Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Кухня

Кухня

Русская печь

Русская печь

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Хрусталь

Хрусталь

Водолазка

Водолазка

Гагарин

Гагарин

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Потомки Маяковского

Потомки Маяковского

Библиотеки

Библиотеки

Великий пост

Великий пост

Витая в облаках: 3 киноверсии романа Бориса Виана "Пена дней"

Развлечения
10 марта 1920 года родился культовый французский писатель, поэт, музыкант и актёр Борис Виан.

Почти незамеченный при жизни и ставший культовым вскоре после смерти, в своём творчестве Борис Виан всегда стремился к разрушению всех возможных стереотипов. Сфера его деятельности была поистине обширна - за свои 39 лет он успел побывать джазовым музыкантом, поэтом, шансонье, журналистом, критиком, актёром, художником и скульптором, не говоря уже о его работе в сюрреалистической "Ассоциации по стандартизации". Родился Виан в 1920 году в небольшом городке Виль-д’Аврэ. В 15 лет мальчик получил степень бакалавра по латыни и греческому, а в 17 - по философии и математике. После окончания парижской Центральной школы - одного из крупнейших французских технических университетов – Борис собирался стать инженером, однако вскоре передумал, с головой погрузившись в литературу и джаз. Играл он на трубе – инструменте, который был категорически ему противопоказан из-за врождённой болезни сердца. Многие события тех лет позже нашли отражение в его романах и многочисленных рассказах. В том числе и самое горькое - смерть его отца, застреленного грабителями.

В 1941 году он женился на Мишель Леглиз, а ещё через год в качестве трубача вошёл в состав джазового оркестра Клода Абади. В это же время он начал работать над романом "Волшебная сказка для не вполне взрослых", который так и остался незавершённым. Написанный в 1944 году роман "Сколопендр и планктон" неожиданно получил одобрение многих серьёзных писателей – так для Виана открылись врата в большую литературу. Помимо "серьёзной" прозы, молодой автор "развлекался" написанием "Стандартизированного перечня ругательств среднего француза", а также драматургией. Два года спустя рукопись "Сколопендра" попала в руки известного писателя Раймона Кено, на тот момент являвшегося генеральным секретарём издательства "Галлимар". Вскоре книгу читал уже весь Париж. В то время Виан поступил на работу в Государственное управление бумажной промышленности и на время "ушёл в себя". Пару месяцев спустя выяснилось, что он написал один из самых пронзительных романов XX века. О рукописи романа "Пена дней" доброжелательно отозвалась боевая подруга Жана-Поля Сартра Симона де Бовуар, предложившая опубликовать отрывки из книги в экзистенциальном вестнике "Тан Модерн". На прилавках магазинов "Пена дней" появилась в 1947 году. Позже Виан познакомился с самим Сартром и открыл ему мир джаза. В ответ тот предложил ему вести персональную колонку в "Тан Модерн" ("Хроники лжеца"). Спустя некоторое время писатель был назван "принцем Сен-Жермен-де-Пре" и изменился до неузнаваемости - на смену изобретательному фантазёру Борису Виану пришёл мрачный реалист Вернон Салливэн.

Другу писателя Жану д'Аллюэну не терпелось завести собственное издательство - название было уже придумано ("Скорпион"), не хватало только захватывающего американского романа. Борис решил ему помочь, написав пародийный, но предельно жёсткий роман "Я приду плюнуть на ваши могилы". Согласно легенде, Салливэн был начинающим писателем, "белым" негром, которому в США грозили жестокие расовые законы. Борис был указан как "переводчик с американского", но публику обмануть было сложно. "Я не могу доказать, что Салливэн существует, как вы не можете доказать, что его нет. Вы вольны верить во что хотите", - увиливал писатель от каверзных вопросов. Постепенно дело дошло до суда - Виана обвинили в нанесении ущерба общественной нравственности и нарушении закона о семье и браке. В феврале 1947 года писатель взялся за новый "чёрный" роман "Мёртвые все одного цвета", а 29 апреля в Париже произошло жуткое убийство - в одной из гостиниц мужчина задушил свою любовницу и скрылся. Рядом с телом жертвы был найдён первый роман Салливэна, раскрытый на сцене аналогичного убийства. В 1948 году, устав бороться с толпой, Виан сознался в авторстве "салливэновских" книг, однако писать их не прекратил. Шумиха вокруг придуманного автора полностью затмила выход "настоящего" романа Виана "Осень в Пекине" - сложнейшего многослойного произведения, в дебрях которого запутался сам Кено. Издательство "Галлимар" печатать роман отказалось.

В 1949 году Мишель Виан ушла от Бориса к Сартру и оставалась с ним до самой смерти философа в 1980 году. Сам Борис познакомился с молодой актрисой Урсулой Кюблер, ставшей для него живым воплощением Хлои из "Пены дней". В 1951 году Виан закончил страшный и восхитительно-образный роман "Сердцедёр", но книга вышла лишь спустя два года в никому не известном издательстве. "Когда я пишу всякую дурашливую галиматью, это выглядит искренне, когда же пишу правду, все думают, что я шучу", - писал Виан в одном из писем Урсуле. 8 июня 1952 года писатель был торжественно принят в ряды таинственной организации, оказывавшей ему моральную поддержку. Это была Коллегия Патафизиков, ставившая своей целью исследование областей знания, которые физика и метафизика обошли вниманием. Там ему присудили звание "Живодёра первого класса", а после и "Сатрапа высшей категории". 1954 год был ознаменован погружением Виана в песенное творчество – особенной популярностью у публики пользовался его антимилитаристский опус "Дезертир". В 1956 году знаменитый композитор Мишель Легран привёз из США диски с рок-музыкой, первыми слушателями которых стали Виан и певец Анри Сальвадор. Вместе они придумали несколько пародийных рок-н-роллов и выпустили их на фирме Philips. Так во Франции официально появился рок. К концу 1950-х Виан начал сниматься в кино (на его счету несколько короткометражек, а также эпизодические роли в "Соборе Парижской Богоматери" и "Опасных связях"), а в сентябре 1957 года у писателя случился отёк легких, серьёзно пошатнувший и без того слабое здоровье. 22 июня 1959 года Виану сообщили, что на следующий день назначена премьера фильма Мишеля Гаста "Я приду плюнуть на ваши могилы". Мишель Виан, с которой Борис сохранял дружеские отношения, по телефону советовала ему не ходить, однако Борис её не послушал. Утром 23 июня, спустя 10 минут после начала фильма, сердце Виана остановилось.

В наши дни Виан продолжает оставаться одним из самых читаемых и любимых писателей во Франции. Такие его романы, как "Пена дней", "Сердцедёр" и "Осень в Пекине", издаются миллионными тиражами. В Европе и США о Виане написаны десятки книг и сотни статей. Не забывает о нём и кинематограф. "Вечерняя Москва" предлагает вам вспомнить экранизации "Пены дней" - главного произведений писателя.

"Пена дней" (L’Ecume des Jours, 1968), режиссёр - Шарль Белмон

Изначально экранизацию романа должен был снимать Бертран Блие, но он, по мнению Урсулы Кюблер, предложил слишком "смелую" версию. Внезапно желание стать режиссёром картины изъявил молодой актёр Шарль Белмон, пригласивший Кюблер на одну из ролей. Несмотря на все усилия, итог был не очень утешительным. Красивые девушки в ярких нарядах, бесконечные винтовые лестницы, сочные цвета, ненавязчивая музыка, немного сюрреалистических приёмчиков и… очень низкий процент Виана. По сути сохранились только персонажи: беззаботный миллионер Колен, его повар Николя, повёрнутый на творчестве Жана-Соля Партра друг Шик, чахнущая от водяной лилии в груди Хлоя, чувствительная Ализа… Даже пианоктейль на месте! Но главного – атмосферы романа - в картине не было. У Белмона получился просто красивый фильм о несчастной любви, странных событиях и необычных предметах, интересный массовому зрителю скорее с исторической точки зрения – примерно так и выглядели "психоделические" 1960-е во Франции.

"Хлоя" (Kuroe, 2001), режиссёр – Го Ридзю

Неожиданное прочтение романа впервые было представлено на Берлинском кинофестивале. Перед премьерой режиссёр предупредил, что это "вдохновлённый романом фильм, не отражающий его мира". Вместо Франции середины 1940-х – современная Япония, вместо Дюка Эллингтона и Новоорлеанского джаза – медитативная world music. Грубо говоря, в картине ничего не происходит, кроме многозначительных взглядов, жестов, длительных пауз и потрясающе красивой операторской работы – как и принято в японском кинематографе.

Витая в облаках: 3 киноверсии романа Бориса Виана «Пена дней» Последние годы Виана были тесно связано с кино: среди прочего, его можно увидеть в таких фильмах, как «Собор Парижской Богоматери» и «Опасные связи». Даже из жизни он ушёл во время просмотра картины, поставленной по его же роману / Фото: Nuvol.com

"Пена дней" (L’Ecume des Jours, 2013), режиссёр - Мишель Гондри

Один из последних романтиков европейского кино, изобретательный Мишель Гондри, стал первым режиссёром, умудрившимся экранизировать "Пену дней" практически постранично. Сложный метафорический язык Виана, способный на полное преображение реальности, наконец-то нашёл своего автора, прославившегося такими картинами, как "Вечное сияние чистого разума" и "Наука сна". Визуальный гедонизм и многочисленные находки в области сделанных "на коленке" спецэффектов, подкреплённые мастерской игрой Ромена Дюри, Одри Тоту и Омара Си, принесли не только большой успех режиссёру, но и вернули "Пену дней" на прилавки магазинов.

Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.