Кафе «Шоколадница, 1968 год / Фото: Вячеслав Рунов/РИА Новости

Куда ходили выпивать и закусывать москвичи в СССР

Финансы

Советские кабаки и рестораны — это тема, заслуживающая отдельного внимания. Куда ходили выпивать и закусывать жители столицы в те годы? Давайте вспомним.

Есть в английском языке такая идиома — pub crawl, переводится как «ползком по пивнушкам». Весьма популярное развлечение еще с 1940–1950-х годов. Смысл в том, чтобы передвигаться за вечер из одного ресторана или бара в другой и посетить как можно больше мест. В каждом, конечно, понемногу выпивая и закусывая. После Фестиваля молодежи и студентов 1957 года и американской промышленной выставки в Сокольниках 1959 года с этой схемой вечерней прогулки познакомились и советские люди. «Вечерка» решила вспомнить самые популярные заведения Москвы советских времен — какой маршрут для паб-крола могли себе выбрать москвичи классических эпох оттепели и застоя.

Выбор заведений был не слишком богат: либо рестораны, либо более демократичные кафе. В рестораны попасть было нелегко. Если не был сделан заранее заказ столика, то надо было выстаивать длинную очередь на вход. Швейцары не спешили пускать внутрь, даже если были свободные столики. В таких случаях вопрос решался банальной взяткой в карман швейцару: обычная «такса» за вход — рубль с человека.

— Проще было пройтись по кафе, — пояснил москвовед Илья Кузнецов. — В конце 1950-х и начале 1960-х в Москве они стали появляться как грибы после дождя. Их открывали в отремонтированных помещениях или же в новоотстроенных, именно тогда появился популярный дизайн кафе «стекляшка» с панорамными окнами от пола до потолка.

В 1970-х годах приличные пивные стали называться «пивными барами».

— Да, именно с такими вывесками, — уточнил Кузнецов. — И если денег было немного, то можно было пройтись по пивным и рюмочным.

Рестораны

Одним из самых популярных был грузинский ресторан «Арагви» на улице Горького (нынешняя Тверская), недалеко от памятника Юрию Долгорукому. Место славилось отменным цыпленком табака и шашлыками. И, конечно, грузинскими винами. Ресторан открылся еще в 1938 году, и в сталинские времена туда любил заходить сам Лаврентий Берия. Из «Арагви», отведав хорошего вина, можно было перебраться в легендарную «Прагу» на пересечении проспекта Калинина (Нового Арбата) и Арбата. Заведение это было еще дореволюционным, и тогда его очень любили столичные извозчики. При СССР «Прагу» возвысили классом: в ней появилась настоящая чешская кухня.

Только здесь можно было выпить привозного чешского пива и закусить шпикачками и кнедликами. Славилось место и рецептами старых, дореволюционных русских блюд — похлебками, рассольниками и жирным наваристым бульоном с яйцом или булочкой. Для шумного гулянья здесь был набор из водки, коньяка и шампанского, а также подавали портвейны и обычные вина. От классики можно было податься в экзотику и рвануть в ресторан «Гавана», открывшийся на волне дружбы Союза с Фиделем Кастро. Располагался он на Ленинском проспекте. Тут можно было отведать, как гласил прейскурант, «порционные кубинские блюда»: суп рыбный «Перла-Дель-Сур», мясо по-сибонейски, омлет Антильский. Но, отведав раз эти изыски, завсегдатаи переставали придавать значение закускам, а вот на алкоголь внимание очень даже обращали. Дело в том, что именно здесь можно было «разбавиться» настоящим привозным кубинским ромом «Гавана клаб» за 9 рублей бутылка или более дорогим «Каней» (1 рубль 40 копеек за сто граммов и 10 рублей 50 копеек за бутылку). Для сравнения: водка «Экстра» стоила здесь 6 рублей за бутылку и 1 рубль 20 копеек за сто граммов.

— Ресторан «Арагви» действует и сейчас, хотя уже совсем не по социалистическим ценам, — отметил москвовед Кузнецов. — «Прага» то закрывалась, то открывалась, связано это было со сменой хозяев. Интерьер оставался, а вот кухню со старой уже не сравнить. Ну а ресторан «Гавана» вообще исчез. В «лихие 90-е» в его здании сделали клуб с казино, потом спорт-бар с тотализатором... Кстати, рестораны хоть и были доступны, но рядовые москвичи ходили в них по особенным поводам. Более любимы «народными массами» были кафе и пивные.

Кафе

Допустим, выпив по стопочке в паре знаковых ресторанов, советские граждане решали «догоняться» в кафе. Куда податься? Одно из самых популярных — «Шоколадница» в Парке имени Горького. Здесь рядом и аттракционы, и тир, а зимой — каток.

В «Шоколаднице» меню было простое и неприхотливое: фирменные блюда — орешки со взбитыми сливками под шоколадным соусом или блинчики с тем же соусом. В качестве горячего блюда всего одна позиция: бульон, к которому подавалась ватрушка с яйцом. Самое дорогое блюдо в меню: «куры жареные с маринованными фруктами» за 1 рубль 58 копеек. Зато в этом кафе был богатый выбор кондитерских изделий и сладких десертов. И главное — винная карта. Здесь безбожно задирали цену за коньяк (3 рубля за 100 граммов), зато был популярный у женского общества ликер «Абрикосовый» (73 копейки за порцию), портвейн «72» за 39 копеек и набор вин, чьи ценники укладывались в полрубля. Была и смешная для нас, современных, строчка «Виски «ПРИВЕТ» — 1 рубль 31 копейка». Не менее популярным было и кафе «Лира» на Пушкинской площади, где сейчас расположен «Макдоналдс». В «Лиру» шли за живой музыкой и танцами, а также за интересным набором коктейлей в баре — «Шампанькоблер» (1,18 рубля), «Таран» (1,06 рубля), «Международный» (1,08 рубля), и за такими вещами, как крюшон «Коньячный», пунш «Шартрез», пунш «Бенедиктин» и так далее.

— В 1970-х кафе в городе было много, основной публикой в них были студенты или молодые рабочие предприятий, — пояснил Илья Кузнецов. — Но пускали начиная со старших классов школы.

В «Шоколаднице» меню было простое и неприхотливое: фирменные блюда — орешки со взбитыми сливками под шоколадным соусом или блинчики с тем же соусом / Фото: pixabay.com

Пивные и рюмочные

Эти заведения в столице были в большом количестве и часто не имели собственного названия, хватало просто вывески, например «Рюмочная» или «Пельменная». При этом были в советской Москве и два пивных бара — кроме приличного выбора свежего пива, там подавали и нормальные блюда на уровне кафе-ресторанов.

— В начале проспекта Калинина (Нового Арбата) открыли легендарный бар «Жигули», — рассказал Кузнецов. — Там наливали «Жигулевское барное» и к нему давали вареных раков. Еще был известен бар «Байкал» на Щелковском шоссе. Это места со столиками и нормальной кухней. Ну и культовым местом считалась «Яма» — стоячий бар в Столешниковом переулке. Конечно, название неофициальное и появилось потому, что бар был в подвальном помещении. Никаких стульев, к пиву — сушки, вобла и бутерброды с килькой. Кстати, в бары тоже были очереди. Правда, двигались быстрее.

Из блинных самая популярная была на Таганке, и ее очень любили таксисты. Она так и называлась — «Блины». Меню простейшее: блинчики, пельмени, бутерброды. Из алкоголя — водка и пиво. Знаковым местом была чебуречная «Дружба» на Сретенке (сейчас Сухаревская площадь). Место тоже стоячее, но чебуреки там были вкуснейшие! Там же давали и пиво, но посетители приносили с собой и крепкие напитки.

— Бар «Жигули» в постсоветское время возродился на том же месте, «Ямы» больше нет, а «Дружба» переживает новую волну популярности. И чебуреки там до сих пор очень хороши, — заключил Кузнецов.

И о деньгах

Экономически посещение ресторана и тем более кафе для рядового советского москвича было вполне доступно. Шиковать каждый день, понятно, никто не мог, но обедать или ужинать в ресторане по выходным — вполне. Средняя зарплата инженеров, учителей и врачей — 120–150 рублей, офицеров невысоких чинов — 180–200 рублей, стипендия студентов столичных вузов — 40–50 рублей. Цены в заведениях могли немножко разниться, но порядковые значения были вполне понятны и долгое время неизменны. Самой дорогой холодной закуской в ресторанах обычно было «рыбное ассорти» — в районе 1,50–1,70, при этом тарелка мясного ассорти стоила около 90 копеек, а салат из огурцов и помидоров — около 30. Суп харчо подавали примерно за 40 копеек, цыпленок табака стоил примерно 2,30, порция свиного шашлыка — около рубля.

Порция обычного мороженого — копеек 20, а с добавками — не больше 30 копеек. Водка в заведениях обычно стоила 6 рублей за бутылку и 1,20 за сто граммов, различные портвейны — около 30–40 копеек за «сотку», а сухие вина — копеек 50–60. Вот и получается, что за 5–7 рублей москвич советского времени вполне мог «гульнуть» в ресторане, а потратив рублей 10–15 — устроить себе тот самый паб-крол по нескольким заведениям за вечер.

Читайте также: Многочасовые очереди и чистые туалеты: как проходил день открытия первого "Макдоналдс"

amp-next-page separator