Все краски счастья: 7 знаменитых шедевров Константина Коровина
Ценителям искусства Коровин известен не только как тонкий колорист, писавший прекрасные северные и южные пейзажи, романтичные виды Парижа, интересные натюрморты и отличные портреты, но и как театральный художник, профессиональный декоратор, мастер промышленного рисунка, а также просто жизнерадостный и лучезарный творец, мечтающий передать всю красоту и радость окружающего мира.
Будущий художник родился в Москве, в зажиточной купеческой семье старообрядцев, впоследствии обедневшей и перешедшей в мещанское сословие. С детства он рос в окружении художников, часто гостивших в доме отца, Алексея Михайловича. Это повлияло на выбор будущего призвания Константина и его брата Сергея. В 1875 году 14-летний Константин поступил на архитектурное отделение Московского училища живописи, ваяния и зодчества, но через год перешёл на отделение живописи, где учился у таких великих мастеров, как Алексей Саврасов и Василий Поленов. К тому времени семья уже жила в нужде, и мальчику пришлось зарабатывать уроками рисования. Под влиянием Саврасова молодой художник пристрастился к пейзажу. Его первые работы - "Село" (1878), "Ранняя весна " (1870-е), "Мостик" (1880-е) – сочетают наблюдение за природой и её восприятие.
В 1886 году, после завершения училища, Коровин направился в Петербург и стал студентом Академии художеств. Вскоре он разочаровался в тамошних методах преподавания – его яркая колористика, "радостная" манера живописи, условность деталей шли вразрез с академической чёткостью. Через три месяца художник покинул Академию.
В 1885 году Коровин начал оформлять декорации и костюмы для Частной оперы известного мецената Саввы Мамонтова: "Аиду" Джузеппе Верди, "Лакме" Л. Делиба, "Кармен" Ж. Бизе, "Псковитянку" Н. А. Римского-Корсакова. Тогда же, в середине 1880-х годов Коровин влился в Мамонтовский (Абрамцевский) художественный кружок и стал активным его участником. Одним из членов кружка был и будущий ближайший друг художника Валентин Серов. Там же он познакомился с будущей женой - Анной Яковлевной Фидлер — хористкой Частной оперы. В 1897 году у них родился сын Алексей, также ставший художником.
В конце 80-х-начале 90-х годов на накопленные деньги Коровин много путешествовал, результатом чего всегда являлись прекрасные картины. Так, поездка в Париж принесла увлечение импрессионизмом и символизмом, путешествие в Испанию нашло воплощение в лучшей из ранних жанровых картин Коровина "У балкона. Испанки Леонора и Ампара" (1889). В 1894 году Коровин и Серов совершили путешествие на Север в составе экспедиции, снаряженной Саввой Мамонтовым. В результате художником была создана серия известных пейзажей: "Берега Норвегии", "Северное море", "Гавань в Норвегии", "Ручей святого Трифона в Печенге", "Геммерфест. Северное сияние", "Мурманский берег".
В 1896 году Коровину поручили оформление построенного по его проекту в Нижнем Новгороде павильона "Крайний Север". Результат был настолько удачен, что художника пригласили руководить постройкой и устройством русского кустарного отдела на Парижской всемирной выставке 1900 года, а также декорирование сибирского и среднеазиатского павильонов на выставке. В 1900-е годы Константин Алексеевич работал в театральной среде, создавая эскизы костюмов и декорации к драматическим постановкам, операм и балетам. Так, он оформил спектакли "Фауст", "Конёк-горбунок", "Садко", "Золотой петушок", "Дон Кихот", "Лебединое Озеро", "Руслан и Людмила" и многие другие, а также спектакли Большого театра, Мариинского театра и театра Ла Скала в Милане. С 1901 года он преподавал в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, параллельно принимая участие во многих выставках разных направлений и объединений — передвижников, журнала "Мир искусства" и "Союза 36".
Значительное место в творчестве Коровина занимает Париж, куда художник возвращался вновь и вновь. Один из любимых городов художника показан с удивительным восторгом и трепетом человека, очарованного его эстетикой. Такие картины, как "Ночной карнавал" (1901), "Париж. Бульвар Капуцинок" (1902, 1906 и 1911), "Париж утром" (1906), "Париж вечером" (1907), "Париж ночью. Итальянский бульвар" (1908), замечательно передают жизнь французской столицы в различное время суток при помощи импрессионистских цветовых созвучий. Париж значительно повлиял на поздний стиль Коровина. С 1910-х годов усилилась красочность его полотен, появилась особая размашистость, свобода живописной манеры. Артистизм художника достиг вершины. Это хорошо видно в картинах "Пристань в Гурзуфе" (1914) и "Базар" (1916). Тогда же он написал множество натюрмортов: "Розы и фиалки" (1912), "Рыбы" (1916) и другие.
Во время Первой мировой войны Константин Алексеевич служил консультантом по маскировке в штабе русской армии. После октябрьской революции художник активно занимался вопросами сохранения памятников искусства, организовывал аукционы и выставки, продолжал сотрудничать с театром. Однако по совету А. В. Луначарского в 1922 году художник эмигрировал во Францию. Последующие годы он провёл в плодотворном сотрудничестве с крупнейшими театрами Европы, Америки, Азии и Австралии. Интересно, что помимо таланта живописца у Константина Алексеевича был ещё и талант литератора. На старости лет художник, зрение которого значительно ослабло, чтобы рисовать, не мог отказаться от творчества и писал рассказы.
Константин Коровин скончался в Париже 11 сентября 1939 года, в возрасте 77 лет. О его творчестве прекрасно сказал К. Ф. Юон: "Живопись Коровина — образное воплощение счастья живописца и радости жизни. Его манили и ему улыбались все краски мира".
"Вечерняя Москва" вспоминает 7 самых известных картин Константина Коровина. На данный момент все они являются частью собрания Государственной Третьяковской галереи.
1. "В лодке" (1888)
Картина была написана летом 1888 года, когда молодой Коровин гостил на даче в Жуковке у своего учителя Василия Поленова и его жены, которые позировали для картины. Однако герои картины – сам Коровин и молодая Мария Якунчикова, свояченица Поленова. Одна из ранних значительных работ художника близка к теме французского импрессионизма: она изображает связь человека и природы, духовное погружение в неё. Во многом художник вдохновлялся одноименной картиной Эдуарда Мане 1874 года.
2. "У балкона. Испанки Леонора и Ампара" (1888—1889)
Картина была начата в 1888 году в Валенсии, во время путешествия Коровина в Испанию, а закончена в 1889 году в Москве. В награду позировавшим молодым девушкам Ампаре и Леоноре, чтобы хоть как-то отблагодарить их, художник подарил понравившуюся им обувь и платки из китайского шёлка. В 1889 году Коровин дебютировал с "Испанками" на выставке передвижников, а в 1900 году удостоился золотой медали в рамках русской экспозиции на Всемирной выставке в Париже. Это способствовало европейской и мировой известности художника. "Испанки" важны тем, что здесь проявляется цветовое мироощущение живописца – тёплые, "согревающие" тона. Лёгкие, скользящие импрессионистские мазки сочетаются здесь с декоративностью модерна.
3. "Парижское кафе" (вторая половина 1890-х)
В картинах, вдохновлённых Парижем, импрессионизм Коровина наиболее силён. Уютные уголки парижских кафе с открывающимися видами на бульвар переданы с помощью прекрасных изобразительных средств. Тончайшие тональные градации передают мельчайшие детали световоздушных эффектов: влажность воздуха, лёгкий туман, световые ореолы солнечных лучей, сгущения и разреженность атмосферы. Картина полна жизнерадостного и счастливого настроения, отличающего большинство полотен художника.
4. "Северная идиллия" (1892)
Замысел картины зародился у Коровина в процессе работы над оформлением оперы "Снегурочка" по мотивам пьесы А.Н.Островского. Тогда художник много работал в театре и часто обращался к фольклорной теме. В картине отчётливо видны новаторские приёмы Коровина в сфере театрально-декорационного искусства. Мощный контраст ярких, насыщенных цветов в национальном костюме девушек, в сочетании с мрачными тонами вечереющего неба, эклектика детального изображения пейзажа и обобщенных цветовых пятен фигур – это было, несомненно, ново для театра. Картина отражает поэтическую связь между человеком и природой, несёт в себе национальный русский колорит.
5. "Геммерфест. Северное сияние" (1894—1895)
Картина, написанная под впечатлением от путешествия в Скандинавские страны вместе с лучшим другом Серовым, считается своеобразным обобщением северных этюдов Коровина и наиболее значительным произведением северного цикла его работ. На картине изображена гавань самого северного города Норвегии и всей Европы – Хаммерфеста. Необычный вытянутый формат холста перекликается с вытянутыми шпилями построек и мачт, с тёмными вертикальными полосами неба, что создаёт мистическое ощущение "двоемирия", свойственного для символизма. Резко холодный свет северного сияния перекликается с отражением тёплых огоньков в воде. Картина полна внутренней - загадочной, тревожной, "северной" - ритмики.
6. "Кафе де ла Пэ" (1906)
Полотно, принадлежащее к серии картин на тему парижских бульваров, изображает вечернюю жизнь Парижа, с его красивым, театральным освещением, кипящей суетой и нескончаемой праздничностью. Café de la Paix — знаменитое кафе в IX округе Парижа, расположенное неподалёку от Оперы Гарнье. Здесь устраивались киносеансы, собиравшие большое количество знаменитостей. Бурную и кипящую атмосферу ночного Парижа Коровин отлично передаёт с помощью яркой художественной ритмики мазков: пятна, росчерки, точечные удары кисти передают пульсацию атмосферы, напоённой гулом парижских бульваров.
7. "Пристань в Гурзуфе" (1914)
В начале XX века Южный берег Крыма был местом паломничества русской аристократии и творческой богемы. Южные красоты Гурзуфа и его природы стали важной темой творчества Константина Коровина. В 1910-1917 годах он подолгу жил на своей гурзуфской даче "Саламбо", названной в память о удачно оконченной работе над декорациями к одноимённому балету по роману Г. Флобера. "Пристань в Гурзуфе" вся проникнута радостным и красочным настроением летнего южного города. Художник использует излюбленные мотивы импрессионизма – фигура в залитом светом пейзажном "интерьере", узор разноцветных обобщающих пятен света и теней, активная колористика.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: