Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Соль

Соль

Кухня

Кухня

Русская печь

Русская печь

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Хрусталь

Хрусталь

Водолазка

Водолазка

Гагарин

Гагарин

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Потомки Маяковского

Потомки Маяковского

Библиотеки

Библиотеки

"Вишневый сад" погубил дефицит любви. Андрей Кончаловский завершил трилогию по Чехову

Развлечения
В субботу, 27 февраля, в Академическом театре имени Моссовета - премьера спектакля "Вишневый сад" Андрея Кончаловского. Специальный корреспондент "ВМ" увидела постановку накануне премьерного показа, а затем побывала и на первом спектакле чеховской трилогии Кончаловского - "Дяде Ване".

Юлия Высоцкая в постановке "Вишневого сада" - элегантная, заграничная Любовь Раневская. В шляпах, белых платьях, с сигарой и любовью к своему французскому любовнику-альфонсу. Раневская умна, трезва и порой цинична. Она прямо указывает всем на недостатки и каждого находит "подурневшим".

В спектакле "Дядя Ваня" Юлия Высоцкая играет добрую, трудолюбивую, но некрасивую девушку Соню. Андрей Кончаловский находит родственные связи между героями пьес Чехова. Соню и Раневскую объединяют не только несчастная любовь, но и дворянское происхождение, а также природный ум.

И красной нитью через три спектакля проходит тема "изменения человека во времени и в пространстве". Мы видим, что в "Вишневом саде" люди изменились до неузнаваемости, и не только люди - изменилась Россия, ценности и чувства. Все стало другим. За семь лет - с 1896 до 1903 - изменился мир и сам Чехов.

Режиссер дает возможность зрителю своими глазами увидеть, как автор "Вишневого сада" пишет свои последние письма. Сразу после того, как со сцены исчезает шкаф с книгами, в любви к которому признавались аристократы Гаев и Раневская, на сцену опускается огромный экран. И зритель видит, как рука Чехова, созданная с помощью технологий монтажа, выводит слова отнюдь не докторским, а красивым каллиграфическим почерком. Внимание привлекают чеховские запятые - длинные, похожие на капли дождя. Они вызывают невольную улыбку, как и сами письма Антона Павловича. Чехов пишет жене, актрисе Ольге Книппер из Ялты: "Дома все благополучно. Шарик еще не научился лаять. А Тузик - разучился". Был в этих письмах и Журавль, танец которого забавлял больного Чехова, а в постановке Кончаловского "Вишневый сад" - Цапля. Она появляется на сцене перед приходом в дом прокаженного нищего, роль которого исполняет Антон Поспелов. Он просит милостыню, и Раневская отдает ему последний золотой. Она хочет хотя бы так откупиться от своих грехов. Раневская не борется за вишневый сад: в глубине души она считает, что не имеет на него морального права, да уже и не любит его - слишком много горя с ним связано.

Темой недостатка любви или неподлинной любви наполнен "Вишневый сад" Кончаловского. Все герои в кого-то влюблены, одни даже делают предложения руки и сердца, другие ждут этого предложения... Слова "любовь, любить, любит, не любит" рассыпаны в "Вишневом саде" как листья, как цветы... Но все они запоздалые, засохшие, опавшие, перезрелые или недозрелые. Дуняша (актриса Александра Кузенкина) говорит об Епиходове: "Он меня любит, так любит", - Аня утверждает: "Лопахин любит Варю". Трофимов (актер Евгений Ратьков) обещает Ане: "Мы полюбим друг друга". И только клоунесса Шарлотта (актриса Лариса Кузнецова) бросает в глаза помещику Семенову-Пищику правду: "Разве вы можете любить?".

Несмотря на то, что в чеховских пьесах герои часто говорят о странных людях, чудаках, настоящую чудачку - клоунессу, жонглершу, циркачу без роду, племени, имени и паспорта Шарлотту Ивановну автор выводит на сцену впервые именно в "Вишневом саду". Ее образ выписан не так четко, как остальные женские роли, но миссию свою она выполняет в полной мере. Шарлотта озвучивает главную причину гибели Вишневого сада - любовь обесценена, любовь предана и продана, как и сам сад. Разве только осталась родственная привязанность - любовь сестры и брата, детей и матери, любовь к умершим детям и умершим родителям... Но и она - бесполезная и призрачная...

Гаев любит Раневскую, но это не мешает ему вынести ей приговор - "порочная". И дочери осуждают свою мать, хотя и жалеют. А Фирса (актер Антон Аносов), слугу, который бескорыстно и преданно, не осуждая и не казня, любил всех домочадцев, и вовсе хоронят живьем, заколотив в доме. Возможно ли было такое, если бы в сердце хотя бы одного из героев "Вишневого сада" жила любовь?

В "Дяде Ване" тоже есть преданная нянька, любящая бескорыстно - Марина. И умный доктор Астров на вопрос Елены Андреевны: "Кого он любит", отвечает: "Никого не люблю, если только няньку". Но Астрова и подобных ему нет в "Вишневом саде". Он умер или не приехал. Или скоро умрет - вместе с Чеховым. Вместо него, единственного деятельного, трудолюбивого, гуманного человека, который спасает людей и мир - делец, буржуй, скряга и трус - Лопахин (в исполнении Виталия Кищенко).

И все-таки "Вишневый сад" - комедия, пусть и сквозь слезы. Чехов легко прощается с самой большой иллюзией своей жизни - иллюзией о настоящей, большой любви между мужчиной и женщиной.

Кстати, Павел Деревянко, исполняющий роль Ивана Войницкого, перед началом спектакля "Дядя Ваня" поделился с "Вечерней Москвой" мнением, что "Чехов разочаровался в любви":

- Думаю, это так, - размышлял актер. - Он вообще не очень доверял женщинам. Изо всех сил хотел верить, хотел любить, но что-то его удерживало. Но при этом Чехов заведомо жалеет всех людей - и тех, кто мечтал о любви, и тех, кто даже не решился о ней мечтать.

[AUDIO=1]

Александр Домогаров о своем герое Гаеве сказал "ВМ":

- Единственное оправдание жизни моего героя - его любовь к сестре, только толку от этой любви мало.

А на вопрос: "Любит ли его Астров Елену Андреевну?", Домогаров отвечает: "Нет. Она ему нравится как женщина, но он видит, что она просто красивая бездельница".

Андрей Кончаловский в "Вишневом саде" ненавязчиво, тонко, но последовательно и убедительно говорит о том, что все чеховские герои достойны любви, только что-то внутри каждого из них сломалось и они стали неполноценными. Трагично это или комично? Зависит от того, как относиться к своему увечью. Можно с юмором, как это делает сирота и бродяга, не знавшая ни любви, ни родины, ни детства, Шарлотта Ивановна, раскладывая карты. Или со злостью, как забракованная Варя. Можно с гротеском - как Епиходов (в исполнении Александра Бобровского), которому изменила Дуняша. А можно как Лопахин - покупая сады, заводы, пароходы... Но все они вызывают горькую усмешку. Как смешно было Чехову, который женился на актрисе Ольге Книппер незадолго до смерти, и жаловался на то, что некому зашить ему носки. Актриса не представляла своей жизни без театра. Но Чехов был влюблен в нее как мальчишка - написал больше 400 писем. В своем предпоследнем письме Чехов, в ответ на вопрос жены, писал: «Ты спрашиваешь – что такое жизнь? Это все равно, что спросить: что такое морковка? Морковка есть морковка, и больше ничего неизвестно».

Уже после спектакля к Андрею Кончаловскому подходили зрители. Они благодарили режиссера за ответы на многие вопросы.

- Спасибо вам, - сказал один из них. - Теперь мы поняли, почему пала Российская империя.

- И почему же? - в свою очередь спросил у зрителя Кончаловский.

- Дефицит любви. Ее стало слишком мало...

ФОТОГАЛЕРЕЯ СПЕКТАКЛЯ АНДРЕЯ КОНЧАЛОВСКОГО "ВИШНЕВЫЙ САД" В ТЕАТРЕ ИМЕНИ МОССОВЕТА

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Сложное доказательство роли. Александр Домогаров: В полтинник начинать новую жизнь тяжко

В Академическом театре имени Моссовета премьера спектакля Андрея Кончаловского «Вишневый сад». В роли Гаева — Александр Домогаров. В интервью «ВМ» он рассказал о своем прочтении Чехова. Тем временем на сцене Театра Моссовета с успехом уже идут два спектакля, «Дядя Ваня» и «Три сестры», в которых артист играет Астрова и Вершинина. 12 декабря спектакль «Дядя Ваня» идет в 100-й раз.

Мы встречаемся в воскресенье – в час дня, а вечером Александр Юрьевич будет играть одного из самых несвободных мужчин в русской литературе – подполковника, командира Вершинина. Подходит ко мне – высокий, стройный. (далее)

Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.