Что происходит с официантами, пока кафе и рестораны закрыты
На фоне распространения коронавируса не лучшие времена переживает сфера общественного питания. Большинство кафе и ресторанов ушли на вынужденные каникулы. Некоторые заведения общепита поменяли формат обслуживания и доставляют заказы на дом. «Вечерняя Москва» решила выяснить, в каком положении сейчас находятся работники этой сферы и, в частности, официанты и какие меры предпринимают владельцы кафе, чтобы остаться на плаву.
Как заметила в разговоре с «Вечерней Москвой» представитель Ассоциации рестораторов и отельеров Олеся Железнякова, лучше всего среагировали на глобальные изменения сетевые заведения с активным финансовым притоком, которые своевременно перешли на новый формат обслуживания.
— Как только поступило распоряжение о закрытии общепитов, их основная масса перешла на бесконтактное обслуживание, —объяснил собеседник издания. Большинство кафе стали использовать программу лояльности UDS для работы с клиентами. То есть они выложили меню в общий доступ и включили систему доставки заказа. Соответственно, официанты, которые на этот период лишились работы, переквалифицировались в курьеров, чтобы не терять в деньгах, — рассказала Железнякова.
Из привычного набора обязательств для рестораторов, по словам Железняковой, сохранились три вечно существующие проблемы: налоги, зарплаты и кредиты. Кроме того, большинство развлекательных учреждений, функционирующих в столице, вынуждены арендовать помещения. И для сохранения места, осуществлять плату придется и далее.
— У официантов хорошая прибыль. Например, стандартная такса по Москве составляет 10 процентов от суммы счета. То есть посидел клиент на 4 тысячи рублей, 400 рублей за один столик забирает себе официант. Нужно отметить, что столичные постояльцы несмотря на требовательность, очень щедро благодарят за заботу. Но сейчас даже при всех благополучных раскладах, официантам стоит забыть о щедрости. Работа курьером, куда они так активно переходят, менее прибыльна. Средняя зарплата за полный рабочий день составляет от 800 до 1000 рублей. Месячная зарплата выходит в пределах 14-30 тысяч рублей, что не обогатит, но в условиях карантина и экономического кризиса не оставит без куска хлеба, — констатировала собеседник.
Специалист заметил, что есть вариант, когда сами работодатели могут устанавливать свою внутреннюю систему оплаты, которая может быть выше или ниже. Однако эксперт уверен, что на сегодняшний день большинство даже функционирующих общепитов затягивают пояса.
В свою очередь предприниматель и владелец одного из московских ресторанов Татьяна Сазонова сообщила, что если учреждение сокращает штат и работает на «минималке», то и дохода не будет никакого.
— Все заведения ощутили на себе отток посетителей уже с 27 марта, когда вступило в силу распоряжении о закрытии общепитов, — сказала Сазонова. — А некоторые кафе с тех пор находятся в такой ситуации, которая не позволяет им дальше вести бизнес. Все опять же сводится к тому, что арендная плата пожирает доход и отсутствие прибыли заставляет предпринимателей выбирать — спасать место или персонал.
В некоторых сетях, как отметила предприниматель, наблюдается высокое падение выручки, которое достигает 90 процентов. Такие учреждения находятся на грани банкротства, ведь в период, когда нет финансовой прибыли платить персоналу за время простоя никто не будет.
— Чтобы не стать банкротом заведения должны искать любые возможности зарабатывать, ведь остановка сейчас —равносильна смерти, — уверена спикер.
Эксперт считает, что переход на онлайн-доставку является единственным способом остаться на рынке.
— В Москве, как и в крупных городах России, служба доставки и ранее была очень развита. Но сейчас в этой сфере происходит невероятный подъем. Он прослеживается даже в небольших городах. И единственный способ спасти тружеников гостинично-ресторанного бизнеса — привлечь их именно в курьерскую службу. Тем более основные требования к кандидатам остаются прежними, но с некоторыми примечаниями: вежливость, доброжелательность, исполнительность и соблюдение правил ВОЗ на период эпидемии, которые уже и так все знают, —сообщила Сазонова.
При этом, не нужно исключать тот факт, что крупные заведения общественного питания ориентированы все же на посетителя, напомнила собеседница «Вечерней Москвы», а доставка — это лишь вторичный способ дохода.
— Все понимают, что в кафе люди ходят не столько, чтобы поесть, а, чтобы весело провести время. Да и онлайн-обслуживание не способно покрыть убытки от простоя заведения, — подчеркнула Татьяна.
Специалист также добавила, чтобы среднестатистическое кафе в Москве смогло иметь докризисный доход, число заказов должно увеличиться в 10 раз. Однако ни одно учреждение, по ее мнению, не сможет это реализовать, поскольку не организована должная инфраструктура, нет такого количества курьеров, операторов и упаковок для еды.
Напомним, в соответствии с указом президента РФ Владимира Путина, озвученного им в своем обращении к нации 25 марта, в стране была объявлена нерабочая неделя с 30 марта по 3 апреля. Решение было принято в целях сокращения контактов между гражданами и снижения темпов распространения COVID-19.
2 апреля, в ходе второго обращения главы государства к россиянам, он заявил о продлении режима нерабочих дней до 30 апреля.
Главные факты по теме коронавируса в России и мире можно прочитать ЗДЕСЬ >>>
Читайте также: Не только курьеры: названы профессии, ставшие самыми востребованными из-за коронавируса