Большой формат Владимира Спивакова
Интернет на словосочетание «Владимир Спиваков» откликается сотнями тысяч страниц. Народный артист СССР, один из лучших скрипачей, дирижер, создатель двух оркестров – камерного «Виртуозов Москвы» и Национального филармонического оркестра России, президент Московского международного Дома Музыки, он удостоен множества самых разных премий, наград и званий. Но самое главное - безграничной любви публики.
Во Франции производят эльзасское шипучее вино, на этикетке которого запечатлен музицирующий на скрипке Маэстро. В Испании ему предлагали миллионы, чтобы в названии «Виртуозов» слово «Москва» было заменено словом «Барселона». Владимир Спиваков живет в Москве, в Париже и в любой точке Земли, где у него сегодня концерт.
Владимир Спиваков нередко выступает с оперными певцами. Национальный филармонический оркестр даже учредил ежегодные стипендии для молодых талантливых певцов. Парадоксально, Маэстро с оперой (или она с ним) держит дистанцию. За его плечами всего лишь одна полномасштабная оперная постановка – «Пуритане» Беллини в 2001 году на сцене генуэзского театра Carlo Felice.
Для выступления в Большом театре Владимир Теодорович выбрал свои коронные произведения.
В первом отделении прозвучали «Колокола» – поэма для солистов, хора и симфонического оркестра в четырех частях, где показан весь жизненный путь человека. При этом на второй план уходит символика, столь значимая для Эдгара По и Константина Бальмонта, сделавшего перевод одноимённого стихотворения. У Рахманинова образы обрели русскую «плоть» и «кровь», сохранив философско-поэтическое настроение.
Но концерт начался нервно, с явным исполнительским волнением. И тонкая оркестровка с флажолетами арф, нежным звучанием челесты в первой части была поглощена фанфарами труб и тромбонов. Голос юного тенора Сергея Радченко потонул в оркестрово-хоровой лавине. Во второй части солирующее сопрано Анны Аглатовой стремилось обозначить лирический центр сочинения, но не успело достичь искомой цели. Настал черед третьей части – симфонического скерцо, насыщенного трагизмом. Финал – скорбный эпилог. Баритону Василию Ладюку вместе с оркестром захватывающе удалось передать фатальную исповедальность «надгробного слова».
Впрочем, публика прибывала в светской ажитации и торопилась предаться аплодисментам в любой крошечной паузе, не желая погружаться в глубины музыки, человеческих переживаний, и не дожидаясь финала произведения.
Ко второму отделению градус зрительского возбуждения немного снизился. И «Симфонические танцы» – сюита в трех частях, завершенная Рахманиновым в 1940 году, и ставшая его последним оркестровым произведением, была исполнена в более осмысленной обстановке. Почти без вмешательства в партитуру истерических хлопков.
Маэстро будто вспомнив, что первоначальное название сочинения – «Фантастические танцы», отыскал в страшных и фантасмагорических, порой кошмарных образах «Танцев», отображающих рахманиновское восприятие трагической для него действительности, нечто напористое, страстно-языческое и перекликающееся с музыкой Равеля и Стравинского.
Финалом концерта стало «Адажио» Чайковского – посвящение великой балерине Екатерине Максимовой, которой 1 февраля исполнилось бы 75 лет.
Прямая речь
Владимир Спиваков, народный артист СССР, скрипач, дирижер:
- Сергей Васильевич Рахманинов – икона для меня. Его музыка, его личность, любая его вещь – это чудо. В искусстве действуют непостижимые, таинственные механизмы, которые пронзительно влияют на человеческую жизнь...