Тайна раскрытого веера
Более 60 игривых экспонатов представлены в Дворцовом павильоне 1825 года. Англия, Франция, Италия, Испания, Китай и, конечно, Россия – аксессуары модниц из этих стран теперь могут увидеть гости «Коломенского». В коллекцию вошли веера из собственного собрания музея и из единственного в нашей стране частного музея «Искусство веера» в Санкт-Петербурге.
Современный веер призван навевать прохладу, раньше он должен был радовать глаз и служил модным аксессуаром. Старинные опахала многое могут рассказать о своих владелицах. Вот нежные цветы и ягоды, вот ярко-алый атлас, вот лаконичные костяные пластины, но на гардах (крайних пластинах) настоящее буйство резьбы. А в хозяйке другого выставленного веера наверняка было что-то от Анны Карениной – чёрное «русское» кружево на основании из тёмной черепахи с «пламенеющими» разводами. ХХ век внёс свои коррективы и в моду – на смену традиционным формам приходит ориентализм и с ним – веера-кокарды, которые раскладываются в гофрированный круг. А также возможность относиться к популярным безделушкам с юмором – как вам веер «Две таксы и кот»?
Способ украшения экранов и оснований вееров ограничивала только фантазия мастера: вышивка, роспись, блёстки, золочение. Кружева соперничали к костяными «кружевами». «Веер – очень ёмкий предмет коллекционирования. Там и живопись, и прикладные искусства, резьба по кости и перламутру. Огромное количество интересных техник. В первую очередь, стоит, наверное, выделить живопись, потому что есть веера, которые просто роскошно расписаны, это настоящие произведения искусства», – рассказывает о своей коллекции Евгений Пылаев, основатель музея «Искусство веера». Он добавил, что задачей выставки было не только показать Его Величество Веер во всём великолепии, но и рассказать о материалах: слоновой кости, перламутре, черепаховом панцире.
Кроме этого, на выставке можно познакомиться с «языком веера», о котором многие, возможно, слышали, но мало кто им владеет. На мультимедийном экране представлен целый бальный «словарик». Изменяя положение веера в руке и степень его раскрытости можно было выразить любую эмоцию и даже целые фразы: от «Я люблю вас» до «Я сделалсь недоверчива».
К услугам тех, кого история веера заинтересует более глубоко, музей подготовил как буклет выставки, так и каталог всех вееров, хранящихся в «Коломенском».