Вениамин Смехов: «Поэзия продолжает жить на сцене "Таганки" благодаря Юрию Любимову»
Специально к этой дате давний соратник Любимова по легендарной «Таганке», актер и писатель Вениамин Смехов рассказал корреспонденту «ВМ» об истории театра и его великом руководителе.
— Вениамин Борисович, Юрий Любимов и его Театр на Таганке — целая эпоха в культурной жизни страны. Какое, по-вашему, место вы в ней занимаете?
— С «Таганкой» мы живем уже 51-й год. Каждый новый день — это прямая и яркая ассоциация с золотым веком «Таганки» Юрия Любимова и его команды. Мое счастье, что Юрий Петрович наградил меня правом считаться себя частью этого узкого круга.
— То есть «золотой век Таганки» не закончился?
— Нет, давайте говорить по-честному. То, что составило славу имени Театра на Таганке — Юрий Любимов и Давид Боровский, великий тандем великих художников — давно в прошлом. Золотой век, конечно же, кончился после того, как умер Владимир Высоцкий и фактически был изгнан из страны создатель театра (Юрий Любимов был лишен гражданства СССР в 1984 году после публикации в газете «Таймс» интервью, в котором режиссер резко критиковал тогдашнюю культурную политику в СССР — «ВМ»).
Но я говорю о прямых ассоциациях с тем временем, которые постоянно возникают. Например, недавно я был на гастролях в Иркутске, выступал в спектакле «Нет лет» по Евтушенко; перед этим я, несмотря на все передряги, «доложил» о своем намерении Юрию Петровичу, он дал мне доброе напутствие, спектакль состоялся, радует людей. И к нашей радости, к радости молодых актеров, сегодняшних питомцев Любимова — это продолжение поэтической рубрики, которой и прославился Театр на Таганке.
— «Золотой век» закончился, но сама Таганка после смерти великих актеров тем не менее оставалась сама собой. Почему именно, на ваш взгляд, Юрий Любимов ушел из своего театра?
— Сейчас, к сожалению, много небрежности, в том числе в культуре. Вот некоторые люди — опять же небрежные — говорят: Юрий Петрович Любимов обиделся на некоторых людей в своем театре. Пусть это совсем короткий список, но тем не менее нашлись люди, которые по каким-то причинам решили обидеть мастера, и он ушел. Но для нас, тех, кто давно формально не работает в Театре на Таганке, но все равно не расстается с самым счастливым временем в жизни, это означает лишь, что бог подарил Юрию Петровичу еще здоровья и годы жизни. Потому что невероятно в такие годы снова связываться с молодыми актерами, которые снова тянут одеяло на себя… Но я не разбираю ту ситуацию, я, к счастью, не принадлежу ни к той, ни к другой партии.
Сегодня небрежно обращаются со старыми театрами. Я сам много раз отвечал на вопросы прессы и телевидения: «Скажите пожалуйста, вот Любимов ушел, а Золотухин умер — значит, и Театр на Таганке умер?». Это такая неопрятная ложь. Здесь не надо ничего политизировать, это нормальная жизнь — уходят люди, листаются страницы истории. Тогда можно говорить, что и МХАТ «умер», и «Ленком» «умер», и «Современник» «умер», хотя живы и здравствуют руководители этих театров. Но нет ведь «того» «Современника», «Ленкома», МХАТа…
— Что самого яркого останется в истории от «Таганки»?
— Есть феномен в русской культуре, в русском театре XX века — Петр Фоменко, он ведь тоже из «Таганки». Я надеюсь, что искры его молодости остались в его учениках и их спектаклях. Я сам его ученик, и в ранней «Таганке» Петр Фоменко был правой рукой Любимова, и рядом с Юрием Петровичем были также лучшие мастера слова, ученые. Это была необыкновенная театральная история, которая развивалась вопреки своему времени. Любимов со своим спектаклем «Добрый человек из Сезуана» прорвался в уже совсем узкую щель хрущевской оттепели; дальше были и придирки, и запреты, и несчастья, и потери, а золотой век «Таганки» все равно победил. И когда нас всех не будет, все равно останутся имена: Театр на Таганке — Юрий Любимов, Давид Боровский, Владимир Высоцкий.
— Как вы оцениваете сегодняшнее состояние театра?
— Сегодняшний день «Таганки» — нормальный, рабочий. Здание театра на ремонте, который ему давно был нужен, и здорово, что Департамент культуры и его глава Сергей Капков оказывают нужную помощь. Директор театра Владимир Натанович Флейшер держит оборону, в том числе от глупых нападок. Театр играет, актеры молоды, веселы, есть работы более удачные и менее удачные, но это — нормальная рабочая жизнь 50-летнего театра.
— Что бы вы пожелали Юрию Петровичу?
— Я и моя жена Галина Аксенова, театровед и киновед, которая когда-то была на стажировке у Любимова и таким образом была мне подарена судьбой и «Таганкой», поздравляем Юрия Петровича и его семью с этим волшебным днем. Веры, надежды, любви. Поэзия продолжает жить на сцене «Таганки», и я передаю огромную благодарность за это Юрию Любимову.