Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Великий пост

Великий пост

Если попали в ДТП, что делать? Полицейский с Петровки

Если попали в ДТП, что делать? Полицейский с Петровки

Теракт в Крокус Сити

Теракт в Крокус Сити

Какие профессии считались престижными в СССР?

Какие профессии считались престижными в СССР?

Выборы

Выборы

Ювелирные украшения из СССР

Ювелирные украшения из СССР

Идеальный мужчина

Идеальный мужчина

Полицейский с Петровки

Полицейский с Петровки

Фестиваль молодежи

Фестиваль молодежи

Руководство Третьяковской галереи рассказало о состоянии и дальнейшей судьбе картины Репина

Сюжет: 

Мужчина повредил картину Ильи Репина в Третьяковке
Развлечения
Руководство Третьяковской галереи рассказало о состоянии и дальнейшей судьбе картины Репина
Генеральный директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова войдет в состав Совета коллекционеров ярмарки вместе с Василием Церетели, Антуаном Арно и Натальей Водяновой / Фото: Сергей Шахиджанян, «Вечерняя Москва»
28 мая в Третьяковской галерее состоялся официальный брифинг для представителей СМИ по поводу картины Ильи Репина "Иван Грозный и сын его Иван", поврежденной злоумышленником. Корреспондент "ВМ" передавала с места события.

Как стало известно ранее, полотно пострадало от рук 37-летнего жителя Воронежской области Игоря Подпорина, пришедшего в галерею, чтобы «посмотреть на картину». Увы, культурный поход мужчины закончился трагически: он разбил защитное стекло, нанес шедевру три пореза и испортил авторскую раму.

Сейчас на месте картины осталась только ее опора. Экспонат номером 438 отсутствует: слева находится "Портрет художника Михаила Микешина", справа - "Портрет военного инженера Андрея Дельвига".

- Нападение на картину вызывает большую тревогу и опасение, - сообщила генеральный директор галереи Зельфира Трегулова. - Около 9 часов вечера, когда всех посетителей уже стали приглашать к выходу и началась контрольная комиссия, в помещении, помимо смотрителя, находился только один человек. Он прошел до зала, где экспонируется картина Шишкина, а у лестницы, внезапно сорвавшись с места, с невероятной скоростью побежал назад. Смотритель - за ним. Добежать сюда - пять секунд. Но за это время злоумышленник успел несколько раз ударить по полотну, которое с 1996 года защищено стеклом. Подоспевшая охрана предотвратила дальнейшие действия вандала.

По словам Трегуловой, когда произошел удар, пошел сигнал о нарушении целостности полотна. Руководство галереи немедленно связалось с отделением полиции.

- К нам также прибыли три реставратора. По окончании следственных действий они смогли преступить к необходимым мерам, чтобы обезопасить полотно от дальнейших повреждений, - добавила директор галереи. - Уже после полуночи картина была переведена в депозитарий реставрационной мастерской. Всю субботу мы работали над сбором документации, необходимой для подачи иска со стороны Третьяковской галереи.

Руководство Третьяковской галереи рассказало о состоянии и дальнейшей судьбе картины Репина Картина Ильи Репина «Иван Грозный и сын его Иван» / Фото: Евгения Стогова. «Вечерняя Москва»

Зельфира Трегулова добавила, что рассмотрение дела о задержании злоумышленника отложено на 72 часа, а само заседание суда состоится 29 мая.

- Событие пугающее, - утверждает директор. - Оно говорит о невероятной степени агрессии в обществе, о том, что люди не понимают значимости величайшего художественного произведения. Вещь важнейшая и крайне хрупкая. Хочу добавить, что эта картина в ряду многих других произведений уже ранее подвергалась подобным атакам. В 1913 году иконописец-старообрядец Абрам Балашов с криками "Довольно крови" нанес три ножевых удара в область лиц царя и царевича. Однако ни лица, ни руки - самое сложное в живописи Репина - сейчас не были повреждены. К сожалению, такое явление, как вандализм в адрес произведений искусства, в XX веке - явление нередкое.

По словам главного хранителя Третьяковки Татьяны Городковой, три реставратора высшей квалификации, работающие в галерее, Андрей Голубейко, Екатерина Волкова и Александра Орловская прибыли на место незамедлительно.

–Мы сразу поняли, что нам понадобится помощь, - добавила она. - Это крупное полотно в очень тяжелой раме. Ограниченным числом людей картину невозможно "разминировать". Мы действовали в режиме чрезвычайной ситуации. Наши давние коллеги мгновенно откликнулись на просьбу о помощи. Мы подготовили два подъемника, тележки и другое оборудование, с помощью которого мы переместили картину в депозитарий.

Судя по фотографиям, в центральную часть картины было нанесено три удара поперек тела царевича. Холст сильно деформирован. По всей поверхности - царапины от осколков стекла. Пострадали также деревянный щит, фиксирования картины и защитный от пыли и загрязнений слой.

- Картину спас именно деревянный щит, на который она натянута, - показывает повреждения художник-реставратор высшей категории Александра Орловская. - Если бы не эта конструкция, картина была бы утеряна. Использование плотного картона позволило максимально безопасно удалить осколки стекла. Далее полотно было снято со стены и демонтировано из рамы, которая, стоит отметить, также была повреждена.

- Картина Репина считается шедевром мирового уровня, - говорит куратор выставки Татьяна Юденко. - Он опирался на историка Карамзина, ему важна была сюжетная канва сыноубийцы, а не исторический факт. И в письмах самого художника, и в отзывах его современников она воспринималась как историческая драма, сопоставимая с драмами Шекспира. Репин на первый план выдвинул нечаянность убийства, осознание Грозным тяжести непоправимого, трансформацию зверя в нечто человеческое, движение мимики лица к покаянию. Репин чрезвычайно сожалел о том, что не все могут считать эти глубинные смыслы.

Руководство Третьяковской галереи рассказало о состоянии и дальнейшей судьбе картины Репина Картина Ильи Репина «Иван Грозный и сын его Иван» / Фото: Евгения Стогова. «Вечерняя Москва»

Ранее картина никогда не покидала этого зала, за исключением единственного случая эвакуации. По словам Татьяны Городковой, эта работа была связана с жизнью всей галереи.

- Предшествующее поколение реставраторов пристально наблюдало за этой картиной, - рассказывает главный хранитель музея. - Любое перемещение полотна может повлечь за собой серьезные последствия. Стекло для картины отливалось индивидуально, ведь проблема остекления произведений искусства - далеко не такая простая история. Стекло антибликовое, четырехмиллиметровое, способное не только защитить картину, но и проявить все качество живописи. В прошлом году, в связи с подготовкой к персональной выставке Ильи Репина мы приняли решение провести комплекс исследований полотна. Воспользовавшись тем, что в зале проходил ремонт, мы демонтировали картину и в течение трех месяцев изучали ее в автономном замкнутом пространстве. Именно благодаря тем исследованиям у реставраторов есть все необходимое, чтобы сейчас провести качественную работу.

К слову, картина вызывает немало проблем в плане хранения.

- Сейчас наша задача - разработать методику по устранению не только прорыва, но и глобальной системы нарушений, чтобы в дальнейшем она не нуждалась в дополнительном надзоре, - утверждает руководитель отдела реставрации масляной живописи Андрей Голубейко. - С большой вероятностью потребуется применение уникальных инструментов и помощь большого количества специалистов.

Напомним, что мужчина разбил стекло картины и нанес серьезные повреждения полотну вечером в пятницу, 25 мая. Злоумышленника задержала полиция.

– В 21:00 час в полицию от сотрудника охраны Государственной Третьяковской галереи поступило сообщение о повреждении картины, – сообщила официальный представитель МВД России Ирина Волк.

Она добавила, что полицейские, прибывшие в учреждение, задержали вандала. Он повредил полотно, разбив стекло картины металлическим столбиком ограждения.

Следователи возбудили уголовное дело по статье «Уничтожение или повреждение объектов культурного наследия». Злоумышленнику грозит крупный штраф или лишение свободы на срок до шести лет.

МВД России опубликовало в сети видео допроса вандала. На нем 37-летний Игорь Подпорин, приехавший в столицу из Воронежа, рассказал, что пришел в Третьяковскую галерею «посмотреть на картину». Он признался, что виной всему - алкоголь.

– В 8 вечера хотел уходить, зашел в буфет, выпил 100 граммов водки и чего-то... Водку не пью – вот и накрыло, – сообщил он, добавив, что осознает тяжесть своего поступка.

В учреждении добавили, что реставраторы музея извлекли осколки стекла и выполнили демонтаж картины и рамы. Картину перенесли в реставрационную мастерскую музея. Работы по восстановлению произведения начнутся после тщательного изучения нанесенных повреждений и проведения расширенного реставрационного совета с приглашением ведущих специалистов страны.

–Люди, приходящие в музей, ведут себя более раскованно, да и численно их очень много, - объясняет произошедшее Трегулова. - Поэтому мы усиливаем меры контроля на входе, ставим представителей охраны и вооруженной Росгвардии рядом с охранными рамами. В самих залах также используются самые современные технологии. Инцидент заставит нас еще раз пересмотреть свои уязвимые места и повысить уровень технической безопасности всех наших зданий.

Однако, какой бы ни была система охраны, существенную роль играет человеческий фактор.

-Все сотрудники утверждают, что этот человек вел себя абсолютно нормально, - утверждает Татьяна Городкова. - Как многие посетители, фотографировал некоторые экспонаты. Кроме того, к выходу по просьбе персонала он пошел совершенно спокойно. А потом внезапно - в доли секунды – произошел инцидент, последствия которого мы теперь имеем. Более того, при задержании он не оказывал сопротивления. Такого человека в общей массе не вычислить.

Сумма, необходимая для реставрации картины, пока не известна. Первые результаты, по словам представителей галереи, возможны только концу недели. Пока, судя по беглым оценкам экспертов, затраты составят 5-10 миллионов рублей. Но это не окончательные данные.

Руководство Третьяковской галереи рассказало о состоянии и дальнейшей судьбе картины Репина Стена Третьяковской галереи, на которой висела картина Репина «Иван Грозный и сын его Иван» / Фото: Евгения Стогова, «Вечерняя Москва»

СПРАВКА

Картина «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года», также известная как «Грозный убивает своего сына», впервые была показана в 1885 году. Она является одной из самых прославленных работ великого русского художника Ильи Ефимовича Репина.

Произведение относится к важным объектам культурного наследия – памятникам истории и культуры России. Работа художника включена в состав Музейного фонда Российской Федерации и зарегистрирована в Государственном каталоге Музейного фонда Российской Федерации.

Ранее, больше ста лет назад, картина уже подвергалась нападению. В 1913 году душевнобольной Абрам Балашов нанес ножом три вертикальных пореза холста. Вслед за этим последовала сложнейшая реставрация, в которой участвовал и сам Илья Репин. После этого покушения полотно находилось под пристальным наблюдением реставраторов, а с 1927 года постоянно хранилось под толстым стеклом.

ЕСТЬ МНЕНИЕ

Как «накрыл» «Иван Грозный»

Колонка обозревателя «ВМ» Екатерины Рощиной

Вечером в пятницу, 25 мая, воронежский вандал нанес серьезные повреждения известному полотну Ильи Репина. Прошел в Третьяковку, разбил защитное стекло, повредил холст. Был задержан.

 Объяснение - не согласен с такой трактовкой образа царя. Но несогласие - вторично. Главное - другое.

«Приехал посмотреть на неё (картину), в восемь вечера зашёл в буфет, хотел уже уходить, выпил сто грамм водки. Водку не пью, вот и накрыло чё-то», — сказал он в ходе допроса, видео которого опубликовало МВД России (далее...)

ПО ТЕМЕ

Поцелуй в полторы тысячи евро, или Кто портит мировые шедевры

Никас Сафронов - о вандале, испортившем картину Репина: Его мучило наваждение

Юрист рассказал, какое наказание грозит вандалу, повредившему картину Ильи Репина

Опубликовано видео допроса вандала, повредившего картину Ильи Репина

Художник-реставратор рассказал, как будут восстанавливать поврежденную картину Ильи Репина

Картину Ильи Репина перенесли в реставрационную мастерскую Третьяковки

Вандал рассказал, чем ему не угодила картина Репина

Эксклюзивы
Вопрос дня
Кем ты хочешь стать в медиаиндустрии?
Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.