Главное
Истории
Как спасались в холода?

Как спасались в холода?

Мужчина-антидепрессант

Мужчина-антидепрессант

Цены на масло

Цены на масло

Почему в СССР красили стены наполовину?

Почему в СССР красили стены наполовину?

Талисманы известных людей

Талисманы известных людей

Итоги выборов в США

Итоги выборов в США

Экранизация Преступления и наказания

Экранизация Преступления и наказания

Успех после 70

Успех после 70

Что происходит в жизни Глюкозы?

Что происходит в жизни Глюкозы?

Личная жизнь Дурова

Личная жизнь Дурова

Алексей Бородин: Руководитель театра должен уметь совершать поступки 

Развлечения
Художественный руководитель Российского молодежного театра Алексей Бородин уверен, что профессия актера требует мужества, упрямства, упорства, силы духа
Художественный руководитель Российского молодежного театра Алексей Бородин уверен, что профессия актера требует мужества, упрямства, упорства, силы духа / Фото: Инна Афанасьева
Художественный руководитель Российского молодежного театра Алексей Бородин приехал в летнюю резиденцию Союза театральных деятелей России на мастер-класс со слушателями международной летней школы, которая проходит под руководством председателя СТД Александра Калягина.

Только что на Основной сцене РАМТа состоялась премьера его спектакля «Последние дни», о которой Алексей Владимирович перед встречей с молодыми актерами, приехавшими на обучение из 30 стран мира, рассказал «ВМ».

- Давно хотел поставить пьесу Михаила Булгакова «Последние дни». Но меня смущало в ней несколько моментов о дуэли Пушкина. Булгаков писал ее к 100-летию со дня гибели поэта, и там есть этакий «юбилейный след» - некоторая формалистика. Поэтому я дополнил постановку сценами из «Медного всадника» и новой пьесы Бориса Акунина. Таким образом, в моем спектакле «Последние дни» три автора: Булгаков, Пушкин и Акунин. 

- Неожиданное партнерство Бориса Акунина с двумя великими драматургами. Расскажите, пожалуйста, историю союза трех авторов. 

- Борис Акунин – давний автор, друг РАМТа. Спектакли по его произведениям «Эраст Фандорин», «Инь и Ян. Белая версия» и «Инь и Ян. Черная версия» идут в нашем театре. Борис Акунин предложил написать новую пьесу о жизни 17-летнего Петра I для нашего театра и сделал это. Произведение получилось интересное, но довольно длинное… Я посчитал возможным включить часть пьесы в спектакль «Последние дни». Напомню, что Петр I – один из героев поэмы Пушкина «Медный всадник», и пьеса Акунина повествует о нем до восшествия на трон. 

Алексей Бородин подчеркивает, что ему не безразлично, что будет с театром после него Алексей Бородин подчеркивает, что ему не безразлично, что будет с театром после него / Фото: Инна Афанасьева

- Существует версия, что в конце жизни Пушкин, подобно Евгению из «Медного всадника», сошел с ума. Об этом в интервью «ВМ» сказал актер и режиссер Михаил Горевой. Якобы «с Пушкиным случилось то, чего он больше всего боялся и о чем писал в стихотворении «Не дай мне Бог сойти с ума»? 

- Не думаю, что буквально, в медицинском смысле с Пушкиным случилась эта беда. Но то, что перед своим уходом Пушкин находился в ужасном состоянии, что его замучили анонимки, вся эта некрасивая ситуация с Дантесом, - это однозначно. И об этом наш спектакль. Известно, что он хотел написать биографию Петра I, работал в архивах, но не смог это сделать. Перед ним такое открылось, что он ужаснулся и даже заболел. 

- Алексей Владимирович, вы учились у великого мастера, ученика Евгения Вахтангова Юрия Завадского, знали многих выдающихся артистов, воспитали плеяду звезд театра и кино, в частности, Чулпан Хаматову. Наверняка, вы поняли – в чем секрет успеха? 

- Своим артистам, ученикам я говорил и говорю: «Трудись и молись». Это общечеловеческое правило. У режиссеров – свои задачи, у актеров – свои, и единого рецепта успеха нет. Что касается режиссеров, то мне близка философия Евгения Вахтангова, который говорил и писал о непрерывном существовании на сцене: «Из вчера – в завтра». То есть по Вахтангову «сегодня» – не существует… Вот миг, и он прошел. Создать «непрерывность существования героев на сцене» - непросто, и это должен уметь делать режиссер. У Всеволода Мейерхольда есть пожелание режиссерам, которым я руководствуюсь: «Режиссер каждую секунду должен знать, что он хочет сделать». И тут же парадокс: «Прийти на репетицию и все сделать наоборот». Но знать, что и как – необходимо. 

Алексей Бородин подчеркивает, что ему не безразлично, что будет с театром после него Алексей Бородин подчеркивает, что ему не безразлично, что будет с театром после него / Фото: Инна Афанасьева

- А с чем связано приглашение молодого, талантливого Егора Перегудова на должность главного режиссера Российского академического театра? 

- Три года назад я находился в реанимации. Хотя все было не так серьезно, как думали врачи, но я задумался о том, что будет с театром, если меня не станет. Как художественный руководитель, я могу составлять штатное расписание и вводить новые должности. Мне не безразлично, что будет с театром после меня. Понимаю, что в наш век все возможно, но тем не менее я посчитал необходимым назначить преемника – режиссера Егора Перегудова. Он очень талантливый. Педагог, который поставил замечательные спектакли в нашем театре, причем первый именно на нашей сцене. Были работы в «Современнике», «Сатириконе», со студентами ГИТИСа - «Сто лет одиночества» по Маркесу (этот спектакль будет идти в Студии театрального искусства). У меня с Егором похожая группа крови. Сам я рассматриваю введение должности главного режиссера как некий поступок. Но режиссер, руководитель театра должен совершать поступки.

- Вы оставили свою мастерскую на актерском факультете ГИТИСа, хотя она была лучшей в этом театральном вузе. Почему? 

- Педагогика – самое интересное, чем я занимался в жизни. Я решил уйти из ГИТИСа, потому что не успевал руководить театром и актерской мастерской в ГИТИСе. Презирал руководителей курсов, которые редко появлялись на занятиях, перекладывая весь процесс на педагогов. Мне казалось, что это нечестно по отношению к студентам, к театру, к делу. Признаюсь, что это решение мне далось непросто. Более того, для меня это тоже поступок. Но я не жалею, что ушел из ГИТИСа. Тем более что сегодня в РАМТе есть и студия, и творческая мастерская молодых режиссеров, и возможность учиться, и тут же на практике применять знания. 

- Над чем вы сейчас работаете? 

- Я начал репетировать новую пьесу английского драматурга Стоппарда «Проблема». Замечу, что это автор нашего театра, большой наш друг, и эту пьесу он написал специально для РАМТа. 

Мастер-класс для слушателей международной летней школыпрошел на "ура" Мастер-класс для слушателей международной летней школыпрошел на «ура» / Фото: Инна Афанасьева

- Пожелание молодым актерам, для которых вы проводили мастер-класс в летней школе СТД? 

- Профессия актера требует мужества, упрямства, упорства, силы духа. Убежден в том, что победа, настоящий успех возможны только путем образования, культуры и ежедневной работы над собой. По-прежнему актуальны для всех нас слова Чехова: «По капли выдавливать из себя раба». Самое главное для человека – ощущение того, что свободен, а значит, дороже свободы нет ничего на свете. 

- А правда, что в вашем рабочем кабинете в РАМТе была квартира Антона Павловича Чехова? 

- Такая легенда существует, но я к ней отношусь, как к красивой легенде. 

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Мастер-класс известного режиссера состоится в районе

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.