Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Соль

Соль

Кухня

Кухня

Русская печь

Русская печь

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Хрусталь

Хрусталь

Водолазка

Водолазка

Гагарин

Гагарин

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Потомки Маяковского

Потомки Маяковского

Библиотеки

Библиотеки

Александр Бурганов: Судьба определила мне быть скульптором

Развлечения
Александр Бурганов: Судьба определила мне быть скульптором
Скульптор Александр Бурганов в своей мастерской. / Фото: Карпов Сергей

Скульптор с мировым именем, лауреат Государственных премий, Александр Бурганов украсил своими памятниками и монументальными ансамблями крупнейшие города России и европейских стран. Его изящные работы, среди которых фонтан «Принцесса Турандот» и памятник «Пушкин и Натали», установленные на Старом Арбате, а также галерея портретов великих русских художников на станции метро «Третьяковская» много лет радуют и москвичей.

Всего за несколько часов до своего отъезда в Кремль художник дал интервью корреспонденту «ВМ».

- Александр Николаевич, Вы лауреат многих премий, обладатель не малого количества наград, а что значит для вас именно этот орден?

- Как и для любого человека, который удостаивается такой чести, это новая благодарность и новые обязанности. Меня вот судьба определила быть скульптором, значит буду продолжать это движение - остановиться невозможно.

- Но вы не ограничились лишь этим видом искусства, а обратились и к литературному творчеству. Значит, пошли наперекор судьбе?

- Вы говорите так, словно я написал «Войну и мир». (Улыбается). Есть замечательные художники, которые пишут настоящие художественные произведения. У меня же это в обычных рамках. Мысли складываются из слов, а слова – это и есть литература. все художники пишут о своем творчестве и о себе, доверяя бумаге то, что хотелось бы оставить. Но я не вижу себя человеком, который создал событие в литературе.

- Две из ваших книг написаны о «новом романтизме», что это для вас и вашего творчества?

- Романтизм – это прекрасное определение творческого порыва художника. Я говорил о своем поколении, в котором рядом с академическими тенденциями развивалось это движение. Новый романтизм – это романтическое преображение через душу художника. Это позиция, заключающаяся в том, что искусство должно быть возвышено над жизнью, должно стремиться увидеть ее в ореоле красоты, чести, этики. Это живая творческая потребность любого человека, которую художник аккумулирует.

- На ваш взгляд, описанное вами мировоззрение – это нечто общее для современного искусства или то, что выделяет из него отдельных художников?

- Вся наша жизнь нацелена на рынок. И художника можно рассматривать как человека, создающего предметы рынка, а можно сказать, что он создает дары волхвов – то, что он дарит, чтобы горела звезда отечества и чтобы жизнь шла вперед. Хотелось бы, чтобы культура никогда не ушла от этой позиции безвозмездного душевного дара людям и всей окружающей жизни.

- Наверняка, вам приходилось выполнять конкретные заказы – оформлять станции метро, к примеру. Скажите, есть для вас разница между подобной работой и работой для себя?

- Никакой. Художник любой заказ преобразует в высокое творчество, придает ему общественный и человеческий смысл. Безусловно, у художника есть и своя личная программа, никем не заказанная и не оплаченная. Мы так всю жизнь жили – еще в прошлой истории нашей России. Выполняли заказы – тоже по своему разумению, а когда оставались одни в мастерской, делали все, что угодно. Мы были свободны, потому что в своей мастерской художник всегда свободен.

- И даже когда мастерская, как в вашем случае, становится музеем?

- Я смотрю на это очень просто: мастерская работает, люди, которые приходят в этот музей, видят не только готовые, созданные экспонаты, но и сам процесс работы. Все, кто приходит, всегда интересуются: «А как вы это делаете?», смотрят, стоят за спиной, а я никого не отгоняю.

- Вы много работали над обликом Москвы, поэтому, думаю, этот город бесконечно вам дорог. Скажите, а как вы оцениваете ее современный архитектурный и скульптурный облик?

- Я могу оценивать только себя. А облик Москвы – такой, каким он нам достался от предков, от истории, - он всегда для нас прекрасен, мы всегда в нем видим не только сегодняшнее мгновение, но и то, что было прежде. Поэтому давать какие-то рецепты или оценки того, что происходит, не очень правильно. Москва живет – и это главное.

- Но какие-то мечты, связанные с обликом Москвы у вас есть?

- Я хотел бы, чтобы искусство вышло из стен музеев на улицы, в парки. Чтобы оно было созвучно каждому человеку. Чтобы в нем были наши великие предки, но, в то же время, день сегодняшний. В каком смысле? У каждого есть своя любовь, своя печаль. И одна из моих работ, которая мне очень по душе – «Поцелуй луны». Это призыв к поцелую и ничего больше. Мне кажется, что такие вещи, если они стояли бы на наших улицах, тоже были бы приятны людям. 

 

Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.