пт 18 октября 12:22
Связаться с редакцией:
Вечерка ТВ
- Город

«По сравнению с охраной Третьяковки «Эрмитаж» – каменный век!»

«По сравнению с охраной Третьяковки «Эрмитаж» – каменный век!»

23 мая на телеканале «Россия» – премьера документального фильма «Семь тайн Третьяковской галереи»

[i][b]Автор сценария Николай Яковлев в свое время работал в «Специальном корреспонденте», а теперь снимает документальные проекты для канала. О том, как ему удалось раскрыть тайны Третьяковки и что это за тайны, Николай рассказал «ВМ».[/b][/i] [b]Николай ЯКОВЛЕВ[/b]: – На сегодняшний день Третьяковская галерея включает в себя 141 тысячу экспонатов – картины, иконы, скульптуры. Мы с режиссером Михаилом Роговым две недели буквально жили в Третьяковке: ездили туда, как на работу, и уходили даже позже, чем сотрудники галереи. Здесь потрясающая система охраны и вентиляции: в пять часов вечера галерея закрывается и ставится на сигнализацию, при попытке взлома все сразу заполняется газом… По сравнению с охраной Третьяковской галереи «Эрмитаж» – каменный век, и даже в Лувре нет такой системы. А какие там люди! Я называю сотрудников галереи идеальными. Во-первых, они живут в «идеальном климате» – ведь для сохранности картин в Третьяковке поддерживается температура 18–20°C, а влажность воздуха не должна превышать 55 процентов. А во-вторых, все они добрые, романтичные люди с блеском в глазах. Сотрудники галереи рассказали нам, что у каждой картины есть своя судьба и своя тайна: «Покажите рукой на любую, и мы расскажем вам ее удивительную историю». И действительно, так и оказалось! Так мы «отутюжили» Третьяковку и субъективно выбрали семь произведений, о которых стоит рассказать. А вообще, снимая этот фильм, мы поняли, что каждый посетитель уходит из галереи удивленным и пораженным. Может быть, это и есть ее главная тайна. Кому-то картины дают ответы на вопросы, кто-то сильнее ощущает чувства, другой, напротив, успокаивается. Если Кремль – сердце России, то Третьяковка – душа. [b]СЕМЬ ТАЙН ТРЕТЬЯКОВСКОЙ ГАЛЕРЕИ: 1.[/b] Многие знают картину Алексея Венецианова «Петр Первый, основатель Петербурга». С 30-х годов двадцатого века и до 1986 года, когда начался ремонт Третьяковки, полотно висело на парадной лестнице и первым встречало всех, кто приходил в галерею. Но ученые отмечали странности картины: небо было каким-то «невенециановским», а гром-камень – основание «Медного всадника» – выглядел гораздо меньше, чем в реальности. Надо заметить, что Венецианов нарисовал эту картину в рамках конкурса, который устроили власти Петербурга, – тем удивительнее были неправильные размеры камня. И вот в 1986 году картину переносят в депозитарий, где она и пролежала до наших дней. В 2005 году галерею готовили к 150-летнему юбилею, «Петра I…» отправили на плановую реставрацию. И вдруг у экспертов возникает предположение: за верхним слоем краски есть еще один. Рентгенограмма показывает второй слой! Они решаются на «расчистку», хотя это рискованно: можно повредить полотно, а вдруг под слоем нет ничего стоящего? Выясняются удивительные вещи: камень на втором слое выглядит гораздо больше, а у Петра там другие глаза – «венециановские», да и лицо царя иное – брутальное, но и более живое. Как это получилось? Оказывается, раньше на картине произошел разрыв холста, и реставратор, подправляя рисунок, в итоге «записал» все творение Венецианова. Сотрудники «открыли» этот слой, отреставрировали, теперь картина вновь будет висеть на парадной лестнице, но она будет уже подлинно венециановской. [b]2.[/b] С «Портретом неизвестного в треуголке» Федора Рокотова – еще более удивительная история! Сорок лет назад была проведена экспертиза картины, и выяснилось, что на самом деле на ней изображена женщина: под верхним слоем краски видны брошь, декольте. Эксперты подняли документы и узнали историю картины: однажды близкий друг заказал Рокотову портрет горячо любимой супруги. Но жена умерла, он женился во второй раз. Тогда друг попросил художника так «дорисовать» портрет покойной, чтобы он мог любоваться ею, не оскорбляя чувств второй супруги. И вот больше ста лет на посетителей галереи «неизвестный в треуголке» смотрел женскими глазами! Но этот портрет сотрудники «открывать» не стали: ведь здесь верхний слой сделан рукой самого Рокотова. [b]3.[/b] Все знают картину Ивана Шишкина «Утро в сосновом лесу», но не все знают, что ее нарисовали два художника! Пейзаж создал Шишкин, а медведей – его друг и родственник Константин Савицкий. Это уже исторический анекдот: Шишкин рисовал «Утро», в гости пришел Савицкий и говорит: «Пейзаж хорош, но вот бы медведей сюда…» – «А ты нарисуй!» Это было характерно для тех лет: у каждого художника была свояспециализация, и они сотрудничали в картинах. Почему же картину приписывают только Шишкину? Дело в том, что основатель галереи, Павел Михайлович Третьяков, покупал полотно именно у Шишкина, все дела вел с ним и считал его автором картины. Была у Павла Михайловича привычка прогуливаться по галерее по утрам. И вот как-то он замечает под «Утром…» две подписи. «Почему мне никто не сказал?! – возмутился хозяин. – Я дела вел с Шишкиным!» Взял скипидар и замазал подпись «Савицкий». [b]4.[/b] Картина Василия Пукирева «Неравный брак» висела и висела себе в галерее. И вот в 2002 году в руки сотрудников Третьяковки попадает потрет старушки с красивыми глазами – ничем не примечательный. Но к нему есть подпись: «Прасковья Варенцова, 44 года назад позировавшая для картины «Неравный брак». Сейчас живет в такой-то богадельне». Оказалось, что та молодая девушка, вышедшая замуж за богатого старика, 44 года спустя закончила свои дни в нищете… Но помимо человеческой судьбы, эта картина уникальна другим фактом. Автопортретом Пукирева мы не располагаем, но ученые выяснили: героиня картины – невеста самого художника, и он тоже изображен на полотне! Пукирев нарисовал себя в образе человека справа, глаза которого передают всю боль мужчины, чья невеста выходит за другого. После этого шедевра Пукирев не нарисовал более достойных картин, и теперь понятно, что в «Неравном браке» он передал свою личную драму. [b]5.[/b] «Портрет Сергея Боткина» работы Ивана Крамского. Все портреты этого художника – шедевры, хорошо продаются и покупаются. И вот в 1990 году Русский музей из Санкт-Петербурга обратился в Третьяковскую галерею с просьбой подтвердить подлинность этого портрета. Надо сказать, что заключения Третьяковки считаются самыми уважаемыми в мире, к ним прибегают на многих аукционах. Галерея постановила: «Портрет Боткина» – подлинный. И вдруг в 1991 году звонит главврач Боткинской больницы Илья Кузин и говорит: «У меня за спиной висит настоящий портрет Боткина!» Эксперты едут к нему, и выясняется, что это правда! Но как? – поражены они. Оказалось, что Крамскому было заказано 10 портретов Боткина: ведь в то время не существовало репродукций, а Боткин – величина в медицине, его портрет хотели иметь многие. Так что второй портрет – «авторское повторение», подлинная картина, написанная Крамским. Илья Кузин передал картину в галерею, не стал продавать ее. В благодарность Третьяковка сделала для него копию портрета. Как потом выяснилось, Крамской успел выполнить лишь два портрета, а не 10. [b]6.[/b] А вот как получилось с картиной Федора Моллера «Штурм Пугачевым Казани». В 70-е годы Третьяковка приобрела полотно неизвестного художника: оно было повреждено, но экспертам показалось, что это ценная картина. Она хранилась в галерее, и вот после 2000 года в Третьяковку обращается частный коллекционер с просьбой сделать заключение по его картине. Изображение в точности повторяет то, что хранится в галерее, только его картина подписана Федором Моллером. Провели экспертизу, и оказалось, что Третьяковка купила тогда подлинное полотно Моллера, а картина коллекционера – подделка. Мы в фильме даже сравниваем две картины, и видно, что на поддельной размыто декольте, менее прорисован рукав, эмоции на лицах не такие четкие. [b]7.[/b] Все думают, что Третьяковка – картинная галерея. На самом деле здесь есть потрясающий зал древнерусского искусства, где хранятся сотни икон. И одна из самых удивительных икон – Владимирской Божьей Матери. Она защитница, заступница Руси на протяжении более 900 лет! Ее много раз обновляли, но два лика веками остаются неподвластными времени: Богоматери и младенца. История гласит, что, когда в конце XIV века войска Тамерлана стояли у границы Московского княжества, именно икона Божьей Матери спасла страну от завоевания. Она привиделась во сне Тамерлану, и он отступил. Ведь для России всегда была важнее победа духовная, чем ратная. Денежная стоимость этой иконы не поддается исчислению. В Третьяковской галерее каждый экспонат закреплен за хранителем. Так вот, об иконе Владимирской Богоматери говорят: неизвестно, кто кого хранит. [b]На илл.: [i]Подпись Савицкого под «Утром...» замазал лично Павел Третьяков.[/b][/i]

Новости СМИ2

Анатолий Сидоров 

Городу нужны терминалы… по подзарядке терпения

Виктория Федотова

Кто опередил Познера, Урганта и Дудя на YouTube

Митрополит Калужский и Боровский Климент 

В чьей ты власти?

Дарья Завгородняя

Дайте ребенку схомячить булочку

Полина Ледовских

Трудоголиков домашний очаг не исправит

Оксана Крученко

Ради безопасности детей я готова на все. И пусть разум молчит

Екатерина Рощина

Котам — подвалы