Ирина Купченко: Я за экранизацию классики
- Ирина Петровна, ваша бабушка не могла не понравиться детям. Только уж очень она у вас старенькая...
- Она — сказочная. А в сказках все бабушки — старенькие. К тому же детям просто нужен образ, универсальный и родной. Такой, как моя бабушка.
- Зрители заметили, что спектакль получился очень искренним.
- Да, он свежий и чистый. Казалось, были стихи без сюжета, а получилась увлекательная история. Режиссер спектакля Юлия Пересильд — большой молодец!
- Раньше играли бабушек?
- Лет двадцать играю в кино бабушек, правда не таких старых. С кино мне везет больше, чем с театром, — интересные предложения сыплются словно с неба.
- Работая над экранизацией романа Тургенева «Дворянское гнездо», Андрей Кончаловский увидел в вас Лизу Калитину. Это было почти 50 лет назад. А в этом году вы получили из рук Кончаловского премию «Ника» за лучшую женскую роль в фильме «Училка». Приятно было получить награду от вашего первого режиссера?
- Конечно. На роль Лизы Калитиной пробовалось очень много актрис, и Андрей выбрал меня. Кончаловский — мастер, умеющий работать с актерами. Он - настоящий режиссер, умеющий работать с актерами так, как никто. Есть хорошие режиссеры, но у них нет этого дара - творческого подхода к актеру. А я никогда и не скрывала, что я из тех актрис, которым режиссер необходим. Мне очень повезло с кинематографом и с режиссерами. И сегодня везет.
- Как оцениваете свой творческий путь в Театре имени Вахтангова?
- Стать актрисой я захотела лет в двенадцать, как только увидела спектакль театра. Это было в Киеве, где прошло мое детство. Загорелась поступить в Щукинское училище. Так и случилось, и с тех пор всю жизнь играю в Вахтанговском.
- В театре служит и ваш муж - Василий Лановой. Каким было первое впечатлением от встречи с ним?
- Еще девочкой увидела фильм «Алые паруса», в котором он сыграл капитана Грея. Тогда и влюбилась - в кинематограф и в Ланового. Впрочем, в него были влюблены все девушки Советского Союза. Кстати, в спектакле «Последние луны» мы оба играем.
- В вашем театре много молодежи. Как вы думаете, чего не хватает начинающим артистам?
- Всего хватает, и молодежь очень талантливая. Хотелось бы пожелать им серьезных ролей в кино в раннем возрасте. А то молодежь начинает свой путь с сериалов, а они притупляют актерские реакции. Наше поколение меньше снималось, но в качественных фильмах, благодаря которым мы постепенно овладевали мастерством.
- На ваш взгляд, кино или театр лучше воспитывает молодежь?
- Когда я училась в школе, в институте, все очень много читали. На книгах воспитывались, учились жизни. Фильмы тоже смотрели, но их было не так много, как сегодня. Поэтому я — за экранизацию классики.
- Кто среди актрис для вас кумир?
- Грета Гарбо. Но повторить ее игру я не пытаюсь. Да и бесполезно это.
- В конце карьеры Грета Гарбо сыграла единственную в своей жизни комедийную роль - русскую женщину - дипломата Ниночку в фильме с одноименным названием. А вы почему мало снимаетесь в комедиях?
- Я бы с радостью играла в комедиях. Но, к сожалению, меня мало приглашают на комедийные роли. В кино режиссеры эксплуатируют амплуа артиста, и экспериментировать не хотят, в отличие от театра. Когда у артиста есть и кино, и театр, это большое счастье. И оно у меня есть.