«Новый удар из Китая»: россиян предупредили о скачке цен на машины в 2022 году
Автодилеры предупреждают о существенном подорожании новых автомобилей в следующем году. В условиях тотального дефицита машин не поможет даже отмена утилизационного сбора и экспортных пошлин. Кроме того, в 2022-м в Китае ожидается сокращение производства магния — это станет еще одним ударом по автомобильной промышленности. Подробнее — в материале «Вечерней Москвы».
«Пустые склады»
Весь 2021 год, по данным аналитиков «Автостата», прошел под знаком тотального дефицита автомобилей. Высокий покупательский спрос не удавалось удовлетворить. Новые машины получали те, кто уже оформил предзаказ и давно ожидал свою технику.
В декабре спрос на новые авто по-прежнему превышает предложение, рассказал «ВМ» гендиректор одной из сетей московских автосалонов Денис Мигаль.
— В автосалонах практически пустые склады и (предновогодняя) скидка может быть предоставлена клиенту, который заинтересуется моделью из невостребованных модификаций. Дефицит полупроводников и перебои с логистикой стали причинами сокращения производства новых автомобилей, а также увеличения их стоимости и технического обслуживания. В условиях нехватки комплектующих проводить его стало сложнее, — сказал эксперт.
В ноябре 2021 года мировой авторынок показал снижение продаж на 11,2 процента. Причем отрицательная динамика фиксируется седьмой месяц подряд. В Южной Америке уровень снижения продаж и вовсе составил 24,5 процента. Российский АвтоВАЗ в ноябре продал на 30 процентов меньше автомобилей LADA, чем в прошлом году, а в декабре из-за проблем с поставщиками его конвейер не работал 4 из 12 рабочих дней. Не испытывали проблем с поставщиками китайские производители, продолжившие экспансию на отечественный рынок. Они как минимум не так сильно подвержены влиянию нехватки электронных компонентов.
Только с «допами»
На этом фоне сокращаются продажи и растут цены. По отдельным моделям повышение стоимости доходило до 20 процентов. Кроме того, дилеры старались навязать покупателям различные дополнительные услуги. Расценки на установку той же сигнализации, новых ковриков, видеокамеры и так далее по сравнению с 2019 годом увеличились в пять раз и составляют теперь чуть ли не 30 процентов от стоимости машины.
Так, к цене авто массового сегмента можно было смело прибавлять 200–400 тысяч, а к авто премиум-класса — до 1,5 миллиона, констатировал Мигаль. Получить авто без «допов» можно было только через некоторое время.
Удар из Китая
В ассоциации «Российские автомобильные дилеры» (РОАД) с проблемой автопроизводителей знакомы. Там считают, что до конца года и, скорее всего, в первом квартале 2022-го улучшения ситуации при текущих условиях в мировой экономике не предвидится. На это указывает тот факт, что автозаводы в Европе и Азии уже объявляли о вынужденных каникулах. Тем не менее некоторый оптимизм в ассоциации пытаются сохранить.
— Мы надеемся, что в скором времени объем производства автомобилей возрастет и клиенты смогут не только купить автомобиль без очереди и дополнительной наценки, но и получить в дилерском центре подарок и дополнительную скидку, как и было много лет подряд до последнего времени, — сказал представитель ассоциации.
Однако некоторые автодилеры считают, что дефицит электронных компонентов сохранится и в течение 2022 года. Но даже в том случае, если эту проблему удастся решить, по автомобильной промышленности будет нанесен еще один удар — сокращение производства магния в Китае, прогнозирует Мигаль. Магний присутствует в огромном количестве элементов автомобилей в сплаве с алюминием. Из него делают, например, топливные баки, рамы сидений и легкосплавные диски. А 90 процентов производства магния сосредоточено именно в Поднебесной.
Рост цен сохранится
Плюс в 2022 году сохранятся проблемы с логистикой. Связаны они, признает предприниматель, с повышенным спросом на грузоперевозки во всех отраслях. Конечно, сложности сейчас не такие, как в 2020 году, но полностью логистика избавится от транспортных коллапсов не раньше чем через три–пять лет, думает эксперт. Все эти факторы косвенно или прямо влияют на стоимость техники.
Так что по динамике цен тоже нельзя дать оптимистичный прогноз. В начале 2022 года расценки на новые автомобили вырастут в среднем на 10–20 процентов из-за индексации, считает Денис Мигаль.
— Не сдержит их даже отмена утилизационного сбора и экспортных пошлин. В условиях повышенного спроса и дефицита транспортных средств автоконцерны стремятся компенсировать свои издержки от урезанного количества проданных машин, — заключил представитель отрасли.