- Город

Историю творят люди. Влияя на их эмоции, можно менять ход событий

Более 500 тысяч человек в первый день перевезли МЦД-1 и МЦД-2

Девушки не было, алкоголь не пил: что известно о погибшем аспиранте МГУ

Названы профессии, которым в будущем грозит исчезновение

Интеллектуальная история

Определена дата большой пресс-конференции Владимира Путина

Метеорологи пообещали москвичам необычное начало зимы

Диетолог рассказала, что погубило Началову и Гурченко

Павел Дуров призвал избавиться от WhatsApp

Стало известно, как вооруженный мужчина пробрался на лекцию в МГУ

СМИ сообщили новые подробности о состоянии Анастасии Заворотнюк

Ученые предложили новый способ защиты печени от алкоголя

Пресняков-старший объяснил секрет долгого брака ленью

Диетолог объяснила, почему на работе нужно отказаться от супа и котлет

Почему люди толстеют после 30 и как этого избежать

Танцовщица из Петербурга бросила Джонни Деппа

Историю творят люди. Влияя на их эмоции, можно менять ход событий

Игорь Бутман убежден, что джаз может быть отличным инструментом дипломатии

Предоставлено пресс-службой IBMG

— Игорь, прежде всего разрешите поздравить с исполнением вашей давней мечты — открытием в Москве Академии джаза при поддержке столичного Департамента культуры: символичный пример, когда власть и «свободолюбивое» искусство смотрят в одну сторону...

— Мы действительно очень давно подбирались к этому событию, я обращался к мэру Москвы Сергею Семеновичу Собянину, общался с Минкультом, даже президенту говорил о своей идее. И вот с сентября Государственное училище духового искусства (ГУДИ), директором которого я являюсь уже два года и куда мы привлекли сильных преподавателей — действующих музыкантов Московского джазового оркестра, будет преобразовано в Академию джаза. Также в состав нового училища войдет детская музыкальная школа имени Гершвина и школа им. Блажевича.

Это будет учебное заведение с новой философией, выпускники которого смогут свободно ориентироваться в разных стилях джаза, играть на нескольких инструментах (саксофоне, кларнете, флейте и не только), импровизировать. Было бы здорово обучать заодно и вокалистов. Хотелось бы создать также несколько любительских бендов для учеников разного возраста. Все-таки даже в Москве пока есть нехватка профессиональных джазовых музыкантов и исполнителей эстрадной музыки с навыками джаза, хотя популярность джаза растет, появляются новые фестивали. Надеюсь, в будущем сможем открыть филиалы академии и в других российских регионах.

Мой саксофон ревет, как лев в саванне

— Кстати, если говорить о фестивалях: совсем скоро основанный вами как частная инициатива «Триумф джаза» отметит 20-летний юбилей. Сейчас это крупнейшее событие, объединяющее на одной сцене суперзвезд разных стран, проводится в Московском Доме музыки. Столичная публика, по вашим ощущениям, как-то изменилась за последнее время?

— Она стала более требовательной, потому как уже много что видела. Если одно-два десятилетия назад приезд тех же американских джазменов был каким-то неординарным событием, то сейчас мы постоянно видим музыкантов из США и других стран в джазклубах, на фестивалях и концертах. Приезжают не только молодые исполнители, но и легенды. Очень приятно (и в нашей стране — в особенности), что на концерты стало ходить больше молодежи. Я лично это наблюдаю, так как мы часто гастролируем по миру. А тот факт, что свободных мест практически нет, — доказательство огромного интереса к джазу и культуре в целом.

— Признайтесь: тот факт, что из всего многообразия довольно сложных направлений джаза ваш биг-бенд выбирает для исполнения самый доступный даже для неподготовленной публики вариант (современная вариация традиционного свинга) — это стремление отвечать популярным и коммерчески выгодным запросам?

— В принципе джаз никогда не имел всепоглощающего коммерческого успеха, даже упомянутый свинг. А что касается так называемого современного сложного джаза — конечно, за последние полвека много чего появилось, но, к сожалению, нередко бывает, что я слушаю выступления наших «гуру авангарда», и это не вызывает никакого ответного движения души, кроме сарказма. Потому что оркестр или ансамбль, играющий авангард, должен проникать в эту музыку очень глубоко, а вместо этого приходится наблюдать «корифеев», которые толком даже не научились играть на своих инструментах и не владеют музыкальной теорией. Хотя, безусловно, таланты, исполняющие заслуживающую внимания сложную джазовую музыку, тоже есть. Просто я хочу, чтобы любая сложность была художественно оправдана, был какой-то образ, несущий слушателю яркую эмоцию. А просто играть какую-то сложнейшую чушь, которую смогут выдержать только знатоки, я не хочу. По мне лучше брать «джазовые стандарты» и вносить в них что-то новое, чтобы не повторяться. Можно играть расщепленными звуками или играть не в ритме, мой саксофон может реветь, как разъяренный зверь, как мчащийся по саванне лев, все это возможно. И тогда, если сходится высокое качество исполнения и уровень музыки, восторг зала не заставит себя ждать.

Ждем своего часа

— Вы упомянули огромный интерес публики к культуре. Любопытно, как вы для себя оцениваете феномен километровых многодневных очередей, в которые выстраиваются москвичи по случаю художественных выставок?

— Опять же, если возникают такие очереди — значит, интерес к искусству растет. И — давайте признаем — это показывает, что политика городских властей в отношении культуры оправдывает ожидания людей, голосовавших за московское руководство. Столица действительно сильно преобразилась: начиная с внешнего облика (сколько отреставрировано красивых зданий старой Москвы, сколько появилось парков, скверов для прогулок, кафе и ресторанов) до насыщенной премьерной жизни. Москва объективно является одним из главных мировых центров культуры. Сколько фестивалей проходит благодаря поддержке правительства Моск вы!.. Кого-то тревожат автомобильные пробки, ну, меня тоже, бывает, хотя иной раз я просто выхожу из машины и спускаюсь в московскую подземку. И вижу: какое же красивое у нас метро! Лично мне очень интересно, что нового происходит в живописи, театральном искусстве и музыке. Хотя свободного времени из-за проектов, гастролей почти нет, обязательно стараюсь посещать премьерные спектакли, которые советуют друзья. Три моих любимых театра — «Ленком», «Современник» и Большой, разумеется; конечно, бываю на концертах в джаз-клубах.

— Ходите по пригласительным или с очередями тоже сталкивались?

— Бывает, что и покупаю билеты, правда, заказываю через интернет, и мне присылают их на электронную почту. А когда иду на мероприятие, если захожу со всеми зрителями, то в порядке общей очереди. Как говорится, спокойно стоим, ждем своего часа.

— Вы не замечали, что в Москве и Питере «очень много государственных театров», как сказал премьер-министр, и что, может, их надо «оптимизировать»?

— Я только могу ответить, что если они заполняются зрителями, то переизбытка, естественно, нет.

Культурная дипломатия

— Деловые мероприятия, как известно, не обходятся без светской части. Ваши выступления были украшением и ПМЭФ, и Московского культурного форума. А что особенно производит на вас впечатление на таких событиях?

— Прежде всего сам масштаб. И, конечно, меня как музыканта не может не радовать, что вопросы культуры и искусства поднимаются на самом высоком уровне наряду с темами международных отношений, экономики, внутренней политики. Кроме того, такие форумы всегда являются хорошим стимулом еще больше работать, чтобы представить публике новые работы, представить молодых талантливых исполнителей. Вообще, мне кажется очень важным, что представители культуры нередко помогают хотя бы частично сглаживать острые углы, когда в политической жизни между странами возникает напряженность.

Например, фестиваль «Триумф джаза» в том числе берет на себя такую роль связующего моста: наши зрители слушают американских джазменов в Москве, а американцы, приезжая сюда, видят, как живут москвичи, и что здесь совсем не так страшно, как озвучивают американские СМИ. Кстати, посольство США поддерживает своих музыкантов и помогает нам.

При всех политических противоречиях культурная жизнь должна продолжаться, народы, таким образом, получают возможность говорить друг с другом. Я верю, что раз историю творят люди и многое зависит от их эмоций, то великая сила искусства способна направить ход событий в какое-то иное русло, не прибегая к выстрелам и человеческим жертвам.

— Тот факт, что вы были доверенным лицом Владимира Путина на президентских выборах, не мешал во время ваших американских гастролей?

— Один раз перед концертом в Нью-Йорке я увидел небольшое скопление протестующих с плакатами, подошел к ним, объяснил свою позицию, почему поддерживаю действия президента, что думаю о международных конфликтах и больше подобных акций, к счастью, не было. Никаких проблем во въезде в США ни у меня, ни у оркестра не возникало. В своих публичных выступлениях я всегда пытаюсь донести мысль о необходимости искать компромисс.

— Одна из стран — гостей открывающегося форума — Китай. Вас что-то привлекает в китайской культуре?

— С учетом того, что это одно из древнейших государств, где были изобретены очень многие вещи, которыми мы до сих пор пользуемся, конечно, Китай не может быть не интересен. Тем более сейчас эта страна находится на экономическом и культурном подъеме.

Кстати, если говорить о музыке, сейчас очень много китайских музыкантов, которые выступают в разных странах мира. Мы тоже были в Китае несколько раз с джазовыми концертами, нас всегда отлично встречают, у нас хорошие отношения с местными музыкантами. Несколько раз приезжали к нам и выступали с нашим оркестром пианист А Бу и саксофонист Си Си Ли. Сейчас ведем переговоры о том, чтобы запустить российско-китайскую образовательную программу на базе Академии джаза. Так что очень много интересных планов на будущее, и Китай в них участвует.

КСТАТИ  

По традиции деловую программу Петербургского международного экономического форума дополняет фестиваль культуры. В частности, в рамках торжественного приема, посвященного открытию форума-2019, гостей встретит Симфонический оркестр «Таврический» с попурри из произведений золотого фонда классической музыки и легендарных рок-хитов. Также выступят выдающийся российский трубач Вадим Эйленкриг, финалист шоу «Голос» Ярослав Дронов, группа «Ленинград».

СПРАВКА

Игорь Бутман родился в 1961 году в Ленинграде. Виртуозный российский саксофонист (также имеет гражданство США), руководит одним из лучших в России биг-бендов, джазовыми клубами в Москве и Международным фестивалем «Триумф джаза». В 2012 году возглавил Московский джазовый оркестр, с 2017 года является директором Государственного училища духового искусства (ГУДИ).

Новости СМИ2

Никита Миронов  

Назвавшая жителей «мразями» чиновница права

Митрополит Калужский и Боровский Климент 

«Не заслужившие» милости

Ольга Маховская, психолог

Три сестры Хачатурян: танец с саблями

Ирина Алкснис

Вода в Венеции, беда в России

Ольга Кузьмина  

Поменяйся. Или погибнешь...

Игорь Воеводин

Зачем мальчику с ДЦП подарили велосипед

Леонид Калинин, член Патриаршего совета по культуре

Подворотни не для икон

Чтобы помнили. Как школьникам рассказывать о войне

Собрал лучшего робота на международном чемпионате

Вдохновило творчество Фриды Кало

Рождение фотографии. Все началось с медной пластинки