Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Соль

Соль

Кухня

Кухня

Русская печь

Русская печь

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Хрусталь

Хрусталь

Водолазка

Водолазка

Гагарин

Гагарин

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Потомки Маяковского

Потомки Маяковского

Библиотеки

Библиотеки

Вениамин Смехов: «Поэзия продолжает жить на сцене "Таганки" благодаря Юрию Любимову»

Развлечения
30 сентября российский театральный режиссер, народный артист РФ и лауреат Сталинской премии второй степени Юрий Любимов празднует 97-летие.

Специально к этой дате давний соратник Любимова по легендарной «Таганке», актер и писатель Вениамин Смехов рассказал корреспонденту «ВМ» об истории театра и его великом руководителе.

— Вениамин Борисович, Юрий Любимов и его Театр на Таганке — целая эпоха в культурной жизни страны. Какое, по-вашему, место вы в ней занимаете?

— С «Таганкой» мы живем уже 51-й год. Каждый новый день — это прямая и яркая ассоциация с золотым веком «Таганки» Юрия Любимова и его команды. Мое счастье, что Юрий Петрович наградил меня правом считаться себя частью этого узкого круга.

— То есть «золотой век Таганки» не закончился?

— Нет, давайте говорить по-честному. То, что составило славу имени Театра на Таганке — Юрий Любимов и Давид Боровский, великий тандем великих художников — давно в прошлом. Золотой век, конечно же, кончился после того, как умер Владимир Высоцкий и фактически был изгнан из страны создатель театра (Юрий Любимов был лишен гражданства СССР в 1984 году после публикации в газете «Таймс» интервью, в котором режиссер резко критиковал тогдашнюю культурную политику в СССР — «ВМ»).

Но я говорю о прямых ассоциациях с тем временем, которые постоянно возникают. Например, недавно я был на гастролях в Иркутске, выступал в спектакле «Нет лет» по Евтушенко; перед этим я, несмотря на все передряги, «доложил» о своем намерении Юрию Петровичу, он дал мне доброе напутствие, спектакль состоялся, радует людей. И к нашей радости, к радости молодых актеров, сегодняшних питомцев Любимова — это продолжение поэтической рубрики, которой и прославился Театр на Таганке.

— «Золотой век» закончился, но сама Таганка после смерти великих актеров тем не менее оставалась сама собой. Почему именно, на ваш взгляд, Юрий Любимов ушел из своего театра?

— Сейчас, к сожалению, много небрежности, в том числе в культуре. Вот некоторые люди — опять же небрежные — говорят: Юрий Петрович Любимов обиделся на некоторых людей в своем театре. Пусть это совсем короткий список, но тем не менее нашлись люди, которые по каким-то причинам решили обидеть мастера, и он ушел. Но для нас, тех, кто давно формально не работает в Театре на Таганке, но все равно не расстается с самым счастливым временем в жизни, это означает лишь, что бог подарил Юрию Петровичу еще здоровья и годы жизни. Потому что невероятно в такие годы снова связываться с молодыми актерами, которые снова тянут одеяло на себя… Но я не разбираю ту ситуацию, я, к счастью, не принадлежу ни к той, ни к другой партии.

Сегодня небрежно обращаются со старыми театрами. Я сам много раз отвечал на вопросы прессы и телевидения: «Скажите пожалуйста, вот Любимов ушел, а Золотухин умер — значит, и Театр на Таганке умер?». Это такая неопрятная ложь. Здесь не надо ничего политизировать, это нормальная жизнь — уходят люди, листаются страницы истории. Тогда можно говорить, что и МХАТ «умер», и «Ленком» «умер», и «Современник» «умер», хотя живы и здравствуют руководители этих театров. Но нет ведь «того» «Современника», «Ленкома», МХАТа…

— Что самого яркого останется в истории от «Таганки»?

— Есть феномен в русской культуре, в русском театре XX века — Петр Фоменко, он ведь тоже из «Таганки». Я надеюсь, что искры его молодости остались в его учениках и их спектаклях. Я сам его ученик, и в ранней «Таганке» Петр Фоменко был правой рукой Любимова, и рядом с Юрием Петровичем были также лучшие мастера слова, ученые. Это была необыкновенная театральная история, которая развивалась вопреки своему времени. Любимов со своим спектаклем «Добрый человек из Сезуана» прорвался в уже совсем узкую щель хрущевской оттепели; дальше были и придирки, и запреты, и несчастья, и потери, а золотой век «Таганки» все равно победил. И когда нас всех не будет, все равно останутся имена: Театр на Таганке — Юрий Любимов, Давид Боровский, Владимир Высоцкий.

— Как вы оцениваете сегодняшнее состояние театра?

— Сегодняшний день «Таганки» — нормальный, рабочий. Здание театра на ремонте, который ему давно был нужен, и здорово, что Департамент культуры и его глава Сергей Капков оказывают нужную помощь. Директор театра Владимир Натанович Флейшер держит оборону, в том числе от глупых нападок. Театр играет, актеры молоды, веселы, есть работы более удачные и менее удачные, но это — нормальная рабочая жизнь 50-летнего театра.

— Что бы вы пожелали Юрию Петровичу?

— Я и моя жена Галина Аксенова, театровед и киновед, которая когда-то была на стажировке у Любимова и таким образом была мне подарена судьбой и «Таганкой», поздравляем Юрия Петровича и его семью с этим волшебным днем. Веры, надежды, любви. Поэзия продолжает жить на сцене «Таганки», и я передаю огромную благодарность за это Юрию Любимову.

Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.