Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Соль

Соль

Кухня

Кухня

Русская печь

Русская печь

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Хрусталь

Хрусталь

Водолазка

Водолазка

Гагарин

Гагарин

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Потомки Маяковского

Потомки Маяковского

Библиотеки

Библиотеки

Новая «бумажная» революция сметет современные технологии

Развлечения
14 марта праздник у всех любителей книги. 450 лет назад был издан «Апостол» - первая печатная книга в России. За эти века книгопечатание шагнуло далеко вперед. Появилась электронная книга, и многие начали говорить, что «бумага» умирает.

О проблемах и тенденциях современного книгоиздания «ВМ» поговорил с Константином Антиповым, ректором государственного университета печати имени Ивана Федорова.

- Что на Ваш взгляд сегодня происходит с книгоизданием? Оно находится в состояния стагнации, регресса или продолжает развиваться?

- У нас сегодня все находится в стадии трансформации. Начнем с бизнеса. Здесь есть и новые технологии и коммуникации, новые писательские технологии. Мир стремительно меняется, а параллельно меняется интерес к книге. Современное общество получило новые огромные возможности в области обмена информацией. Но при этом технологии идут на шаг впереди самого общества, бизнес же просто не успевает мгновенно реагировать к рынку и рефлексировать к нему. Крупнейшие ведущие издательства России (да и не только России) это уже осознали. В итоге, конечно, есть и выигравшие и проигравшие. Но это не характеризует всю ситуацию с издательским бизнесом в целом. А происходящие процессы тем временем очень стремительны. И как вывод, книга не исчезает из жизни общества. Это базовый элемент культуры общества, который тоже трансформируется вместе с ним.

- А как в эту трансформацию вписывается электронная книга?

- В настоящее время никто толком еще не понимает, что такое электронная книга. Можно говорить о технологии, о способах сохранения информации, но о самой электронной книге говорить еще просто рано. Сегодня осваиваются наименее капиталоемкие технологии, наиболее воспринимаемые из них, но сама электронная книга еще не оформилась и развивается также как и все издательское дело. Дело в том, что сегодня основной объем денег, получаемых от электронной книги, идет за клики. Параллельно возникает проблема авторского права, а на самих произведениях и качестве их исполнения деньги не зарабатываются. Делаются только робкие попытки нащупать новые пути развития электронной книги. Например, писателями, которые пишут книги в Интернете вместе с читателями, фактически делая их соавторами и одновременно зарабатывая эти самые клики. И в этой «мартеновской печи» технологий продолжает муссироваться проблема выживания книги. Еще одна важная проблема — цифровизация книг — ресурс удаленного развития. И вряд ли в этой сфере кто-то станет хозяином мира. Дело в том, что скорость возникновения новых технологий и их адаптация настолько не совпадают, что пока новые технологии становятся доступными, появляются еще более новые. И процесс осмысления просто отстает, ничего не меняя.

- Но ведь сегодня электронная книга очень активно используется для учебных целей...

- Несомненно, этот контент будет существовать и в формате книги и в формате учебника. Но если говорить об образовании, то речь скорее идет не об электронных учебниках, а об электронных средах, которые в том числе включают в себя и учебники.

- За последние несколько лет в США и Европе бумажная книга снова стала побеждать электронную. Почему это происходит?

- Интерес к бумажной книге действительно возрождается. Просто про книгу снова вспомнили. Это как увлечение несколько лет назад евромебелью, которая казалась удобной, но теперь все снова мечтают о больших, дубовых столах. Люди снова ищут не эрзац, а натуральный продукт, вспоминают и используют то, что универсально, что по-настоящему является носителем информации. В нашем случае это хорошая книга. Фактически происходит откат к фундаментальным ценностям и базовой социализации. Это ни в коем случае не отменяет новые методы и технологии. Тут вопрос в успешности бизнеса: выигрывают те, кто ищет причину не во внешних факторах, а в себе. А рынок, к сожалению, пленник контента. Появляются новые технологии, и тут же начинается истерия освоения, которая только подогревается известными брендами. Естественно, быстро обогащаются те, кто нагнетает эту истерию. Мы последнее время постоянно говорим о том, что тиражи падают, а производители печатных машин продолжают предлагать нам не качественные станки, а те, которые быстрее печатают. Это классический пример зависимости от контента. Но если мы говорим о фундаментальных ценностях, то надо вспоминать не только о корпоративных интересах, хотя и о них забывать не стоит. А наши издатели зачастую говорят о частностях, пытаются понять, почему одни книги покупают, а другие нет. Нужно делать все, чтобы освоить книгу. И с этим мы постоянно сталкиваемся на рубеже трансформации общества, понятий и понимания.

- Не кажется ли вам, что все это имеет смысл, когда мы говорим о профессионалах. Но именно их то в последнее время не хватает в издательствах и других областях. Кто же тогда будет делать качественную книгу?

- Новые перспективные профессии вырастают из исчезающих. Продюсера книги нельзя воспитать, если исчезнет редакторская школа. Без этой преемственности невозможно создать комплексную систему. Нужна общая мобилизация всей отрасли и высшей школы. Взаимодействие заинтересованных сфер, обмен мнениями и теми знаниями, что еще остались. А не став хорошим редактором, никогда не станешь продюсером, особенно в новых синтетических специальностях. Университет печати сегодня ищет инструмент сохранения базовых знаний. И это должно быть выгодно и университету, и производителю книг. Поэтому мы ищем и пытаемся передать опыт хороших переплетчиков, корректоров и совсем не важно, как эти профессии будут называться потом. Но чтобы все это сохранить, нужны огромные усилия. И один университет все это не восстановит.

- А издатели это понимают?

- Несомненно. И консолидация — одно из преимуществ отрасли. И выдающуюся роль в этом играет Российский книжный союз. Большую роль играет и так называемая "золотая десятка" — крупнейшие издатели страны. Они активно участвуют в защите интересов отрасли на всех уровнях. Хотя наш рынок очень укрупнен и из-за этого в нем слишком мала конкурентная среда. Нельзя не отметить и то, что в последнее время о книге вспомнила и самая высокая власть. В чем большую роль сыграло Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям. А у нас в университете впервые за долгие годы снова появился конкурс при поступлении на все факультеты, в том числе на платные места. Приходят интереснейшие первокурсники, с которыми интересно работать. Но если мы при этом не будем просвещать и партнеров, не будем заниматься ликбезом, то эта просвещенная молодежь ничего не изменит.

- «Апостол» Ивана Федорова в свое время стала революционным изданием, изменившим не только издательскую среду, но и все общество. Как вы думаете, возможно ли появление нового «Апостола» в наше время?

- Возможно, но только в том случае, когда мир перестанет обожествлять дисплей гаджета и считать, что несколько кликов способны дать любые знания. Когда люди осознают, что это ложь, тогда, вероятно, и наступит переломный момент, а значит, будут возможны новые явления в книжной культуре. И я очень надеюсь, что эта эпоха не за горами — ближайшие десять лет. Даже по своим студентам я вижу, что разочарование в гаджете происходит все быстрее, но очень хочется надеяться, что оно происходит вовремя, когда мировоззрение молодых людей еще способно измениться.

Новая «бумажная» революция сметет современные технологии Сейчас в столице работают 453 библиотеки / Фото: Наталья Феоктистова

СПРАВКА "ВМ"

Константин Валерьевич Антипов - ректор Московского государственного университета печати имени Ивана Фёдорова, доктор экономических наук.

Симптоматично, что родился 5 мая 1970 года, в День советской печати. Известный практик отечественной рекламы, эксперт в области медиаиндустрии. Автор двух экономических законов, более 50 печатных работ, в том числе учебников, учебных пособий и монографий.

Член российского отделения IAA (Международной рекламной ассоциации).

ЕСТЬ МНЕНИЕ

На пороге культурного кризиса

Надежда Михайлова, президент ассоциации книгораспространителей независимых государств, генеральный директор «Московского Дома Книги»

Когда в 1564 году Иван Федоров напечатал первую в России книгу, вопрос о книжной торговле еще не стоял. Долгие годы книги были эксклюзивным товаром, доступным только самым богатым людям. С тех пор утекло много воды: менялись правители и общественные формации, приоритеты и ожидания, — но книга по-прежнему служила источником знаний, который формировал культуру нации в целом.

На произведениях литературы, исторической и философской мысли росли и воспитывались поколения. И вот, спустя 450 лет, в нашей стране пришло время бить тревогу, опасаясь за судьбу печатной книги. Но вовсе не развитие электронных технологий может стать причиной сокращения выпуска книг, хотя в России доля электронных книг в общем объеме книгоиздания пока еще растет. Но поскольку мы привыкли обращать внимания на опыт других стран, стоит заметить, что в США доля электронного книгоиздания остановилась на 20% и больше не увеличивается, а в Западной Европе этот процент и вовсе не превышает 5–7 пунктов. Так что, пришедшая в нашу жизнь в XXI веке электронная книга, еще долго будет сосуществовать с привычной нам книгой бумажной. Причина кризиса в другом. (читайте далее...)

Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.