увы, без него станем еще мельче и меньше(далее...).

Актер Дмитрий Куличков:

- Сейчас, конечно, эта новость еще «переваривается». Но могу сказать точно одно - с Олега Табакова началась вся моя творческая жизнь. Все что сейчас у меня есть, появилось именно благодаря ему. Он стал «творческим отцом» не только мне, но и десяткам других артистов. Это был очень щедрый человек, полностью отдававший себя своей своей профессии, коллегам и друзьям(далее...).

Депутат Мосгордумы, Народный артист России Евгений Герасимов:

- Об Олеге Павловиче можно говорить только в очень теплых тонах. На самом деле его талант настолько многогранный, что просто поражаешься! Нам казалось, что ему все дается и давалось легко, за что бы он ни брался! Но в основе его побед лежало неудержимое желание работать, творить, искать. И все у него получалось – и актерские работы, и художественное руководство, и как менеджер он ярко проявлял себя(далее...).

Народный артист России, театральный режиссер Андрей Житинкин:

- Помимо того, что Олег Павлович – гениальный актер и рыцарь театра, он всегда думал о будущем. Он оставил огромное количество выдающихся учеников. Сейчас можно сказать, что будущее российского театра и кино во многом обеспечено Табаковым. Потому что все его ученики – сегодняшнее основное поколение в театре и кино. Они подхватили эту эстафету, они играют самые первые роли и они великолепно обучены(далее...).

Народный артист России Вениамин Смехов:

- Уход Олега Табакова - несчастье для моей семьи. Не стало близкого мне человека. Олега Табакова нельзя ни с кем сравнить. Он - один. Единственный. Таких, как он, не было и не будет. Никогда. Вечная память, Олег Павлович!(далее...).

Заслуженный артист России, композитор, саксофонист Владимир Пресняков-старший:

- Олег Павлович Табаков – артист не одного поколения. Он – вне времени. Он был близок мне, его любили мой сын, мой внук – все мы с удовольствием смотрели картины с его участием.

Я, помнится, был еще подростком и уже тогда смотрел первые фильмы, в которых он снимался. Мой сын дружил с сыном Табакова. Он часто бывал в гостях у Олега Павловича, общался с ним, и я от своего Володи неизменно слышал: «Папа, Олег Павлович такой классный мужик!» Он ему очень нравился, поскольку был человеком, интересующимся всем на свете, и внутренне очень молодым, азартным. Ему была близка жизнь молодежи(далее...).

Продюсер Иосиф Пригожин:

- Вся моя жизнь прошла под образ этого гениального артиста. Я и моя семья были с ним знакомы. Он всегда был невероятно добродушным человеком. Хотел бы выразить свои соболезнования не только его семье. Все мы - семья Олега Павловича, он наша семья(далее...).

Заслуженный артист России Александр Пашутин:

- Ушел от нас уникальный артист, не побоюсь этого слова, - гений. С Олегом Павлович мы знакомы с 1964 года, вместе снимались в двух картинах, и в одно время дружили. Табаков – один из основателей «Современника», и одна из самых ярких его звезд. Я помню, как он играл в спектакле Галины Волчек «Обыкновенная история». Для каждой роли Табаков находил новые краски, интонации. Он везде был разным(далее...).

Актриса Алла Будницкая:

- Очень трудно говорить о том, что нет Олега Табакова. Он всегда говорил, что я – бульдозер, и со мной ничего не случится. Горе. Спасибо, что он был с нами, удивлял, радовал, делал нас добрее, счастливее. Он был очень щедрым человеком – и дарил всего себя искусству и людям. Мы часто встречались в молодости, и он всегда находил для меня красивые комплименты. Очень галантный человек, с тонким чувством юмора. Спасибо, Олег Павлович, за все(далее...).

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Олег Табаков: «Без смелости и эксперимента нет современного театра»

— Не хочу рассуждать на тему «театр – государство», но всегда был убежден в том, что в театре должен царить просвещенный абсолютизм. Иначе эта система не работает. И я, к сожалению, не великий менеджер, а если говорить о художественном театре, скорее, кризисный менеджер. (далее...)

Олег Табаков: Я – рабочий человек, не праздный

Как-то совершенно непонятно, как его придумали — Табакова. Создали по какому-то эксклюзивному рецепту, не иначе. Взяли море обаяния, особую, неповторимую улыбку, некоторую барственность и даже вальяжность, разбавили внезапной стремительностью, почти броском. Добавили таланта через край, помножив не на труд даже, на пахоту. И получился Олег Павлович. Какой-то такой, какой может быть только один. (далее...)

Олег Табаков: Я не юбиляр, а профессионал

— Я — профессионал. Не люблю громких слов, размашистых эпитетов о театре, сцене, актерской профессии, включая «волнение» и «страдание». (далее...)

 08.12.1972 Актер Олег Табаков в роли Виктора Балакирева в кинофильме "Случай с Полыниным" (режиссер Алексей Сахаров) 08.12.1972 Актер Олег Табаков в роли Виктора Балакирева в кинофильме «Случай с Полыниным» (режиссер Алексей Сахаров) / Фото: РИА Новости

РЕДАКЦИЯ «ВЕЧЕРНЕЙ МОСКВЫ» ВЫРАЖАЕТ ГЛУБОКИЕ СОБОЛЕЗНОВАНИЯ РОДНЫМ, БЛИЗКИМ И ПОКЛОННИКАМ ОЛЕГА ПАВЛОВИЧА ТАБАКОВА

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.