Композитор, не позволявший себе писать проходную музыку
■ Сейчас в Германии выходит собрание сочинений Свиридова в 20 томах. И среди них есть много таких, которые уже выдержали проверку временем. В основном это, конечно, песни и романсы на слова Пушкина, Лермонтова, Некрасова, Маяковского, Есенина. Особенно много Георгий Васильевич писал на слова Блока — это был его любимый поэт. Я считаю шедевром «Голос из хора», который мы исполняли вместе. Трагическая вещь, предчувствие колоссальных катастроф, которые сейчас происходят в мире.
А музыка к кинофильму «Метель»! Ее играли во всех переходах. До такой степени она отразила сказочную эпоху пушкинской «Метели» и так близка оказалась людям.
Помню, в Англии мы со Свиридовым исполняли «Патетическую ораторию». Зал всегда вставал! В одной из английских газет тогда писали, что такой монументальной музыки после Генделя они не слышали. Я считаю, что лучшего композитора у нас в последние десятилетия не было даже близко.
■ Он много требовал от исполнителей. Никакой инициативы со стороны певца не допускал. Хотел дать некий образец исполнения, с которым бы сверялись следующие поколения. Я старался. Но скажу, что Свиридов лично мне очень доверял, поэтому я получал от него мало указаний. Нам вообще с ним очень легко работалось.
■ Музыка ему являлась! Мы с ним как-то осенью пошли собирать грибы. Ищем. Вдруг он побежал домой. Говорит жене: «Эльза, давай диктофон!» И начал записывать: «На земле вода и горы, под землей одна вода...» Всю вещь сразу написал. Говорит, осенило! Потом я эту песню в Большом зале консерватории пел. Свиридов — сакральный композитор, от Бога! Другие сидят у рояля, сочиняют, так у них и музыка такая, сочиненная. А на него она снисходила. Свиридов ведь гений. А еще Георгий Васильевич не позволял себе расслабиться или писать за деньги. У него нет проходной музыки, нет ни одного произведения на посредственные стихи. Вся музыка выстраданная, буквально вся. Свиридов по величине, как Мусоргский! К тому же он был грандиозный пианист. И использовал выразительные средства инструмента до самой последней степени.
■ Свиридов был очень образованным человеком с невероятной памятью. Всего Пушкина знал наизусть, Блока, Есенина. Мы были знакомы 40 лет, дружили семьями, ездили на рыбалку, в путешествия. К слову, сейчас вышел мой альбом со 130 фотографиями одного нашего путешествия. А для потомства я вместе с искусствоведом Андреем Золотовым составил книгу «Знаки жизни. Неизвестный Свиридов» — это отзывы о нем музыкантов, писателей.
СПРАВКА
Георгий Васильевич Свиридов родился в 1915 г. в городе Фатеже (Курская губерния). В 1936 г. поступил в Ленинградскую консерваторию. Первые музыкальные опыты Свиридова были похожи на работы немецких романтиков.
К середине 1950-х гг. композитор начал писать произведения национального характера и развивать опыт русских классиков, в частности Модеста Мусоргского. Наиболее известные сочинения: музыка к кинофильму «Метель», сюита «Время, вперед!», романсы на стихи русских поэтов. Свиридову было присвоено звание народного артиста СССР и почетного гражданина Москвы.