Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Соль

Соль

Кухня

Кухня

Русская печь

Русская печь

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Хрусталь

Хрусталь

Водолазка

Водолазка

Гагарин

Гагарин

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Потомки Маяковского

Потомки Маяковского

Библиотеки

Библиотеки

Не стало удивительной женщины и актрисы - Нины Архиповой

Развлечения
Если бы давали призы за обаяние, Нина Николаевна не знала бы, куда их деть. Оно было в ней от природы – огромное, невероятное, солнечное. Было и осталось. Теперь – как воспоминание. Первого мая Нина Николаевна отметила бы очередной день рождения...

Нина Архипова была не просто актрисой, а частью атмосферы театральной Москвы. Той атмосферы, которая, думается, канула уже безвозвратно. Ей повезло – она застала и стала частью невероятно сложной, из разных кусочков ткани сотканной, но все же единой материи под названием «театр», которым мы имели полное право гордиться, которым поражали иностранцев и по которому тоскуем.

Она родилась в Омске, с детства была очень музыкальна, но документы подала сразу в несколько вузов – на невероятно престижный в ту пору юрфак МГУ и все пришедшие в голову театральные студии – в Малый, Вахтанговский и ГИТИС. Ее взяли везде... Бродя по Москве, она прислушивалась к себе и пыталась принять верное решение. По уму – конечно, юрфак. Это фактически гарантированное спокойное будущее, профессия, которая куда меньше зависит от случая. А по сердцу... Она поступила как настоящая женщина: поняв, что правильным выбором будет решение об обучении в МГУ, отправилась... в «Щуку». И не пожалела об этом ни разу.

...Цецилия Мансурова, знаменитая, царственная, великая – любила театр больше жизни и служила ему всей душой. Для прелестной Ниночки Мансурова была невероятным авторитетом. И она не просто слушала свою именитую наставницу, она внимала ей. Поэтому любовь к театру вошла в ее кровь и душу, стала ее вторым, если не первым, «я». Архипова благоговела перед магией театра. Было бы иначе, она не играла бы так.

...Ноги у нее подгибались от страха, когда она сделала шаг на сцену впервые. Ниночка была еще студенткой. Но занавес остался позади и страх пропал. Она играла в «Сирано де Бержераке», «Синем платочке», а потом в «Мадемуазель Нитуш» - блистательном мюзикле Ф.Эрве. Роли были некрупные, но относилась она к ним всерьез – как всегда относилась всерьез к тому, что играла. А рядом на сцене были настоящие звезды. Она заворожено смотрела на Людмилу Целиковскую и Галину Пашкову, знала наизусть их тексты и втайне мечтала, что когда-нибудь, может быть, она сыграет в «Нитуш» Денизу – ту, в которой так блистали обожаемые ей звезды.

Рубен Симонов с интересом смотрел на юную актрису. И решил рискнуть. В 1946 году Нина Архипова вышла на сцену в роли Денизы. Успех был оглушительным. Она была счастлива, но недолго – сомневающаяся, предельно строгая к себе Архипова теперь пыталась играть еще лучше, еще выше и еще глубже. И это абсолютное отсутствие звездности осталось с ней до последнего ее дня. Находясь рядом с ней, можно было чувствовать лишь теплоту, но никак не высокомерное сияние звездной величины.

Лиричная, хохотушка, с невероятным чувством юмора и самоиронии, Архипова быстро стала любимицей публики. Ей верили, а что еще нужно актеру? Роли «пошли косяком» - главная в «Новогодней ночи», служанка в «Соломенной шляпке», Зоя из тургеневского «Накануне» - она везде была разной, но абсолютно естественной, потому зал аплодировал ей бесконечно и искренне.

Любовь пришла в ее жизнь неожиданно. Борис Горбатов – известный писатель, авторитетный человек - бесконечно любил ее. Но жизнь куда прихотливее любого театрального сценария. Перейдя на работу в театр Сатиры, Нина Николаевна встретила Георгия Менглета. Сначала ей казалось, это просто работа, просто совместная работа, ничто больше. Но сердце нельзя обманывать долго. Она вышла за него замуж. Это и была та любовь, которую ждут женщины и о которой грезят всю жизнь, дар свыше. Они были совершенно удивительной парой. Парой, излучавшей свет...

Режиссеры любили Архипову. В случае с ней никогда нельзя было дойти до дна: казалось, она играет на пределе возможностей, но в следующей роли она раскрывалась еще глубже, еще удивительнее. Она могла быть лиричной, а потом – резко-характерной. Смешливой и легкой, и тут же – наполненной драматизмом. Только такая актриса могла сыграть Хэзиону Хэшэбай в знаменитой пьесе Бернарда Шоу «Дом, где разбиваются сердца». Это была удивительная роль... Образ Хэзионы вообще загадка для многих. Слишком много в ней драматизма и внутреннего огня, не всякому удавалось понять ее. Архипова – поняла. Может быть только потому, что сама была удивительной женщиной.

... Много позже премьерного 1962 года я видела однажды, как Архипова смотрела этот спектакль в театре имени Ермоловой. Она проживала жизнь Хэзионы еще раз – даже в зале другого театра. И лицо ее - не забыть...

Один из самых великолепных спектаклей «Сатиры» - это, безусловно, «Проснись и пой». Он собрал на сцене лучших из лучших. И, конечно, Менглета и Архипову. Ее Эржи была просто уникальной. И песенка, исполняемая Ниной Николаевной, прелестная, легкая и умная «Что с тобою, милый Пишта, что с тобою?» стала «их» песенкой, их «визиткой» - замечательной иллюстрацией их удивительной пары.

Совсем другой была Архипова в «Гнезде глухаря». Куда девался ее внутренний свет, откуда бралась такая щемящая сломленность, так отчетливо сыгранная и прожитая «треснувшая» душа? Или синьора Флора из «Это так» - поставленная волей судьбы в совершенно иные обстоятельства, но сохраняющая целостность души даже в страшном, чудовищном мире лживых масок...

Оценило Архипову и кино. Увы, не так, как хотелось бы. Она сыграла в фильмах «Наше сердце», «Ох уж эта Настя!», а потом, вместе с Тениным, в телеспектаклях о Мэгрэ – она была его очаровательной супругой, которая запоминалась своей мягкостью и верностью...

У нее было много блестящих партнеров по кино и театральной сцене. Но ее счастьем были дети и Георгий Менглет. Она очень тяжело перенесла его уход, но не сломалась. Пару Архипова - Менглет связывали особые отношения и с редакцией «Вечерней Москвы» - они стали «крестными» газеты «Сударушка», которую много лет выпускал концерн «ВМ».

Не стало удивительной женщины и актрисы - Нины Архиповой Фото: Московский академический театр сатиры

... В последние годы она много болела. И все равно уход Нины Николаевны стал неожиданным. Так захлопывается окно в прошлое. И возникает ощущение, что дышать стало трудно...

Удивительная женщина, удивительная актриса, удивительная судьба. Ни забыть, ни заменить ее невозможно. Светлая память.

Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.