Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Соль

Соль

Кухня

Кухня

Русская печь

Русская печь

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Хрусталь

Хрусталь

Водолазка

Водолазка

Гагарин

Гагарин

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Потомки Маяковского

Потомки Маяковского

Библиотеки

Библиотеки

Евгений Маргулис: Научился играть на гитаре благодаря соседу — мастеру блатных песен

Общество
Евгений Маргулис: Научился играть на гитаре благодаря соседу — мастеру блатных песен
Евгений Маргулис / Фото: Михаил Мокрушин/РИА Новости
Музыкант Евгений Маргулис известен не только как участник групп «Машина времени» и «Воскресение», но и как ведущий авторской телевизионной программы «Квартирник у Маргулиса».

В мае рок-команде «Машина времени» — 50. Журналист Евгений Додолев побеседовал со многими «машинистами», включая самого, на его взгляд, харизматичного — Евгения Маргулиса.

— Жень, рок-музыканты — это всегда борцы с системой? Ты революционером себя ощущал когда-нибудь?

— Нет. Даже ощущая в себе мою конфессию (иудаизм — прим. «ВМ»), я не ощущал себя революционером. Что-то мне, естественно, не нравилось как нормальному гражданину, однако чтобы «подорвать карету с царем» — не было такого.

— Но все-таки в советское время рокеры воспринимались как бунтари в глазах социума. Сейчас этот бунтарский дух существует где-нибудь?

— Все молодые — бунтари. Это понятно. А к старости, когда все обрастают семьями, превращаются в относительно добропорядочных буржуа. А так, конечно, все молодые — бунтари: не смотрят телевизор, черпают знания из Интернета. Все нормально.

— Какие вопросы чаще всего задают молодые журналисты матерому рок-музыканту?

— Это старая история... Три вопроса: «Ваши творческие планы?», «Бывали ли вы у нас в городе раньше?», «Пробовали ли вы наше пиво?». А под финал: «Приезжайте к нам зимой (или летом)» .

— Ну хоть какой-то вопрос запомнился?

— Помню радио, но город называть не буду. Вопрос начинался так: «Вот вы скоро умрете...». Я развеселился и, естественно, ничего не ответил. Иногда, конечно, детская непосредственность вышибает. Если мы берем большие города, где существуют рок-клубы, то там приходят с хорошим бэкграундом. То есть они знают, кто ты, знают, чем ты занимаешься. А в основном: «В город приехал интересный человек». И дальше берутся одни и те же вещи из Интернета, делается подборка дежурных вопросов, и начинается беседа.

Хитрый Стас Намин, приезжая на гастроли с группой «Цветы», всегда делал два листочка: вопросы и ответы. И раздавал журналистам: «Ты берешь этот, ты этот...». И статьи выходили не дежурные. Так что надо, как Ленин говорил, «Учиться, учиться и еще раз учиться».

— А для того чтобы стать музыкантом, что надо делать?

— Когда пришла эпоха Интернета и с ней возможность выдернуть любую информацию, то не проблема найти даже великого музыканта, который покажет, как он играет. Можно с ним списаться — послать ему свой файл, а он в ответ наиграет что-то свое. У нас же такого не было. Я рассказывал историю моего приятеля, который на слух «снимал» Led Zeppelin и Deep Purple. Играл в страшно неудобных тональностях, все время недоумевал: «Ну как они так играют? Гении!». А потом оказалось, что у него магнитофон просто пленку тянул. И когда он услышал это все в оригинальном виде, страшно расстроился и забросил музыку.

А вообще я считаю, что все, конечно же, от Бога. Это изначально — дано или не дано. Вот если не дано тебе, то все равно будешь 18 скрипкой в симфоническом оркестре, который играет в парках. А если дано, то профессионализм придет. Но нужно учиться играть, понимать музыку.

— Градский утверждает, что Виктор Цой и музыканты «Кино» не были профессионалами...

— Для меня существуют только два типа музыки: хорошая и плохая. И подвиды: цепляет — не цепляет. Вот, пожалуй, и все.

«Кино» цепляло. Витька Цой — гений. Наверное, какая-то гармония, черт его знает... И слова, и музыка — как-то все это здорово сплеталось. Он был какой-то другой, то есть пел человеческие слова.

Я думал всегда: почему никто не поет о повседневной жизни, ведь есть масса моментов, которые волнуют всех. А вместо этого — «на меня спустилось знамение», «чернокрылый ангел клюнул мне в мозг». Мама родная! Вот для меня показатель всего этого ужаса — название группы «Рогатые трупоеды», я ничего не могу с собой поделать...

— В жизни Евгения Маргулиса были продюсеры?

— Как таковых — нет. В основном администраторы. И то, что по-английски называется «роуди» (роуд-менеджер). Потому что у нас нет института продюсерства. Есть какие-то зачатки. Мы поздно встали с колен.

— Помимо скрипки, ты занимался и борьбой. С чего вдруг? И когда?

— В классе четвертом. Почему? Не знаю, брат заставил. Потому что ему было скучно одному ходить в секцию борьбы на «Динамо». И он сказал: «Пойдем со мной». Мы занимались вольной борьбой, самбо. Но недолго. Ему это нравилось, а мне не очень. Музыка мне нравилась больше. Я не стал великим спортсменом. К счастью.

А скрипачом я не стал благодаря бабушке. За что ей большое спасибо. У меня рано обнаружился музыкальный слух. А моя двоюродная сестра — преподаватель, и она моим указала на это. И меня отдали на виолончель. Но с ней не получилось, потому что невозможно было инструмент купить. Это все-таки начало 60-х. Вот поэтому скрипочка. И с этой скрипочкой я жил у бабушки.

А бабушка не любила музыку. Мне нравился эффект от скрежетания по струнам, который бабушку выводил из терпения. Она у меня была терпеливой, но скрипка все-таки полетела в окно. А научился играть на гитаре я благодаря Сергею Фомину — соседу по лестничной клетке, у которого была семиструнная гитара. Он был мастером в исполнении блатных песен, то есть тех самых трех аккордов, которые мне и показал. Когда ля-минор у меня куда-то сместился и прозвучал совершенно другой аккорд, Сергей произнес замечательную фразу: «Этого нам не надо. Есть три аккорда — вот это маленькая звездочка, это большая звездочка, переходи — коленчатый вал. И все».

— В медицинский институт поступить родители посоветовали?

— Нет, тут другое — мне нравилась медицина. Опять же я покойников не боялся.

— А как родители отреагировали на то, что бросил учебу?

— Сказали: «Дурак». И все. Относительно лояльно. На самом-то деле, возвращаясь к реалиям прошлого века, конечно, нужно было высшее образование. Это понятно. Потому что ты можешь стать кем угодно — хоть дворником, хоть музыкантом, но сначала получи диплом. Но мне страшно повезло, что я начал профессионально заниматься музыкой.

— Ты вообще везучий?

— Да. На самом деле я иронично отношусь к тому, что делаю. И не запариваюсь над тем, над чем не надо запариваться.

— А это распространено в среде музыкантов — вот такое ироничное отношение к собственному продукту?

— Нет, есть упертые, конечно. Ты всех их прекрасно знаешь. А тех, кто чувствует себя нормально, их тоже видно. Но их мало.

— Для знаменитых «Квартирников у Маргулиса» (программа НТВ — прим. «ВМ») люди подбираются прежде всего потому, что они близки по духу, или потому, что с ними можно сделать в музыкальном плане?

— В первую очередь я должен к ним хорошо относиться. Хотя больше половины было тех, которых я и не знал толком, мы нигде не пересекались. И меня поразило, насколько они кайфуют.

Скажем, взять группу «Король и Шут» — что-то пели, что-то играли. Не мое. А тут пригласили Князя (Андрей Князев, один из вокалистов группы «Король и Шут» — прим. «ВМ»), и он выдал нечто такое, от чего я офигел. И я понял, что не все знаю, оказывается, в этой жизни. И надо посматривать иногда в другую сторону.

Тот же самый Макс Покровский (лидер группы «Ногу свело!» — прим. «ВМ»), который выложился на все 100 процентов. И зритель был ошарашен, когда это все увидел. Но публика собирается подготовленная: мои друзья, друзья друзей, друзья музыкантов, друзья съемочной группы и пара каких-нибудь наблюдателей от канала.

С молодыми интересно. Была б моя воля — конечно, снимал бы один молодняк. Потому что достойные команды есть. Но опять же я все равно поставлен в рамки канала. Все равно есть какая-то фокус-группа, которая состоит из прыщавых юнцов, которые ничего не знают по большому счету.

И вот предлагаю Алексея Романова — «Не знаем такого». То есть пэтэушники чистой воды. И мне приходится вставать на свои кривые копытца и орать, что это мое, буду снимать, нет — идите на фиг.

— А если на какой-нибудь другой канал перейти?

— Музыка по большому счету никому не нужна в телевизоре.

— У проекта «Голос» доля огромная, его смотрят миллионы. Поэтому сказать, что музыка не интересна...

— Проект «Голос»? У меня же все живьем, можно ребят потрогать, щелкнуть по микрофону. То, что называется «обнаженный артист». Без этого пафоса, без крашеной морды. Мы же не наводим никакого грима, не надеваем костюмы в павлиньих перьях...

— Когда начинался этот проект, были амбиции, что из этого вырастет что-то? Или все для души делалось?

— Это моя идея. Вариант ностальгии. И подобных программ нигде нет. Если есть какая-то программа живого выступления, то это обычно замкнутое пространство без народа: ведущий, который не в материале, звукооператоры и операторы, которым без разницы, что концерт снимать, что похороны, что выступление какого-то начальника, — они просто ремесленники. А тут у меня и компания боевая, все умеют, и концерт играем без склеек. А если артист плохой, то народ на него, естественно, не реагирует. А тут у меня рок-н-ролл, и все по-настоящему.

СПРАВКА

Евгений Маргулис — певец, гитарист, автор песен, телеведущий. Родился в 1955 году в Москве. Наиболее известен как участник групп «Машина времени» и «Воскресение». Один из самых ярких представителей блюзового направления в российском роке, исполняет блюзовые композиции на русском языке, сам пишет тексты и музыку. С ноября 2015 года — ведущий авторской программы «Квартирник у Маргулиса», которая с сентября 2017 года выходит на НТВ.

Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.