Фото: pixabay.com

«Не Брестский мир, но праздновать нечего»: энергоэксперт — об итогах сделки ОПЕК+

Экономика

Совладелец «Лукойла» Леонид Федун сравнил последнюю сделку ОПЕК+ с «унизительным и тяжелым» Брестским миром 1918 года. Согласно нынешнему соглашению, России придется сокращать добычу нефти на 1,8 миллиона баррелей в сутки. Как страна будет справляться со своими новыми обязательствами, «Вечерняя Москва» спросила у заместителя директора по энергетическому направлению Института энергетики и финансов Алексея Белогорьева.

По его словам, основное бремя сокращения добычи возьмут на себя крупнейшие нефтяные компании, которым придется отказаться от нерентабельных проектов.

— Очевидно, что никто не будет трогать новые проекты. Сокращение затронет наименее рентабельные скважины. Распределение квот по сокращению, думаю, будет такое же, как и в последние три года. Ключевую роль будут играть «Роснефть», «Лукойл» и «Сургутнефтегаз», — сказал он.

Наиболее тяжелой ношей сделка ОПЕК+ окажется для более мелких компаний, таких как «Татнефть» и «Башнефть», отметил эксперт.

Белогорьев добавил, что сокращение добычи для России связано с некоторыми техническими трудностями:

— Масштаб вывода скважин сложно оценить, потому что непонятна структура сокращения. Очевидно, компании будут стараться минимизировать свои потери. Но экономические потери будут существенные. Как долго будет идти восстановление закрытых месторождений, сказать трудно, — отметил энергоэксперт, уточнив, что снижение добычи на 500 тысяч баррелей Россия могла бы пережить безболезненно.

Леонид Федун также ранее предупредил о технических проблемах при сокращении добычи на 1,8 миллиона баррелей в день:

— Мы не Саудовская Аравия, где условно на месторождении Гавар перекрыл задвижку — и оно дает не 10 тысяч баррелей, а 8 тысяч баррелей. У нас остановка месторождения зачастую может быть очень болезненна, поскольку начнется заводнение, и можно даже фактически потерять месторождение или придется его перебуривать по новой. Это очень сложный технологический вопрос.

Заявление совладельца «Лукойла» о том, что сделка ОПЕК+ похожа на Брестский мир 1918 года, эксперт считает лишь «троллингом политиков». В то же время, по мнению Белогорьева, условия соглашения обременительны для российской нефтяной индустрии и «праздновать в общем-то нечего».

Белогорьев уверен, что если бы Москва поставила свою подпись под соглашением 6 марта, нынешняя сделка оказалась бы более выигрышной для нее.

— Если бы Россия договорилась с ОПЕК в марте, мы бы отталкивались от более высоких цен на нефть. Участники рынка не потеряли бы к нам доверия. В итоге то, чего мы хотели добиться — присоединения США к ОПЕК+, формально все равно не произошло, — подчеркнул он.

Белогорьев напомнил о переизбытке предложения нефти на рынке, который ежесуточно может достигать 35 миллионов баррелей. Даже если США, Канада и ряд других стран, не входящих в ОПЕК+, сократят добычу на 5 миллионов, то совокупного купирования в 15 миллионов баррелей окажется недостаточно для того, чтобы поднять цены выше 35–40 долларов за баррель. Однако этого уровня цен, по мнению Леонида Федуна, достаточно, чтобы Россия получала до 70–80 миллионов долларов в день.

СПРАВКА «ВМ»

9–10 апреля странам ОПЕК+ удалось договориться о снижении добычи на 10 миллионов баррелей в сутки. С 1 мая до 30 июня добыча нефти сократится на 10 миллионов баррелей в сутки, с 1 июля — на восемь миллионов, а с 1 января 2021 года до апреля 2022 года — на шесть миллионов.

Что такое ОПЕК+

ОПЕК+ — это клуб, в который входят 24 страны — экспортера нефти, включая Россию. Соглашение появилось как реакция на обвал нефтяных цен в 2014–2015 годах. Еще в конце 2016 года в Вене ОПЕК и нефтяные страны, не входящие в картель, согласовали сокращение добычи на 1,8 миллиона баррелей в сутки от уровня октября 2016 года.

Юридическое оформление соглашение получило в 2017 году. Согласно последней сделке от июля 2019 года, участники договорились сократить производство на 1,2 миллиона баррелей в день — до уровня октября 2018 года. В декабре того же года страны — участники ОПЕК+ решили сократить добычу на 1,7 миллиона баррелей в сутки. Обязательства России выросли с 228 до 300 тысяч баррелей в день — до уровня октября 2018 года.

Российское правительство оценивало сделку положительно. В конце 2019 года Новак заявил, что «благодаря сделке ОПЕК+ и сопровождающему ее росту цен на нефть» за три года бюджет России пополнился на 6,2 триллиона рублей.

Необходимость нового сокращения добычи нефти

Из-за вспышки коронавируса COVID-2019 в ОПЕК задумались о дополнительном сокращении добычи, так как быстрое распространение вируса понизило прогнозы по росту мировой экономики и, соответственно, глобальному спросу нефти. На встрече в начале марта в Вене Россия предложила продлить сокращение на прежних условиях и только на второй квартал 2020 года. Саудовская Аравия настаивала на дополнительном сокращении на 1,5 миллиона баррелей в сутки до конца года. Из-за отсутствия компромисса стороны решили не продлевать сделку начиная с 1 апреля 2020 года. Прекращение действия соглашения привело к падению цен на нефть в два раза, которое усугубилось сокращением глобального спроса из-за пандемии заболевания, вызываемого новым коронавирусом.

Ранее по теме:

«Начнется война за выживание»: названы самые негативные сценарии для рынка нефти

Энергоэксперт оценил нефтяной ультиматум Саудовской Аравии к России

«Не готовы возвращаться к временам Ельцина»: экономист объяснил изменение позиции России по нефти

amp-next-page separator